Методическая и практическая работа педагога по изучению чувашского фольклора в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева
О.А.Сушкова
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦРДТиЮ имени Ивана Яковлева
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
В национальной культуре любого народа есть феноменальные явления. Одним из них и наиболее важным является фольклор, который с самого своего зарождения связан с историей народа, выражает его духовные ценности и надежды. В фольклоре каждого народа отражается его философия, педагогические, эстетические и этические взгляды, содержатся знания об окружающем мире.
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развитие творческих способностей подрастающего поколения. В современной педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный путь гуманизации общества.
Каковы педагогические условия внедрения чувашского фольклора в практику? Решение данной проблемы является цель нашей работы. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: рассмотрение чувашского фольклора в общекультурном аспекте; изучение характерных жанров чувашского фольклора; выявление воспитательного потенциала чувашского детского фольклора, использование его в процессе воспитания на занятиях; составление тематических занятий и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования чувашского фольклора на занятиях.
Для решения этих задач нами используются следующие методы: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; анализ передового педагогического опыта; наблюдение; беседа; анализ творческой деятельности обучающихся; педагогический эксперимент.
Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на занятиях. Используя все это, педагог воспитывает музыкально-эстетические чувства у обучающихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, двигаясь, импровизируя.
Еще в дошкольном возрасте педагоги приобщают детей к народным музыкальным традициям, используя на своих занятиях игровые народные попевки. Педагоги стараются не только познакомить ребят с народной музыкой, но и привить им любовь к чувашской народной песне.
На занятиях по фольклору дети всегда становятся главными действующими лицами. Например, в играх «Хоровод», «Солнце и луна» ребята изображают танцевальные действия, ощущая себя частицей единого целого действия.
Для приведения примеров на занятиях, часто педагоги обращаются к поэме К.Иванова «Нарспи», т.к. поэма является «Энциклопедией чувашской жизни». На ее основе педагоги открывают детям огромный мир народной культуры чувашей: здесь и чувашский народный костюм, чувашский народный танец, и обряды, и внутренний характер человека.
Дети, особенно младшие группы, очень любят игры. Игра воспринимается ими и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. Игра на занятиях, в большинстве случаев, сопровождается песней.
Песни дети воспринимают так же легко как игру. Понять песню помогает ее сюжет, смысл, содержание. Ребята еще плохо разбираются в жанрах, но с большим удовольствием исполняют то, что с движениями: хоровод, пляска, игра.
С большим интересом дети взаимодействуют с педагогами в инсценировках чувашских народных сказок, изготовлении костюмов и кукол. В качестве наглядного материала педагоги и обучающиеся изготовили большой буклет «Чувашские народные сказки», который используется на занятиях.
Танцевальная группа «Хевел» и ансамбль чувашских шумовых инструментов «Солнышко» ежегодно участвуют в городских и республиканских мероприятиях.
Не последнюю роль в изучении чувашского фольклора играет исследовательская работа, в которую дети активно и с интересом втягиваются. «Аналоги пословиц и поговорок народов Республики Башкортостан», «Изучение и характеристики чувашских народных инструментов», «Влияние языческой религии на фольклорные праздники чувашей» и т.д., отмечены призовыми местами на Республиканском и Межрегиональном уровнях.
Для определения на основе собственного опыта форм и методов использования чувашского фольклора на занятиях были разработаны планы тематических занятий: «Знакомство с историей и музыкой чувашского народа с использованием видео и ауди материалов», «Улах» и многие другие, очень часто на занятия и мероприятия приглашается народный вокальный ансамбль «Туслох» городского дворца культуры.
Воспитательный потенциал чувашского фольклора не просто значителен, но и перспективен. Педагогическое осмысление всего фольклорного наследия чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры.
Литература
1. Данилов В.Д. История и культура Чувашской Республики. 20 век: учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. – Ч.2. – 111 с.
2. Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. – Чебоксары, 1993. – 269 с.
3. История Чувашии в художественно-исторических образах (с древнейших времен до начала XX века): хрестоматия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007. – 255 с.
4. Сергеев Т.С., Зайцев Я.Н. История и культура Чувашии: важнейшие события, даты. – Чебоксары, 1995. – 79 с.
5. Страницы истории Чувашии: учебное пособие / сост. Л.А. Ефимов. – Чебоксары, 2001. – 303 с.
6. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чувашский государственный университет гуманитарных наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 1. – 2009. – 415 с.; Т. 2. – 335 с.
7. Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало XX вв.). – Чебоксары: Чувашский государственный университет гуманитарных наук, 2007. – 529 с.