Урок правоведения.
Знакомство:
Все дети встали в круг и по очереди говорят свое имя. Каждый следующий повторяет то, что сказали предыдущие и добавляет свое имя. Потом все беспорядочно расходятся по кабинету и дают «пять» друг другу одновременно называя свои имена.
(время 5 минут).
Ведущий: Ребята, перед тем, как мы с вами начнем наш урок, послушайте одну маленькую сказку и подумайте, о чем мы с вами будем разговаривать.
«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Много было споров по главным вопросам. И вот появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека –оскорбляй. В государстве «Нельзя» нельзя было убивать, грабить, грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. В городах и сёлах государства «Нельзя» стали воровать, убивать и оскорблять друг друга. Шло время и от беспорядков, которые творились в государстве «Можно» оно пришло в упадок. Долго думали правители, как спасти государство, и пришли к выводу, что нужны единые правила, установленные государством, по которым будут жить люди в государстве и будет порядок. Такие правила они назвали закон, а государство «Закония». Так появились первые законы и установился порядок в государстве».
Ведущий: Итак, о чем же мы с вами сегодня поговорим?
Все: права, закон…
Ведущий: правильно, тема нашего урока: «Право»
А вы знаете, что такое право? Какие есть права у всех людей?
Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что- либо делать.
А кто-нибудь знает, что такое закон?
Закон – нормативный, правовой акт, или норма по которой мы живем, которая установлена государством и обязательна для выполнения, где закреплены права и обязанности людей.
Законы, по которым мы живем:
* Всеобщая декларация прав человека – международный правовой документ.
* Конституция – основной закон Российского государства.
* «Конвенция о правах ребенка» - документ, закрепляющий права детей.
Какие права есть у детей?
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на образование.
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
Дети имеют право на медицинский уход.
Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Дети имеют право на отдых.
Дети имеют право на безопасные условия жизни
Повторим права детей прочитав стихотворение:
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Назовите, какие права детей вы знаете?
А кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание?(Родители, государство)
Правильно! И в Конвенции идёт об этом речь в статье 27.
Игра «Да! Нет!»
Ведущий зачитывает статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?Нет!
– Защищён ли человек законом?Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?Да!
– Может ли человек владеть имуществом?Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?Да
Игра. С помощью сказки отгадать какое же право описывается.
1. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
3. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
4. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
5. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
Игра: правовая ромашка.
Каждый ребенок рисует на листке ромашку, в лепестках которой буду заключены права. У кого больше прав – тот молодец(можно раздать всем конфеты в конце урока)