Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №4
Рассмотрено: | Утверждено: |
На педагогическом совете | Заведующий Шодик Т.Е. |
Протокол №1 от 30.08.2017 | Приказ № 59 от 30.08.2017 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОЛЬКЛОРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7-ЛЕТ
«ЗАБАВУШКА»
Составил: Боженова Лидия Николаевна Музыкальный руководитель Высшая квалификационная категория Венгерово2017-2018 | |
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………….3
1.2 Цели и задачи программы………………………………………………………………………………………………………………….6
1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………………………………………………………….7
1.4 Возрастные особенности детей…………………………………………………………………………………………………………….8
1.5 Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………………………………………10
2.Содержательный раздел
2.1 Учебный план………………………………………………………………………………………………………………………………11
2.2 Содержание образовательной деятельности……………………………………………………………………………………………...11
Календарно – тематическое планирование……………………………………………………………………………………………….16
2.3 Описание форм, способов, методов реализации программы……………………………………………………………………………24
2.4 Модель взаимодействия музыкального образовательного процесса…………………………………………………………………....25
3.Организационный раздел
3.1 Организация предметно – пространственной развивающей среды……………………………………………………………………..26
3.2 Структура и расписание занятий…………………………………………………………………………………………………………..28
3.3 Перечень методических пособий…………………………………………………………………………………………………………..29
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он
ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской
традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе.
Дополнительная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Забавушка» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 17 октября 2013 года № 1155).
Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях жилищного фонда. СанПиН 2.4.1.3147-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 68).
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)
Устав МКДОУ Венгеровского детского сада №4
Актуальность.
Дополнительная программа фольклорного кружка «Забавушка»» ориентирована на воспитание
ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений.
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где он играет, его воспитатели, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому я решила максимально обогатить впечатления детей, их эмоциональное восприятие. Для меня эта тема актуальна еще потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы ни захватила веселая русская пляска. В нас это заложено генетически – и колыбельные про серого волчка, и потешки «ехали-ехали». Все это нам пели и рассказывали наши бабушки и мамы, а им – их бабушки и мамы. Поэтому каждый из нас – частичка того большого, что называется «русский народ». И свою основную задачу я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, промыслами, привить им любовь к русской культуре и традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям. Выбранный мною путь развития малышей через народный фольклор, направлен на развитие гражданских чувств, формирования творческих способностей. Духовная жизнь ребенка полноценна, если он живет в мире сказки, музыки, игры, танца. Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.
С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству, а также с целью развития у детей музыкальных и творческих способностей была организована работа фольклорного кружка «Забавушка»
Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к
ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Принцип, лежащий в основе
всей программы, дает возможность детям в течении двух лет изучать и воспроизводить обряды, праздники, обычаи и
соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с
каждым годом.
Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания
по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.
Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в
фольклорных праздниках, проводимых в кружке и ДОУ.
Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства
ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти
нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.
Общеразвивающая программа фольклорного кружка « Забавушка» составлена с учетом требований современной
педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учетом интересов
детей, с учетом современной жизни.
Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы
образовательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется
гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к
проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А
также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные
знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому,
активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа модифицированная, составлена на основе программы М.В. Хазовой «Горенка» Е.Г.Борониной « Оберег» и Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор»
Дополнительная программа состоит из 3 разделов и рассчитана на 2 года обучения:
1год – старшая группа с 5 до 6 лет
2 год – подготовительная группа с 6 до 7 лет.
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.В программе учтены все современные подходы дошкольного образования , что в полной мере соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам дошкольного образования, устанавливая в качестве основополагающего принципа – интеграцию образовательных областей; - основывается на концептуальных подходах развития ребенка в процессе активной деятельности, на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; - ориентирована на общечеловеческие и российские культурные традиции; - предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей; - учебный материал, формы организации образовательного процесса, рекомендуемые виды деятельности не только полностью отвечают поставленным целям и задачам, но и обеспечивают результативность их реализации.
Реализация программы осуществляется через регламентированную (занятия, праздники) деятельность.
Дошкольное образование по реализации программы ведется на русском языке.
Программа является « открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.
Задачи :
Образовательные:
1 Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2 Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях
русского народа.
3 Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
Развивающие:
1 Развивать кругозор и интерес к народной культуре;
2 Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
3 Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-
слуховые представления;
4 Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей:
5 Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Воспитательные:
1 Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
2 Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
3 Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории
России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.
1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения детей музыкальному фольклору одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности. Содержание и объем знаний о фольклоре, объем вокальных и танцевальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
Принцип наглядности. В процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения педагогом.
Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью фольклорным музыкальным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение произведения.
Принцип прочности. Выученные детьми песни, хороводы, игры через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Чтобы повторение не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление фольклорного музыкального репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.4 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Старшая группа (от5 до 6 лет)
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит целенаправленный характер. Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально-ритмической деятельности дети чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В плясках, музыкальных играх, способны выразительно передавать музыкальный образ.
Дети осваивают навыки игры на инструментах в основном ударной группы ( ложки, трещотки, бубенцы). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка. У детей активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления). Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности. Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы — ре, (ре-диез) второй октавы. Исполнение песен приобретает выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло), как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни, и возникает потребность в их повторном исполнении.
Движения становятся координированными. Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания. Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно-игровых движений. Различают жанры танцевальной музыки, запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные элементы в свободных плясках.
В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.
В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на занятиях, но и во время праздников, концертов.
1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
• Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных форм (колядки, заклички, потешки, пословицы, припевки, считалки, загадки, дразнилки).
• Инсценировать русские народные песни, организовать игру.
• Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).
• Исполнять песни, заклички, плясовые, хороводные с соответствующими движениями.
• Владеть приёмами игры на ложках, играть ансамблем.
•Уметь сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения, движения в свободной пляске.
• Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками. Уметь творчески самовыражаться.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия
Календарные праздники
Видео и фотоматериалы
Отзывы родителей
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы. Он скоординирован с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. Занятия организуются в течение всего учебного года.Учебный план состоит из 72 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг: в сентябре и в мае, и 68 занятий обучающего характера.
Возрастные группы | ||
Старшая | Подготовительная | |
Длительность занятия | 25 | 30 |
Количество в неделю | 2 | 2 |
Общее время | 50 | 60 |
Количество занятий в год | 72 | 72 |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Детский музыкальный фольклор» (прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пестушки).
Задачи раздела:
Развивать в детях музыкально-певческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;
Развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
Помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя её на простейшую мелодическую попевку;
Совершенствовать вокальные навыки, чёткость произношения слов, правильность дикции.
«Народная песня»
Задачи раздела:
Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка;
учить сравнивать произведения различных жанров;
учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании песни;
учить петь выразительно, используя различные интонации;
совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.
«Игровой фольклор».
Задачи раздела:
Развивать у детей культуру движений;
Учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);
Развивать творческую активность.
«Хоровод».
Задачи раздела:
Развивать воображение детей, сообразительность, смекалку;
Совершенствовать ритмические, драматические способности детей;
Учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни.
«Игра на детских музыкальных инструментах».
Задачи раздела:
Развивать чувство ритма, музыкальную память;
Учить ансамблевой игре.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР
Колыбельные:
Баю, баю, баю не ложися с краю
А баю баюшеньки прилетели гуленьки
Баю баюшки баю жил мужик на краю
Ляг-ка Ваня на бочок, придет серенький волчок
Пеструшки потешки прибаутки:
Сорока сорока где была
Ладушки ладушки где были у бабушки
Киска –мурыска где ж ты была
Чук-чук наловил дед щук
Чижик пыжик где ты был
Скок скок поскок молодой дроздок
Вышла кошка за кота
Колядки:
Сею сею посеваю с новым годом поздравляю
Колида колида куды пошла
Хороводы:
Заплятися плетень заплятися
Во саду ли во огороде
Светит месяц
А мы просу сеяли
Заинька во садочке
На горе – то мак
Бояры а мы к вам пришли
В хороводе были мы
Песни:
Где же ты был мой черный баран
Летели две птички
Комара муха любила
Вечор заинька где ты был
Комар шуточку шутил
А пчелушка златая
Как у наших у ворот
Игры:
У медведя во бору
Жмурки
Колпачок
Как у дяди семиона
Золотые ворота
Гори гори ясно
Растяпа
Анюта
Садовник
Краски
Сказки:
Кот и лиса
Старуха и лапоть
Иван коровий сын
Мороз
Крошечка
Два поросенка
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 - 2 | «Что такое фольклор?» | Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками, с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру. Учить точно передавать хлопками и притопами простой ритмический рисунок. | Считалка «Сорока», «Сидел петух» Игра «Пошла коза по лесу» |
3-4 | Детские потешки – дразнилки и насмешки» | Продолжать знакомство с малыми формами фольклора: с потешкой и дразнилкой, на примере русской народной игры, а также дразнилки «Барашеньки» с элементами круговой игры. Разучивание русской потешки «Федул и Прошка» с игрой на инструментах. Использовать на занятии считалки при проведении игр. | Потешка «Федул и прошка» Прибаутки: «Барашеньки- крутороженьки», «Ворон», «Бай-качи»; Игра: «Пошла коза по лесу» Считалка «На золотом крыльце сидели» |
5-6 | «Скороговорки говорим, да выговариваем» | Познакомить с жанром скороговорка. | Считалки: «На золотом крыльце сидели»; Скороговорка «Маргаритки» Игра: «Золотые ворота»; |
7-8 | «Небылицы в лицах» | Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. | Небылицы: «Вы послушайте ребята»; «Рано утром, вечерком»; «Чепуха» |
ОКТЯБРЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Песня – душа народа» | Рассказать о многообразии жанров русской народной песни . Познакомить с жанром шуточной песни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания. Воспитывать выдержку в круговых играх, а так же выразительно передавать игровые образы песни. | Русская народная песня; «Как у наших, у ворот» |
3-4 | «Развесёлый хоровод» | Рассказать о многообразии русских хороводов. Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни. Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом. Работать над улучшением качества кружения, притопов. | ХОРОВОД: «Вейся- вейся капустка моя» русская народная песня. Песня «Как у наших, у ворот» |
5-6 | «Песни пели с колыбели» | Познакомить с жанром колыбельной песни. Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен. В хороводе закреплять умение, согласовывать свои действия с пением. Реагировать сменой движений на смену характера музыки и самостоятельно менять направление движения. | Колыбельные песни «Котенька – коток»; «А баиньки – баиньки» «Ай баю, баю, баю» |
7-8 | «Всякому делу своя пора». | Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на ложках. Воспитывать внимательность, совершенствовать выразительность движений в передаче игровых образов. При исполнении хоровода самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. | РНП «Во кузнице» |
НОЯБРЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Русская изба» | Знакомить детей со старинным деревенским домом, жилищем наших предков с использованием иллюстраций. Познакомить с традицией русского народа – посиделками, вечёрками. Исполнение хороводов, частушек, круговых игр загадывание загадок, соревнование шуток, небылиц и скороговорок между парнями и девушками. | |
3-4 | «Народные суеверия» | Знакомить с русскими народными суевериями: домовым, водяным, лешим – духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам, поиграть в русские народные игры этой тематики. Побуждать, выразительно передавать игровой образ, импровизировать танцевальные движения, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально. | Игры: «Бабка –Ёжка»; «Водяной»; «Дед Домовой». |
5-6 | «Умельцы - мастера» | Рассказать о народных промыслах в русских селениях, мужском труде и женских заботах. Воспитывать уважение к русским традициям. Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке. Развивать музыкальную память. | Игра «Как у дяди Семиона» Частушки РНП «Я на горку шла» |
7-8 | Бабушка - Загадушка | Занятие с загадыванием загадок о предметах старинного русского быта. Знакомить детей с названием бытовых предметов старины (корыто, лучина, коромысло, сундук) | Песня «Пошла млада за водой» |
ДЕКАБРЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Русская Зима» | Знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, ярмарочной суеты. Начать освоение основных танцевальных движений в новом хороводе, воспитывать культуру движения в танце. Создать условия для инсценировки песен, развивая желание двигаться и импровизировать. выразительной передачи образа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста. | «Заинька во садочке» |
3-4 | Зимние подвижные игры | Продолжать прививать любовь к народному творчеству в исполнении хороводных игр. Развивать чувство ритма. Закреплять умение воспринимать шутливый характер песни. Воспитывать выдержку в круговых играх, а также выразительно передавать игровые образы песни. | «Веселая ткачиха» «Комар шуточку шутил» |
5-6 | Зимние календарные праздники | Рассказать детям о русских народных зимних праздниках обрядах и обычаях. Познакомить с древними традициями празднования Рождества. Разучить календарные песни. | «Сею сею посеваю с новым годом поздравляю» |
7_8 | Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство с обрядовыми песнями и колядками к празднику Рождества. | «Колида колида куды пошла» |
ЯНВАРЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Рождество» | Попеть колядки. Работать над ритмом и развивать воображение в игре на музыкальных инструментах. Учить петь выразительно без напряжения, напевно. В танцах закреплять умение двигаться в разных темпах, совершенствовать дробный шаг, «ковырялочку». | «Веселые тройки» «Калинка» «Бояры, а мы к вам пришли» |
3-4 | «Народные обычаи» | Продолжать обогащать репертуар календарными песнями. Знакомить с обрядовыми играми, развивать мелкую моторику рук в игре на ложках. | «Колечко» |
5-6 | «Народные обычаи: гадания и приметы» | Рассказать о такой традиции как девичьи гадания. Продемонстрировать этот процесс в играх. | «Колечко» «Гадание на валенках» |
7-8 | «Крещение» | Познакомить с историей возникновения православного праздника. |
ФЕВРАЛЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Зимние подвижные игры» | Продолжить знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, игрищ, устраиваемых на улице в зимнее время. | «На горе – то мак» «В хороводе были мы» |
3-4 | «Весела была беседа» | Познакомить с традицией русского народа – посиделками. Учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях. Формировать ритмический слух и музыкальную память. | «Как у наших, у ворот» «Камаринская» |
5-6 | «Народные наигрыши» | Познакомить детей с традиционными народными инструментами: балалайка, свистулька, рожок. Послушать наигрыши. | |
7-8 | «Встреча Масленицы» | Познакомить детей с Масленицей, праздником, который отмечают в конце зимы и празднуют целую неделю. Рассказать, как называются каждый день масленичной недели. Разучить частушки. | «Как на масленой недели» «Гори гори ясно» |
МАРТ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Масленичные лакомства» | Продолжить знакомить детей с традициями празднования масленицы. Продолжить работу над частушками, учить петь выразительно, без напряжения. Сопровождать пение частушек игрой на ложках. | Частушки |
3-4 | «Масленичный переполох» | Продолжать закреплять умение двигаться в хороводе синхронно с пением. Учить петь выразительно, точно передавать содержание и характер песни частушки. | «Где же ты был мой черный баран» |
5-6 | «А мы масленицу провожали» | Закрепить знания детей о традиции празднования масленицы. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. Участие в районном празднике «Масленицы» в Доме Культуры. | Частушки «Ручеек» |
7-8 | «Идет матушка весна» | Разучивание весенних песенок, закличек. Воспитывать желание детей двигаться под музыку, осваивая новые движения пляски. Учить передавать содержание песни через инсценировку. | «Жаворонушки прилетите к нам» «Дождик дождик пуще» |
АПРЕЛЬ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-8 | «Пасха пришла - отворяй ворота» | Познакомить детей с историей праздника - Пасха. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. Развивать музыкальные навыки, воображение и творческую активность. Обобщить полученные знания при непосредственном участии в празднике. | «Ой , заплятися плетень» «А пчелушка златая» «Суп варить» |
МАЙ
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1-2 | «Без частушек прожить можно да чего – то не живут» | Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. | Частушки подобранные и выученные вместе с родителями |
3-4 | «Где песня льется, там легче живется» | Повторение изученных песен | |
5-6 | «Были б песни – будут и пляски» | Разучивание хороводных игр и хороводов | «Селезень утку ловил» |
7-8 | «Скучен день до вечера коли делать нечего» | Повторение изученных игр | «Яшка» «Салочки – выручалочки» |
2.3. ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации программы педагог: продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
осуществляет развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности (пение, игра, пляски, хороводы);
сочетает совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей;
ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о фольклоре;
создает развивающую предметно-пространственную среду;
наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей.
2.4.МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (примерная)
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами
Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей детей, показ открытых занятий.
Работа с родителями
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
. Консультации по вопросам развития детей;
. Домашние задания;
. Совместные праздники;
. Информация достижений (фотографии, дипломы, грамоты, видео).
1.Взаимодействие с музеем.
2.Взаимодействие с детской музыкальной школой.
3.Взаимодействие с центром культуры.
4.Взаимодействие с домом детского творчества.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация предметно – пространственной развивающей среды.
Модель предметно-развивающей среды отражает ее структуру и содержание в процессе воспитательно-образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.
Развивающая, предметно-пространственная среда, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МКДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию поставленных программой целей и задач; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
Насыщенность - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
Трансформируемость - дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность - позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);
Вариативность - позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
Доступность - создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
Безопасность - обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
Спокойная и доброжелательная обстановка,
Внимание к эмоциональным потребностям детей,
Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,
Созданы условия для развития.
Материально- техническое оснащение:
Музыкальный зал
Мультимедийное оборудование
Русские народные музыкальные и шумовые инструменты
Народные костюмы
Устный и музыкальный фольклорный материал
Предметы русского народного быта
Атрибутика
3.2.СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Структура занятия с детьми 5-6 лет
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть:
беседа,
пение, инсценировки,
музыкально - ритмические движения, музицирование.
Игра.
Структура занятия с детьми 6-7 лет.
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть:
беседа,
пение, инсценировки,
музыкально-ритмические движения, музицирование.
Игра.
Релаксация.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на два года обучения. Проводится 36 занятия в год, 8 раз в месяц в определённые дни недели (1 занятие в понедельник, 2 занятие в пятницу). Продолжительность занятия - 25 мин. (старшая группа), 30 мин (подготовительная группа). Количество детей в группе – 19 человек, из них 11девочек,8 мальчиков.
3.3 ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
1. Басаева Ю.Ю. Мартынова Т.Ю. «Шла коза по мостику». Детский фольклор. Новосибирск 2012
2. КуприяноваЛ.Л. «Русский фольклор» Москва 2008
3.Михайлова М.А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод» Ярославль Академия развития академия холдинг2001г.
4. Мерзлякова С.И. «Фольклор – музыка – театр» Москва Гуманитарный издательский центр Владос 1999г.
5.Кононова Н.Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» » Москва «Просвещение»1990г.
6. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва «Просвещение»1990г.
7. Макшанцева Е.Д. «Детские забавы» Москва «Просвещение»1991г.
8.Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы ,игры, упражнения для красивого движения» Ярославль Академия развития2001г.
9. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. «Календарные обрядовые праздники для дошкольников Москва: педагогическое общество России 2007
10. Суровяк Л.В. Тарасевич Н.А. «Заинька во садочке» Новосибирск: Книжица, 2004.
11. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» Москва «Просвещение»1986г.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Центр педагогического образования. Москва.