Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Поделиться опытом проведения урока

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТитареваЛ.И.., учитель

русского языка и литературы

МБОУ Громыкская СОШ

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.. «Русский язык. 6 класс» Москва: «Просвещение», 2010.

Тема урока: « Правописание не с прилагательными».

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: Знакомство обучающихся с раздельным и слитным написанием не с именами прилагательными

Задачи урока:

Помочь освоить содержание орфографического правила “Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными” и алгоритма его использования.

Развивать речемыслительные способности учащихся.

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:

коммуникативные:

умение адекватно воспринимать устную и письменную речь

умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем

познавательные:

умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала, заполнения лингвистической таблицы);

умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с учебником);

регулятивные:

способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

знать правописание не с прилагательными;

уметь правильно писать не с прилагательными.

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить взаимопроверку, самопроверку; коммуникативные: умение работать в паре, в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Осознание значимости учения. Воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; дисциплинированности; ответственности; самоуважения, а также воспитание любви к русскому языку.

Основные понятия: слитное и раздельное написание, не с прилагательными, противопоставление.

Межпредметные связи: литература

Ресурсы: учебник, справочная тетрадь, карточки.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагается учащимся задание (стихотворение), написанное на доске, необходимо дополнить первое четверостишие

Выполняют задание, повторяют грамматические признаки имени прилагательного, используют свои словари-справочники.

Обучающиеся работают в парах.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Повторение разрядов имен прилагательных, правописания не с существительными.

- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся выписывают слова с не, объясняют известные орфограммы.

Формулируют цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

На доске записаны слова. Учитель предлагает выявить условия слитного и раздельного написания не с прилагательными.

Затем учитель предлагает обратиться к учебнику за дополнениями, используется при чтении теоретического материала приём маркировки текста.

Учащиеся наблюдают, анализируют и ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел, строят алгоритм рассуждения, решая, в какой форме можно записать полученную информацию (таблица, схема, кластер). Обращение к учебнику за дополнением, составление таблицы.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учитель предлагает учащимся поработать в группах. Ребятам сидящим на первом ряду, записать слова, которые без не не употребляются. Ребятам, сидящим на втором ряду, записать слова с приставкой не. составить из получившихся слов словосочетания или предложения, куда бы вошли противопоставления.

Учащиеся составляют словосочетания, предложения, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания, сильные - составляют предложения.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усвоенного содержания.

Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности.

Представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. Повторим еще раз (данное упражнение стимулирует работу легких)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает работу с карточками.

Учащиеся выполняют задание, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание. Взаимопроверка.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание по учебнику, с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

8.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся записать на елочных игрушках свои впечатления от урока и ими, после ответов, украсить елочку.

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: Упр. 308 учебника….

Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1.составить словарный диктант на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о правописании не с прилагательными.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания.

II.Актуализация опорных знаний.Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас очередной урок русского языка. Я надеюсь, что пройдет интересно, а главное - поучительно. Мы повторим то, что знаем, и, конечно же, сделаем новые открытия. В этом нам помогут знания, умения, хорошее настроение и девиз нашего урока «Думай неспешно - ответишь успешно».

Давайте послушаем стихотворение

Часть речи есть чудесная,

Такая самостоятельная!

Расскажу я с нею,

Мамочка какая:

Добрая, красивая.

Нежная, родная.

Папа самый сильный

И, конечно, смелый.

Братик очень вредный,

Хитрый, неумелый.

А щенок забавный,

Неуклюжий, милый

Надо поскорей ему набраться силы!

Ребята, обратите внимание на структуру стихотворения. Три - четверостишия. Давайте вместе дополним первое четверостишие и определим о какой части речи идет повествование в этом стихотворении

Часть речи есть чудесная,

Такая самостоятельная!

Зовется очень просто

Имя прилагательное.

Какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего предыдущего урока? Назовите имена прилагательные. 1 ученик выходит к доске и маркером в тексте подчеркивает имена прилагательные (комментированно). Скажи, пожалуйста, имя прилагательное, каким членом предложения является? Как графически выделяется? Какие еще грамматические признаки имени прилагательного вам известны?

Запишите в тетрадях число.

Что нового мы узнали об имени прилагательном на прошлом уроке? На какие разряды имена прилагательные делятся по значению?

А сейчас я вам предлагаю послушать песню и выписать имена прилагательные, определить

их разряд.

Запишем в тетрадях. Выборочный диктант.

Повторяю задание: слушая песню, выпишите имена прилагательные, определите их разряд по значению.

«Пропала собака «

Висит на заборе,

колышется ветром (2 раза)

Бумажный листок

Пропала собака (Зраза)

По кличке Дружок.

Щенок белоснежный

Лишь рыжие пятна (2 раза)

И кисточкой хвост.

Он очень занятный (2раза)

Совсем еще глупый

Доверчивый пес.

А теперь проверим, на сколько внимательно вы поработали с песней.

Бумажный - относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет. Белоснежный, рыжие - качественные, значение - цвет. Занятный, глупый, доверчивый - качественные, внутренние качества. Ребята, послушайте текст.

Сорока и заяц

- Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

- Нет, сорока, все равно плохо!

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Нет, сорока, невелико счастье.

- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Нет, сорока, что мне клыки да когти!

- Душа-то у меня все равно заячья!

-Что представляет собой текст? (диалог)

-Вспомните, как пунктуационно оформляются реплики диалога, расставьте пропущенные знаки препинания.

-Какое отношение этот диалог имеет к теме нашего предыдущего урока?

Я приглашаю вас на пунктуационную разминку. Назовите имена прилагательные, определите их разряды по значению, (лисьи, волчьи, рысьи, заячья - притяжательные имена прилагательные)

-Что было задано на дом?

Прочитайте качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Какие литературные источники вы использовали?

Я приглашаю вас на орфографическую пятиминутку.

Задание. Исправить ошибки в написании. Исправленный вариант записать, (предложения записаны на доске)

Итак, проверь себя. Самопроверка

Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Непечь кормит, а руки. Это недосада, незлость, нестрах, а просто не доумение. Не знакомец посмотрел на нос и отвернулся. Во всех ее словах и поступках чувствовалась не искренность.

А теперь объясним написание. Определим орфограмму, выделим ее графически

(коментированно)

Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Не печь кормит, ( а ) руки. Это не досада, не злость.

не страх, ( а ) просто недоумение. Незнакомец посмотрел на нос и отвернулся. Во всех ее словах и поступках чувствовалась неискренность.

III. Работа над темой урока.

Физминутка.

Представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. Повторим еще раз (данное упражнение стимулирует работу легких)

Давайте попробуем объяснить написание этих слов.(устно, слова записаны на доске)

Неряшливый, не деревянный, неширокая речка, не широкая, а узкая речка, вовсе не широкая речка.

Назовите имена прилагательные.

Давайте сравним эти прилагательные с существительными.

Есть ли что-то общее в написании не с существительными и не с прилагательными.

Сегодня мы узнаем, как пишется не с прилагательными.

Что общего в написании не с существительными и не с прилагательными?

Чего раньше не знали?

Запишем тему нашего урока. Давайте сформулируем правило, а затем определим: слитно или раздельно.

1) не употребляется без не: неряшливый;

2) при возможности подобрать синоним: неширокая речка (узкая);

3) если есть или подразумевается противопоставление: не широкая, а узкая речка; Это правило сообщает учитель.

4) если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается местоимениями и наречиями (вовсе, отнюдь, далеко, ничуть, нисколько): вовсе не широкая речка.

Работа по карточкам «Не с любыми частями речи»

1.Определить, может ли употребляться прилагательное без не

Да, может

Нет, не может.

Вывод: пиши слитно (неряшливый)

2. Установи, есть ли противопоставление ( с союзом а)

Нет

Да, есть.

Вывод: пиши раздельно ( не широкая, а узкая речка)

3. Определи, есть ли при прилагательном слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Нет

Да, есть

Вывод: пиши раздельно (вовсе не широкая речка)

4. Выясни, образует ли прилагательное с не новое слово.( подбери синоним без не или близкое по значению выражение)

Нет, не образует

Вывод: пиши раздельно (не деревянное окно)

Да, образует

Вывод: пиши слитно(неширокая речка(узкая)).

Записать в тетрадь эти слова и словосочетания. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

Работа по учебнику.

Рассмотрите таблицу.

-Какие общие с правописанием имен существительных моменты вы можете отметить?

-Что кажется вам новым?

IV. Тренировочные упражнения.

Работа в группах

Ребята, сидящие на первом ряду, запишите слова, которые без не не употребляются. Ребята, сидящие на втором ряду, запишите слова с приставкой не.

Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный.

Проверим

Первый ряд

Не употребляются без не прилагательные: небрежный, неистощимый, неслучайный, неуклюжий, ненастный, непроглядный.

Второй ряд

Слова с приставкой не

Невеселый (грустный, печальный, мрачный); неглубокий ( мелкий); необычный (странный); невежливый (грубый).

Разберем по составу слова с приставкой не. Работа с учебником

Упражнение 181.

Задание: выписать только прилагательные с не, объяснить правописание.

Отнюдь не близкий; неразлучные друзья; не робкий, а смелый; ненастный день; не большой, а маленький; вовсе не маленький; невинный поступок.

V.Итоги урока

Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке. Но мы не завершаем разговор об этой увлекательной части речи. Мы узнаем еще много интересного и научимся правильно писать имена прилагательные.

А сейчас, я прошу вас, ребята, подумать и ответить, что сегодня на уроке вам понравилось, а что нет, что нового вы узнали, что поняли. Ваши впечатления я прошу записать на елочных игрушках и ими, после ваших ответов, мы украсим нашу елочку (каждый ученик выходит к доске, встает около елочки, читает свой ответ и закрепляет свою игрушку на елочке)

Спасибо.

VI.Домашнее задание

Упр. Учебника308.

Для сильных учащихся дополнительно –варианты:

1.составить словарный диктант на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о правописании не с прилагательными

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области