Квест в группе воспитанников МУ «Центр» «Вместе с Радужкою дружно, победить нам Кляксу нужно!»
Педагог-психолог Бисярина Н.В.
Пояснительная записка
Для организации с детьми старшей дошкольной группы я выбрала такую форму как квест. Сейчас она дольно популярна среди молодежи и приемлема для старших дошкольников.
Использование его обусловлено возрастными особенностями детей.
Во – первых, в этом возрасте велика потребность детей в движение и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место.
Во- вторых такие дети считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение.
В третьих, дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Представленный квест предполагает работу детей в двух командах, но при этом совсем не предусматривает соревнования между командами. Обе команды стремятся к выполнению одного общего дела. Деление на команды необходимо для повышения эффективности выполнения задания (скорость выполнения всех заданий).
Для проведение квеста необходимо присутствие двух воспитателей.
Задания для квеста аналогичны уже отработанным на занятиях играм и поэтому не требуют дополнительной помощи воспитателя. В ходе квеста воспитатель играет только направляющую роль. Детям же необходимо в ходе выполнения задания скоординировать действия всех членов команды и если необходимо оказать помощь товарищам.
Организовать деятельность детей помогает «Виртуальное» присутствие отрицательного (Клякса) положительного (клоун Радужка) героев. Задания детям даются как на экране, так и в печатном варианте для удобства выполнения. Дорожки, по которым детям приходится находить задания, расположены на лестнице и в холе Центра в виде небольших клякс с условными обозначениями. Выбирая их правильную последовательность дети находят путь к нужной подсказке.
В конце квеста детям предстоит рассказать о том что с ними происходило, причем рассказать коллективно.
Скоординировать этот вид деятельности помогает психолог, который дает всем детям по очереди принять участие в рассказе о проделанной работе, дает возможность поделится своими ощущениями и впечатлениями.
И все заканчивается тем, что дети находят потерянные подарки для родителей, дарят их и вместе с родителями пьют чай со сладостями.
Квест в группе воспитанников (дошкольники)
Тема: Организация взаимодействия детей в команде в разных видах деятельности.
Девиз: Вместе с Радужкою дружно, победить нам Кляксу нужно.
Цель: Создать педагогические условия для освоения детьми дошкольного возраста способов конструктивного взаимодействия в группе.
Образовательные задачи:
Закреплять умение составлять слова из предложенных букв.Закреплять умения детей выполнять действия сложения и вычитания.Закреплять умение составлять коллективный, описательный рассказ и рассказ на основе собственного опыта.
Развивающие задачи:
Развивать умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию.Развивать умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде.Развивать творчество и логическое мышление детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим людям.Развивать умение преодолевать трудности и воспитывать волю к победе.Воспитание у детей желания делать приятные вещи для родителей, помогать младшим детям в детском саду.
Описание квеста.
Формы работы | Ход непосредственно образовательной деятельности | Комментарии | Предметно-развивающая среда | |
I этап. Мотивационная составляющая | ||||
1. | Мотивационный момент | Обнаруживается, что подарки пропали.Воспитатель: Ребята, как же нам узнать, кто украл наши подарки для родителей? Дети: Поискать следы. | Дети ищут следы и находят на полу кляксы. | Седы кляксы на полу группы, выходят в приемную. |
2. | Проблемная ситуация | Воспитатель: Я, кажется, знаю, кто оставил эти следы – это злая Клякса. Что же нам делать, кто нам поможет победить кляксу и вернуть подарки для родителей? Дети: резинка, тряпка, вода.Воспитатель: Мы можем стереть ее следы, но этим подарки мы не вернем. Клякса хочет испортить всем настроение помочь нам победить её сможет только существо полностью противоположное ей. Давайте рассмотрим портрет кляксы и скажем какая она? | Слайд № 1Дети описывают Кляксу. | Изображение кляксы на экране мультимедийного проектора. |
3. | Логическая задача «Найди противоположность». | Дети: черная, белые глаза, серый рот, злая, недовольная…Воспитатель: Подумаем каким должен быть наш помощник - полностью противоположный ей. Дети: Разноцветным, веселым, поднимает настроение.Воспитатель: На кого похоже это описание?Дети: Клоун. | Дети находят определения противоположные описанию Кляксы и подбирают персонажа подходящего под эти определения. | |
II этап. Организационный момент. | ||||
1. | Распределение детей на команды. | Воспитатель: Знакомьтесь это клоун Радужка, он решил нам помочь и сделал подсказку, по которым мы можем найти наши подарки. Вот она. Как вы думаете, что это за подсказка? Дети: слова составленные из букв.Воспитатель: Чтобы быстрее их найти, давайте разделимся на две команды. Каждая команда должна найти буквы, сложив которые мы узнаем, где спрятаны наши подарки. | Слайд № 2Слайд № 3С помощью «Волшебного мешочка» и фишек (синие и зеленые) дети делятся на две группы. | Фишки синего и зеленого цвета, «Волшебный мешочек» |
III этап. Основная часть. | ||||
1. | 1 задание для команды – синие:«Дорисуй кляксу, что бы получилась картина» | Воспитатель 1: Клякса оставила в нашей группе много своих следов, она хочет, чтобы они сделали нашу группу серой и некрасивой. Что мы можем сделать с ними?Дети: Порвать, выбросить. Воспитатель 1: Тогда она обрадуется, ведь мы сделаем столько мусора, а Клякса любит все некрасивое. Что красивого мы можем сделать из этих клякс? Воспитатель1: Дорисовать их, чтобы получились красивые рисунки.Воспитатель 1: Рисунки у вас получились необычные и красивые, мы поместим их на выставке. Но букву мы так и не нашли. Как вы думаете где Радужка мог спрятать букву? Что нам помогло из некрасивых клякс сделать красивые рисунки?Дети: Краски. | Слайд № 4На экране появляются задания для обеих команд. Воспитатели или дети читают задания для каждой команды, получают бумажные варианты заданий и обсуждают его с детьми. Дети находят под красками первые буквы. | Листы с изображение клякс, гуашь разных цветов, кисточки, непроливайки с водой. Буква «К». |
2. | 1 задание для команды – зеленые:«Найди нужную дорожку».«Дорисуй фигуру, что бы получилась картина» | Воспитатель 2: Как вы думаете, что нарисовано на слайде у Радужки?Дети: Дорожка.Воспитатель 2: Дорожка приведет нас к первым буквам. А где же найти эти знаки этой дорожки? Воспитатель младшей группы: К нам заходи клоун Радужка и оставил вам буквы для подсказки, но мы ее отдадим если вы нам поможете. Дети в младшей группе знакомятся с геометрическими фигурами, но еще плохо умеют рисовать. Помогите малышам дорисовать геометрические фигуры, так чтобы получились красивые картинки. Воспитатель младшей группы: Спасибо вам за ваши рисунки, вы заслужили свои буквы! | Слайд № 4Дети рассматривают рисунок дорожки, находят знаки под следами кляксы и по ним приходят в младшую группу.Дети дорисовываю геометрические фигурки и дарят их малышам.За выполнение задания дети получают буквы. И возвращаются в группу за следующим заданием. | Распечатанная на листе бумаги «Дорожка». Листы бумаги с изображением геометрических фигур. Карандаши и восковые мелки. Буквы «П», «С». |
3. | 2 задание для команды – синие:«Найди нужную дорожку».Танец «У жирафа пятнышки везде» | Воспитатель 1: Возьмите рисунок вашей дорожки и отправляйтесь за следующим заданием.Воспитатель группы «Гомики»: Наши дети сегодня заскучали и клоун Радужка сказал, что вы можете их развеселить. Научите их танцевать веселый танец и получите буквы от Радужки.Воспитатель группы «Гомики»: спасибо вам ребята, что развеселили наших ребятишек. Вот ваши буквы. | Слайд № 5 Дети по дорожке отправляются в группу «Гномики». Звучит музыка и дети танцуют танец «У жирафа пятнышки везде», малыши повторяют за ними. За выполнение задания получают буквы. И возвращаются в группу за следующим заданием. | Распечатанная на листе бумаги «Дорожка». Магнитофон, песня «У жирафа пятнышки везде» Буквы «А», «Б». |
4. | 2 задание для команды – зеленые:«Найди нужную дорожку».«Отгадай блюдо по продуктам» | Воспитатель 2: Возьмите рисунок вашей дорожки и отправляйтесь за следующим заданием.Повар: Знаю за чем вы пришли, но букву я вам отдам, если вы отгадаете что я собираюсь готовить из следующих продуктов: мясо, картофель, морковь, свекла, лук.Дети: Борщ.Повар: Правильно, отгадали. Вот ваши буквы. | Слайд № 5Дети по дорожке отправляются на кухню.За выполнение задания дети получают буквы. И возвращаются в группу за следующим заданием. | Распечатанная на листе бумаги «Дорожка». Набор продуктов. Буквы «И», «Х». |
5. | 3 задание для команды - синие.«Найди нужную дорожку».Логическая задача. | Воспитатель 1: следующее задание вы найдете тоже по дорожке.Заведующий: Радужка оставил для вас буквы и сказал отдать их, когда вы решите логическую задачу: «Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех?»Дети: Саша.Заведующий: Правильно, возьмите ваши буквы. | Слайд № 6Дети по дорожке отправляются в кабинет заведующегоДети получают буквы и возвращаются в группу за следующим заданием. | Распечатанная на листе бумаги «Дорожка». Буквы «И», «Н». |
6. | 3 задание для команды - зеленые.«Найди нужную дорожку».Логическая задача. | Воспитатель 2: следующее задание вы найдете тоже по дорожке.Старший воспитатель:Радужка оставил для вас буквы и сказал отдать их, когда вы решите логическую задачу: «Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?»Дети: Лиза вышивала цветочки, Зина – птичек, а Лариса – листочки.Старший воспитатель:Правильно, возьмите ваши буквы. | Слайд № 6Дети по дорожке отправляются в кабинет старшего воспитателя.Дети получают буквы и возвращаются в группу за следующим заданием. | Распечатанная на листе бумаги «Дорожка». Буквы «О», «Л». |
7. | 4 задание для команды - синие. | Воспитатель 1: Как вы думаете, что нужно сделать в этих заданиях?Дети: Решить примеры и разгадать слово.Воспитатель 1: Какое у вас слово получилось?Дети: «Солнышко».Воспитатель 1: Значить куда вам нужно отправиться?Дети: в группу «Солнышко».Воспитатель средней группы:Наши дети очень любят играть. Разучите с ними новую игру «Мы ходим, гуляем, кого повстречаем…» и мы отдадим вам буквы для подсказки. | Слайд № 7Дети решают примеры, составляют слово и идут в группу «Солнышко» за следующим заданием. Дети вместе играют в игру «Мы ходим, гуляем, кого повстречаем…»Дети получают буквы и возвращаются в группу. | Листы с отпечатанными заданиями. Буквы «Е», «Т». |
8. | 4 задание для команды - зеленые | Воспитатель 2: Какое у вас слово получилось?Дети: «Бабочки».Воспитатель 2: Значить куда вам нужно отправиться?Дети: в группу «Бабочки».Воспитатель старшей группы: Наши дети очень любят играть. Разучите с ними новую игру «Путанка» и мы отдадим вам буквы для подсказки. | Слайд № 7Дети решают примеры, составляют слово и идут в группу «Бабочки» за следующим заданием.Дети вместе играют в игру «Путанка»Дети получают буквы и возвращаются в группу. | Листы с отпечатанными заданиями. Буквы «О», «Г», «А». |
9. | Составление слов из букв. | Воспитатель: Каждая команда собрала буквы для своего слова. Если вы правильно составите оба слова узнаете, где находятся ваши подарки для родителей.Воспитатель: Что у вас получилось?Дети: кабинет психолога. | Дети составляют слова из заработанных букв.Слайд № 8Дети идут к психологу. | Буквы. |
IV этап. Рефлексия | ||||
1. | Рассказ детей о том, что они делали во время квеста. | Психолог: Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось? Психолог: Значить Радужка отправил вас ко мне. Давайте посмотрим где же Клякса могла спрятать ваши подарки? | Дети рассказывают психологу о «Кляксе», клоуне «Радужке», о заданиях, которые они выполняли, какие задания им больше всего понравились.Дети находят следы кляксы и по ним находят подарки для родителей. | Следы кляксы.Подарки для родителей сделанные руками детей. |
2. | В группе детей ждут родители, которые благодарят детей за подарки и приглашают на чаепитие. | Угощения к чаю, чай. |