Конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности подготовительная группа.
Тема: «Путешествие по островкам безопасности»
Программные задачи: воспитание у детей чувства самосохранения;
развивать словесно – логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные и логические связи; развивать зрительное восприятие; развивать монологическую и диалогическую речь, развивать умение точно следовать инструкции.
Оборудование: Знак «Любить и беречь», круги красного, зеленого и желтого цвета, макет зебры, пакет, игрушка, коробка, знак игрушки, микроскоп, коробка от оксоцилиновой мази, медицинские маски по количеству детей, мыло, знак медицинской маски. Игрушки, картинка льва, жевательные конфеты, пепси-кола, чипсы, прозрачная емкость для воды.
Ход занятия:
Дорогие ребята, мы с вами живем на прекрасной планете Земля, Мир, окружающий нас, разнообразен и удивителен, но он таит и много опасностей. Долг взрослых защищать и научить вас защищаться от них. Этот знак означает «Любить и беречь». Он призывает нас взрослых любить и беречь вас – маленьких граждан России. (воспитатель говорит на фоне музыки «В мире животных»).
Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное познавательное путешествие по отровкам безопасности, согласны? Но сначала скажите, что такое безопасность? (ответы детей). А что такое опасность? (ответы детей). Вы уже знаете, от чего может исходить опасность. Давайте вспомним. (дети читают стихи, объясняют кратко).
1-ый ребенок: Спички, газ – нам не игра,
Всем об этом знать пора! (показывает иллюстрацию спичек)
2-ой ребенок: Ягоды, грибы и травы,
Могут стать для нас отравой! (иллюстрация).
3-ий ребенок: Речка, озеро и пруд.
Нас одних к себе не ждут! (иллюстрация).
4-ый ребенок: Нож, булавки и иголки,
Для детей опасны, колки! (иллюстрация).
5-ый ребенок: С человеком незнакомым.
Разговор не заводи,
Он тебя похитить может.
Поскорее уходи. (иллюстрация).
6-ой ребенок: Электричество не шутка.
И хотим мы вам сказать:
Голый провод и розетка,
Лучше с ними не играть. (иллюстрация).
7-ой ребенок: Вот животное чужое,
Незнакомое тебе,
Отойди от них подальше,
А иначе быть беде. (иллюстрация).
А теперь в путь.
Дети:
Будем правила движенья выполнять без возраженья.
Будем слушаться без спора указанья светофора.
Будем мы идти вперед, только там, где переход.
Воспитатель: (подает красный сигнал)
Осторожно! Красный свет!
Дети: Значит нам дороги нет!
Воспитатель: Желтый! (подает желтый сигнал).
Дети: Приготовились!
Воспитатель: А зеленый говорит? (подает зеленый сигнал).
Дети: Проходите! Путь открыт!
Воспитатель: Ребята, почему вы перешли дорогу в этом месте? Что за «дорожка»? Как она называется? Что она обозначает? (ответы детей-зебра).
Островок безопасности № 1.
Воспитатель: А вот и первый отровок! Смотрите! Здесь лежат какие-то вещи: коробка, игрушка, пакет! Могу ли я взять эти незнакомые мне, оставленные кем-то вещи и посмотреть? (ответы детей).
Почему? Проводится краткая беседа: незнакомые вещи могут таить в себе угрозу – взрывное устройство, химические наполнители и т.п.
Вывод: Нельзя брать незнакомые вещи и предметы в руки. При обнаружении незнакомых предметов нужно сообщить об этом взрослым людям!
Запомните ребята этот знак! (знак игрушки). Идем дальше.
Островок безопасности № 2.
Это музей Гигиены. А что такое гигиена? (ответы детей). Правильно! Это чистота вокруг нас и в нас! Иногда эту чистоту нарушают микробы, вирусы и бактерии, Хотите увидеть через микроскоп, как выглядит микроб?
(Дети рассматривают в микроскопе «микроб»). Ученые и врачи борются с ними, Но вирусы мутируют, изменяются и нападают на человека. Сейчас весна, многие из вас уже болели гриппом, Грипп очень опасен! Знаете ли вы, как уберечься от гриппа? Я приглашаю вас в «Противовирусную лабораторию».
Краткая беседа: Должны ли мы укреплять свой организм? Как? (рассуждения детей).
Вывод: Часто мыть руки, делать зарядку, дышать свежим воздухом, есть фрукты и овощи.
Практическая часть: каждый из вас может сам защитить себя от вируса, если:
1.Смазывать носовые проходы ватными палочками «оксоцилиновой» мазью,
2. Носить защитную маску и менять ее каждые два часа.
3. Часто мыть руки. Запомните этот знак! (Знак медицинской маски).
А это островок безопасности № 3.
У нас на пути игровая площадка! (физкульминутка).
Здесь мы просто поиграем: (дети иммитируют движения)
Лыжник едет по лыжне,
В хоккей играю на траве,
Во дворе снежки скатай,
Только это твердо знай –
На дороге не играй!
Запомните это дети.
Островок безопасности № 4.
Дети, сейчас нам пригодятся наши защитные маски! Оденьте их пожайлуста! Посмотрите – какое большое скопление людей! (дети надевают маски). Мы с вами в самом детском из всех детских миров – в «Мире игрушки». Часто вам покупают игрушки? (ответы детей). Как вы думаете, все ли игрушки безопасны? (краткая беседа). Выберите себе игрушку! Чем привлекла игрушка? (опрос детей).
Игрушки, с которыми играете вы сейчас, неопасны, они сделаны в нашей стране – России! И прошли специальный контроль. К сожалению игрушки, сделанные в других странах не все безопасны для вас: некоторые из них сделаны из вредных для нашего здоровья материалов, красителей, наполнителей, Игрушки, сделанные в других странах можно покупать только те, на которых есть такой знак! Запомните его! Это информационный знак. Он разработан в Британии ассоциацией игр для того, чтобы покупатели знали – это безопасно! Этот знак разрешено ставить только на безопасные игрушки –картинка льва.
Островок безопасности № 5
А вот и последний островок с интересным названием «Фаст – фуд». Кто знает, что он означает? (ответы детей).
«Фаст – фуд» - это быстрая, вкусная, но очень вредная еда! Что продается в этом «Мини-маркете»? (чипсы, кола, пепси, жевательные резинки и т.п.)
Сейчас мы проведем эксперимент: разверните жевательные конфеты и опустите в эту емкость. А я залью все это пепси-колой, Видите, что происходит в вашем организме, когда вы употребляете это? Нравится вам это? Полезно это для вашего организма? (ответы детей). Воспитатель: Давайте вспомним, какие знаки мы увидели на островках безопасности и что они означают.
Заключение: Ребята! Как я уже сказала в самом начале: «Мы живем с вами в прекрасном мире,
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе
(по областям «Чтение художественной литературы» и «Безопасность»)
на тему: «Пряничный домик»
Задачи
Образовательные:
Привлечь внимание детей к описанию внутреннего состояния героев;
Учить кратко описывать события в сказке;
Помочь детям дать мотивированную оценку персонажам;
Закрепить знания детей о поведении в незнакомом месте;
Воспитательные:
Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду;
Развивающие:
Развивать произвольное внимание, долговременную память, наглядно — образное мышление;
Демонстрационный материал: макет «пряничного» дома, иллюстрации к сказкам «Три поросенка», «Заюшкина избушка», портрет Ш.Перро, изображения марципана, чулана, презентация с иллюстрациями к сказке Ш.Перро «Пряничный домик»;
Предварительная работа: беседа на тему «Ш. Перро — великий сказочник»; знакомство детей со сказками Ш. Перро «Красная Шапочка», «Фея», «Кот в сапогах», «Золушка»;
Ход занятия:
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит макет пряничного домика.
Воспитатель (В): ребята, пожалуйста, посмотрите на стол. Как вы думаете, что находится на столе?
Дети (Д): домик.
(В): Что вы можете сказать про этот домик? Домик обычный или волшебный? Из чего он сделан?
(Д): домик волшебный. Сделан из конфет, печенья, пряников.
(В): Правильно, этот домик необычный, волшебный, сделанный из различных сладостей. Вы уже знаете много сказок. Вспомните, в каких сказках говорится о домиках и какие были там домики?
(Д): «Три поросенка» (дома из соломы, из прутьев и веток, каменный), «Заюшкина избушка» ( ледяная и лубяная избушки).
Воспитатель демонстрирует иллюстрации к сказкам «Три поросенка» ,«Заюшкина избушка».
(В): Верно, а сегодня я вам прочту сказку Ш.Перро «Пряничный домик» (указывает на портрет Ш.Перро). В нашей сказке есть незнакомые слова: Марципан- это сладость, сделанная из ореха (миндаля), сахарного сиропа и сахарной пудры (воспитатель показывает картинку с марципаном). А как вы думаете, что такое чулан? Чулан — это маленькая комнатка, кладовка в сенях дома, в которой хранятся продукты и разные вещи (воспитатель показывает картинку с изображением чулана).
(В): Слушайте внимательно, а потом скажите, что за домик был в сказке и кто в нем жил.
Воспитатель выразительно читает сказку, а на экране постепенно возникают картинки к сказке Ш.Перро «Пряничный домик».
После прочтения сказки, воспитатель задает вопросы. (В): скажите коротко о чем говорится в сказке Ш.Перро «Пряничный домик»?
(Д): Брат и сестра Жан и Мари были из бедной семьи, они пошли в лес за грибами и заблудились. На полянке они наткнулись на волшебный домик, сделанный из разных сладостей. В этом домике жила старуха, которая захотела съесть маленьких ребят. Для того, чтобы они стали вкуснее, ведьма начала их откармливать. Мари предложила обмануть старуху и показывать ей через щелку вместо своей руки тоненькую палочку. Но ведьма раскусила обман и затопила печь для того, чтобы приготовить из бедного Жана блюдо. Жан перехитрил ведьму, сказав, что не знает как правильно лечь на деревянную лопату для печи. Ведьма решила показать мальчику и в это время брат со сестрой засунули лопату вместе с ведьмой в печь. Ведьма исчезла, пряничный домик развалился, а ребята вернулись домой живые и невредимые.
(В): какой эпизод в сказке для вас был самым страшным?
(Д): -Из доброй и приветливой она превратилась в злую ведьму.- Вот вы и попались! - прохрипела она, потрясая своей клюкой. - Разве это хорошо, есть чужой дом? Вы мне заплатите за это!
- Сиди тихо, негодник! - прикрикнула ведьма. - Ты ел мой дом, теперь я съем тебя! Но сначала мне надо немножко откормить тебя, а то ты слишком худенький.
- Видишь это яблоко? - спросила старуха Жана. Она взяла со стола спелое сочное яблоко и кинула его в печку. Яблоко зашипело в огне, сморщилось, а потом и вовсе исчезло. - То же самое будет и с тобой!
- Ведьма схватила большую деревянную лопату, на которой обычно кладут в печь хлеб, посадила на нее пухленького Жана и сунула в нее.
(В): какие слова помогли автору сказки сделать эти эпизоды страшными?
(Д): - слово «негодник»- человек, который желает добро другому не будет его называть плохими словами;
- «прохрипела она, потрясая своей клюкой» - Ш.Перро специально описывает голос старухи и ее внешний вид, для того, чтобы мы, детки, поняли как страшно было Жану и Мари, когда они увидели ведьму;
- Ш.Перро использует сравнение для того, чтобы было ясно, что хочет сделать с Жаном и Мари ведьма и как это страшно: «Яблоко зашипело в огне, сморщилось, а потом и вовсе исчезло. - То же самое будет и с тобой» ;
(В): что вы можете сказать о героях сказки, какие они?
(Д): Жан и Мари- добрые детки из очень бедной семьи, которые очень часто оставались голодными. Ребята очень смелые, отважные и умные, они не побоялись ведьму и сумели ее перехитрить. Также Жан и Мари были очень неосторожными: пробовали еду и питье, не удостоверившись в их съедобности.
Старуха была одинокой, так как рядом с ней никто не жил. Она была очень злой, коварной и негостеприимной: вместо того, чтобы хорошо принять заблудившихся путников, она хотела их съесть.
(В): правильно. А что вы могли бы посоветовать Жану и Мари, чтобы они в следующий раз, когда отправились в лес, не попались к злой ведьме?
(Д): - не ходить в лес и в другие места без взрослых; в лесу стоит быть очень внимательным и не стоит задерживаться там, следует до наступления темноты вернуться домой; не стоит разговаривать с незнакомыми людьми и пробовать на вкус незнакомую пищу;нельзя без родителей заходить в гости к незнакомым людям;
(В): ребята, вам понравилась новая сказка Ш.Перро?
(Д): да.
(В): кто запомнил как она называется?
(Д): «Пряничный домик».
(В): молодцы. А в конце занятия мы с вами прочитаем наиболее понравившиеся вам эпизоды сказки.
В заключение воспитатель читает эпизоды из сказки по выбору детей.
Во второй половине дня в свободное время воспитатель совместно с детьми рисуют на тему «Пряничный домик».
Цели:
Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).
Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических
связях между неживой и живой природой.
Уточнить представления о многообразии овощей.
Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат
обобщения в развернутом речевом суждении.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Материал:
Поднос с овощами.
Карточки для раскрытия стадий и условий роста растений.
Два обруча (зеленый и черный), набор овощей (морковь, свекла, лук, петрушка,
огурец, капуста, горох, помидор, картофель, репа) для фланелеграфа.
Предметные картинки «Овощи».
Ход занятия
Воспитатель. Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор).
Воспитатель. Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).
Воспитатель. Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры - овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель. Верно! Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи.
(Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).
Воспитатель. Овощи - это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.
(Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность).
Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.
(В процессе беседы воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).
Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
Воспитатель.
Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.
Физкультурная минутка «Убираем урожай»
Собирайся народ,
Взрослые и дети!
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Выходи на огород,
Пока солнце светит.
(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)
Дергай свёклу,
Чтобы не засохла,
(«Таскают»)
Капусту срезай,
(«Срезают»)
Картошку копай -
(«Копают»)
Собирай урожай!
(Встают лицом в круг, выполняют наклоны).
Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах.
(Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную доску, где выставлены карточки, на которых изображены «ответы» на вопросы).
Где растут овощи? (Карточки 1-2).
Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? (Карточки 3-7).
Для чего человеку нужны овощи? (Карточка 8).
В каком виде едят овощи? (Карточки 9-10).
Кто, кроме человека помогает овощам? (Карточки 11-19).
(Дети рассказывают об овощах по цепочке)
Воспитатель. Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа.
Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.
Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».
Воспитатель. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.
(Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь, репа, картофель).
В конце занятия дети вспоминают все, о чем говорили на занятии.