ТитареваЛ.И.., учитель
русского языка и литературы
МБОУ Громыкская СОШ
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.. «Русский язык. 6 класс» Москва: «Просвещение», 2010.
Тема урока: « Правописание не с прилагательными».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: Знакомство обучающихся с раздельным и слитным написанием не с именами прилагательными
Задачи урока:
Помочь освоить содержание орфографического правила “Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными” и алгоритма его использования.
Развивать речемыслительные способности учащихся.
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:
коммуникативные:
умение адекватно воспринимать устную и письменную речь
умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем
познавательные:
умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала, заполнения лингвистической таблицы);
умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с учебником);
регулятивные:
способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
знать правописание не с прилагательными; уметь правильно писать не с прилагательными. | Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить взаимопроверку, самопроверку; коммуникативные: умение работать в паре, в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. | Осознание значимости учения. Воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; дисциплинированности; ответственности; самоуважения, а также воспитание любви к русскому языку. |
Основные понятия: слитное и раздельное написание, не с прилагательными, противопоставление.
Межпредметные связи: литература
Ресурсы: учебник, справочная тетрадь, карточки.
Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Предлагается учащимся задание (стихотворение), написанное на доске, необходимо дополнить первое четверостишие | Выполняют задание, повторяют грамматические признаки имени прилагательного, используют свои словари-справочники. Обучающиеся работают в парах. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Повторение разрядов имен прилагательных, правописания не с существительными. - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? | Учащиеся выписывают слова с не, объясняют известные орфограммы. Формулируют цель урока. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | На доске записаны слова. Учитель предлагает выявить условия слитного и раздельного написания не с прилагательными. Затем учитель предлагает обратиться к учебнику за дополнениями, используется при чтении теоретического материала приём маркировки текста. | Учащиеся наблюдают, анализируют и ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел, строят алгоритм рассуждения, решая, в какой форме можно записать полученную информацию (таблица, схема, кластер). Обращение к учебнику за дополнением, составление таблицы. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Учитель предлагает учащимся поработать в группах. Ребятам сидящим на первом ряду, записать слова, которые без не не употребляются. Ребятам, сидящим на втором ряду, записать слова с приставкой не. составить из получившихся слов словосочетания или предложения, куда бы вошли противопоставления. | Учащиеся составляют словосочетания, предложения, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания, сильные - составляют предложения. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усвоенного содержания. |
Физкультминутка Цель: сменить вид деятельности. | Представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. Повторим еще раз (данное упражнение стимулирует работу легких) | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает работу с карточками. | Учащиеся выполняют задание, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание. Взаимопроверка. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает учащимся выполнить задание по учебнику, с самопроверкой по эталону. | Учащиеся выполняют задание. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
8.Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель предлагает учащимся записать на елочных игрушках свои впечатления от урока и ими, после ответов, украсить елочку. | Учащиеся выполняют задание. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание: Упр. 308 учебника…. Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.составить словарный диктант на изученную орфограмму. 2. написать лингвистическую сказку о правописании не с прилагательными. |
Ход урока
I.Проверка домашнего задания.
II.Актуализация опорных знаний.Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас очередной урок русского языка. Я надеюсь, что пройдет интересно, а главное - поучительно. Мы повторим то, что знаем, и, конечно же, сделаем новые открытия. В этом нам помогут знания, умения, хорошее настроение и девиз нашего урока «Думай неспешно - ответишь успешно».
Давайте послушаем стихотворение
Часть речи есть чудесная,
Такая самостоятельная!
Расскажу я с нею,
Мамочка какая:
Добрая, красивая.
Нежная, родная.
Папа самый сильный
И, конечно, смелый.
Братик очень вредный,
Хитрый, неумелый.
А щенок забавный,
Неуклюжий, милый
Надо поскорей ему набраться силы!
Ребята, обратите внимание на структуру стихотворения. Три - четверостишия. Давайте вместе дополним первое четверостишие и определим о какой части речи идет повествование в этом стихотворении
Часть речи есть чудесная,
Такая самостоятельная!
Зовется очень просто
Имя прилагательное.
Какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего предыдущего урока? Назовите имена прилагательные. 1 ученик выходит к доске и маркером в тексте подчеркивает имена прилагательные (комментированно). Скажи, пожалуйста, имя прилагательное, каким членом предложения является? Как графически выделяется? Какие еще грамматические признаки имени прилагательного вам известны?
Запишите в тетрадях число.
Что нового мы узнали об имени прилагательном на прошлом уроке? На какие разряды имена прилагательные делятся по значению?
А сейчас я вам предлагаю послушать песню и выписать имена прилагательные, определить
их разряд.
Запишем в тетрадях. Выборочный диктант.
Повторяю задание: слушая песню, выпишите имена прилагательные, определите их разряд по значению.
«Пропала собака «
Висит на заборе,
колышется ветром (2 раза)
Бумажный листок
Пропала собака (Зраза)
По кличке Дружок.
Щенок белоснежный
Лишь рыжие пятна (2 раза)
И кисточкой хвост.
Он очень занятный (2раза)
Совсем еще глупый
Доверчивый пес.
А теперь проверим, на сколько внимательно вы поработали с песней.
Бумажный - относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет. Белоснежный, рыжие - качественные, значение - цвет. Занятный, глупый, доверчивый - качественные, внутренние качества. Ребята, послушайте текст.
Сорока и заяц
- Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
- Нет, сорока, все равно плохо!
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Нет, сорока, невелико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Нет, сорока, что мне клыки да когти!
- Душа-то у меня все равно заячья!
-Что представляет собой текст? (диалог)
-Вспомните, как пунктуационно оформляются реплики диалога, расставьте пропущенные знаки препинания.
-Какое отношение этот диалог имеет к теме нашего предыдущего урока?
Я приглашаю вас на пунктуационную разминку. Назовите имена прилагательные, определите их разряды по значению, (лисьи, волчьи, рысьи, заячья - притяжательные имена прилагательные)
-Что было задано на дом?
Прочитайте качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Какие литературные источники вы использовали?
Я приглашаю вас на орфографическую пятиминутку.
Задание. Исправить ошибки в написании. Исправленный вариант записать, (предложения записаны на доске)
Итак, проверь себя. Самопроверка
Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Непечь кормит, а руки. Это недосада, незлость, нестрах, а просто не доумение. Не знакомец посмотрел на нос и отвернулся. Во всех ее словах и поступках чувствовалась не искренность.
А теперь объясним написание. Определим орфограмму, выделим ее графически
(коментированно)
Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Не печь кормит, ( а ) руки. Это не досада, не злость.
не страх, ( а ) просто недоумение. Незнакомец посмотрел на нос и отвернулся. Во всех ее словах и поступках чувствовалась неискренность.
III. Работа над темой урока.
Физминутка.
Представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. Повторим еще раз (данное упражнение стимулирует работу легких)
Давайте попробуем объяснить написание этих слов.(устно, слова записаны на доске)
Неряшливый, не деревянный, неширокая речка, не широкая, а узкая речка, вовсе не широкая речка.
Назовите имена прилагательные.
Давайте сравним эти прилагательные с существительными.
Есть ли что-то общее в написании не с существительными и не с прилагательными.
Сегодня мы узнаем, как пишется не с прилагательными.
Что общего в написании не с существительными и не с прилагательными?
Чего раньше не знали?
Запишем тему нашего урока. Давайте сформулируем правило, а затем определим: слитно или раздельно.
1) не употребляется без не: неряшливый;
2) при возможности подобрать синоним: неширокая речка (узкая);
3) если есть или подразумевается противопоставление: не широкая, а узкая речка; Это правило сообщает учитель.
4) если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается местоимениями и наречиями (вовсе, отнюдь, далеко, ничуть, нисколько): вовсе не широкая речка.
Работа по карточкам «Не с любыми частями речи»
1.Определить, может ли употребляться прилагательное без не
Да, может
Нет, не может.
Вывод: пиши слитно (неряшливый)
2. Установи, есть ли противопоставление ( с союзом а)
Нет
Да, есть.
Вывод: пиши раздельно ( не широкая, а узкая речка)
3. Определи, есть ли при прилагательном слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.
Нет
Да, есть
Вывод: пиши раздельно (вовсе не широкая речка)
4. Выясни, образует ли прилагательное с не новое слово.( подбери синоним без не или близкое по значению выражение)
Нет, не образует
Вывод: пиши раздельно (не деревянное окно)
Да, образует
Вывод: пиши слитно(неширокая речка(узкая)).
Записать в тетрадь эти слова и словосочетания. Обратите внимание на обозначение орфограммы.
Работа по учебнику.
Рассмотрите таблицу.
-Какие общие с правописанием имен существительных моменты вы можете отметить?
-Что кажется вам новым?
IV. Тренировочные упражнения.
Работа в группах
Ребята, сидящие на первом ряду, запишите слова, которые без не не употребляются. Ребята, сидящие на втором ряду, запишите слова с приставкой не.
Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный.
Проверим
Первый ряд
Не употребляются без не прилагательные: небрежный, неистощимый, неслучайный, неуклюжий, ненастный, непроглядный.
Второй ряд
Слова с приставкой не
Невеселый (грустный, печальный, мрачный); неглубокий ( мелкий); необычный (странный); невежливый (грубый).
Разберем по составу слова с приставкой не. Работа с учебником
Упражнение 181.
Задание: выписать только прилагательные с не, объяснить правописание.
Отнюдь не близкий; неразлучные друзья; не робкий, а смелый; ненастный день; не большой, а маленький; вовсе не маленький; невинный поступок.
V.Итоги урока
Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке. Но мы не завершаем разговор об этой увлекательной части речи. Мы узнаем еще много интересного и научимся правильно писать имена прилагательные.
А сейчас, я прошу вас, ребята, подумать и ответить, что сегодня на уроке вам понравилось, а что нет, что нового вы узнали, что поняли. Ваши впечатления я прошу записать на елочных игрушках и ими, после ваших ответов, мы украсим нашу елочку (каждый ученик выходит к доске, встает около елочки, читает свой ответ и закрепляет свою игрушку на елочке)
Спасибо.
VI.Домашнее задание
Упр. Учебника308.
Для сильных учащихся дополнительно –варианты:
1.составить словарный диктант на изученную орфограмму.
2. написать лингвистическую сказку о правописании не с прилагательными