Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Анализ глобальных проблем современности

1. Формировать умения анализировать, систематизировать информацию, делать выводы и прогнозы. 2. Рассмотреть понятие, формы, направления исторического развития общества. 3. Рассмотреть и попытаться проанализировать процессы глобализации современного мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

ТЕМА: Анализ глобальных проблем современности

ЦЕЛИ:

Формировать умения анализировать, систематизировать информацию, делать выводы и прогнозы.

Рассмотреть понятие, формы, направления исторического развития общества.

Рассмотреть и попытаться проанализировать процессы глобализации современного мира.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Горелов, А. А. Основы философии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Горелов А. А. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Губин, В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений / Губин В.Д. - М.: ТОН, 2013. - 383 с.

Губин, В.Д. Основы философии / Губин В.Д. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 288 с.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2014.

Философский словарь / под ред. Гуревич П.С. - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 2013.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ 1: ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

Дать определение понятия «исторический процесс».

Охарактеризовать формы социального развития: революция, реформа, инновация

Какую форму социального развития вы считаете более прогрессивной? Почему?

Какие варианты общественного развития возможны в современной России?

Охарактеризовать направления социального развития: прогресс и регресс.

Считаете ли вы, что современное общество развивается прогрессивно? Почему?

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Все, кто осуществляет эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности.

Различают две формы социального развития: революции и реформа.

Революция - это концентрированное во времени, полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, представляющее собой активное политическое действие народных масс. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной резолюции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. "Механизм" же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях Нового времени (при переходе от феодализма к капитализму). Диалектика понятий "реформа-революция" весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху".

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся "сверху" силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств мл господствующий строй в будущем. Реформы в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма "реформа-революция" подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция "лечат" уже запущенную болезнь (первая - терапевтическим методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии "реформа-революция" на "реформа-инновация". Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Если мы мысленно окинем взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов мы заметим немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако можно отметить также уникальность и неповторимость исторических событий. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития, и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. Вспомним, что при подготовке крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ. А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА И ЕГО КРИТЕРИЕВ.

Как вам известно, общество находится в непрерывном движении. Мыслители давно задумались над вопросами: в каком направлении оно движется? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе? Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей?

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса?

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер, который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».

ЗАДАНИЕ 2: ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

Дать определение понятия «глобализация».

Каковы положительные и отрицательные стороны глобализации в различных сферах жизни современного общества? Материал ответа систематизируйте в виде таблицы.

В Новое и Новейшее время множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений постепенно приобретали всемирный, всепланетарный характер. В конце XX в. с развитием новых технологий, тенденций к размыванию границ государств человечество вступило в новый этап своего развития, когда географические расстояния и территориальные границы государств уже не являются препятствием для развития экономических, политических связей, культурных контактов. Под глобализацией понимается резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющиеся на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную, культурную).

В политическом плане интенсификация этих процессов способствовала, с одной стороны, расширению функций и сфер ответственности национального государства, с другой стороны, ослаблению его возможностей эффективно справляться с предъявляемыми к нему требованиями. Транснациональные сетевые организации, социальные движения и отношения проникли во все сферы человеческой деятельности.

Глобализация охватывает разные сферы жизни общества. Однако в наибольшей степени тенденция к стиранию границ, всеобщей унификации проявляется в экономике. Сегодня речь идет о глобально функционирующем мировом производственно-хозяйственном механизме, интегральной составной частью которого стали отдельные национальные экономики.

Символом и одним из проявлений глобализации является господство в мировой экономике транснациональных корпораций (ТНК). Крупнейшие ТНК имеют свои предприятия и филиалы буквально по всему миру. Зачастую решения, принимаемые в штабах транснациональных корпораций, сказываются на жизни граждан отдельных стран в большей степени, чем решения, принимаемые правительствами этих государств.

Глобализация охватила и финансовые рынки. Ведущие финансовые центры и даже отдельные крупные финансисты или учреждения оказываются способны существенно влиять на характер и результаты принимаемых различными государствами политических решений. По мнению целого ряда специалистов, финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров роль. Деньги, по сути дела, сами превратились в товар, а спекуляция на курсах валют - в наиболее выгодную рыночную операцию.

Под воздействием процессов глобализации усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике. В настоящее время в мире насчитывается более 20 интеграционных довольно аморфных объединений. Но некоторые из них достигли значительных успехов и составляют реальную экономическую и политическую силу. Это прежде всего относится к Европейскому союзу, где на смену национальным денежным единицам пришла единая валюта (евро), где были созданы необходимые условия для свободного перемещения людей, товаров, услуг и капиталов и где в повестке дня стоит вопрос о принятии конституции объединенной Европы.

Характерной чертой современных процессов глобализации является развитие тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новые информационные технологии. Высокие технологии превращаются в определяющий компонент обеспечения безопасности, процветания и геополитического статуса страны или народа в рамках мирового сообщества.

Развитие новейших информационных и телекоммуникационных технологий внесло коренные изменения в экономику и социальную сферу. Если первоначально эти технологии рассматривались как элементы необходимой инфраструктуры, то теперь они стали универсальным средством экономического, культурного и политического развития. Одновременно они играют все более существенную роль в изменении международных экономических связей. Они расширяют возможности подчинения множества, разбросанных по различным регионам предприятий прямому контролю, сконцентрированному в одном месте.

Под влиянием экономической глобализации приоритеты государственной политики на международной арене постепенно смещаются в сферу экономики. Суть происходящих изменений состоит в постепенном переходе от «силовых игр» между государствами, стремившимися расширить свои территории, к «играм благополучия», при которых ставится задача роста экономики.

Под влиянием технических и технологических изменений все в большей степени проявляется глобализация и в сфере культуры. При открытости государственных границ и интенсификации общения между людьми, под влиянием развития средств коммуникации и под воздействием СМИ создаются определенные предпосылки для формирования некоего единого человеческого сообщества, все в большей степени объединяемого общими целями, ценностями и интересами.

Таким образом, глобализация представляет собой объективный процесс трансформации общества под влиянием НТП, технологического рывка в области информатики, электроники, биотехнологий. Этот процесс реально затрагивает все стороны современного общества. Выгоды глобализации очевидны. Она сулит экономический рост, повышение уровня жизни и новые возможности. Однако в реальности глобализация имеет и свою оборотную сторону. Она ставит перед человечеством новые трудноразрешимые задачи, от решения которых зависит его будущее.

Наряду с позитивными глобализация со временем обнаруживает и все больше отрицательных черт. Резкой критике подвергается влияние процессов глобализации на сферу духовной культуры. Нередко можно слышать предостережения об опасности «макдоналдизации», обезличивающей унификации национальных культур.

Плоды глобализации в сфере культуры действительно оказываются достаточно разнообразны. Например, благодаря развитию коммуникаций и телевещательных сетей сегодня сотни миллионов людей в различных частях земного шара могут прослушать или посмотреть модную театральную постановку, премьеру оперы или балетного спектакля, стать участниками виртуальной экскурсии по Эрмитажу или Лувру. Вместе с тем те же технические средства доставляют многочисленной аудитории и совсем иные образчики культуры: непритязательные видеоклипы, скроенные по одним и тем же лекалам боевики, назойливую рекламу и т.д. Дело даже не в том, что подобная продукция не демонстрирует высокого качества. Главная ее опасность в том, что она оказывает унифицирующее влияние, навязывает определенные модели поведения, стиль жизни, часто не соответствующие существующим в том или ином обществе ценностям.

Однако наибольшее беспокойство вызывает, как правило, вопрос о неравномерности процесса глобализации. Парадокс глобальной экономики состоит в том, что она не охватывает всех экономических процессов на планете, не включает все территории и все человечество в экономическую и финансовую сферы. В результате в рамках глобальной экономики сохраняется и даже углубляется дифференциация стран по уровню развития, воспроизводится фундаментальная асимметрия между странами по степени их интеграции в мировую экономику и конкурентному потенциалу.

Плодами глобализации в полной мере могут воспользоваться в основном развитые страны Запада. Эта дифференциация простирается и на регионы в пределах каждой страны. Следствием этой концентрации ресурсов, динамизма и богатства на некоторых территориях является сегментация мирового населения, ведущая к глобальному росту неравенства. Возникающая глобальная экономическая система оказывается одновременно высоко динамичной, избирательной и крайне нестабильной.

Происходит глобализация неравенства. Большинство стран афро-азиатского мира от Мьянмы до Тропической Африки остались в тисках экономической отсталости, являются зоной экономических, политических, идеологических, этнических и социальных конфликтов и потрясений. На протяжении XX столетия уровень жизни и среднегодовой доход на душу населения в странах третьего мира на порядок отставали от соответствующих показателей в развитых странах. При этом нет никаких признаков того, что такое положение может измениться в будущем.

Таким образом, последствия глобализации оказываются весьма противоречивыми. Борьба за максимизацию ресурсов и возможностей в условиях глобализации порождает лишь одну реальную альтернативу, стоящую перед каждой из стран, - динамичное опережающее развитие.

Критерии оценки:

«5» - оценивается качественно выполненные задания 1,2.

«4» - выполнены задания 1,2, не четко сформулированы определения, примеры приведены не во всех требуемых заданиях.

«3» - частично выполнены задания 1,2.

«2» - задания не выполнены.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области