Телицына Наталья Алексеевна,
директор МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска
Проект
«Организация работы по духовно-нравственному развитию
и воспитанию обучающихся как ресурс повышения
профессиональной компетентности педагогов»
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. В нашем общеобразовательном учреждении существовала система духовно-нравственного воспитания, основанная на многофункциональной модели, в которую программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования органически вписалась как составная часть.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в области организации духовно-нравственного воспитания в соответствии с приоритетными направлениями российского образования.
Задачи:
1.Организовать работу педагогического коллектива по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся начальных классов.
2.Стимулировать повышение профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения.
3. Разработать методические продукты: модели, программы, проекты, механизмы, алгоритмы.
Сроки реализации проекта: август 2015года – июнь 2018 года.
№ | Мероприятия проекта | Отдельные работы, входящие в план мероприятий | Ожидаемые результаты | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Анализ существующих ресурсов по организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся | Изучение требований стандарта к введению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Проведение инвентаризации материально-технических ресурсов школы. | -Перечень изменений, необходимых для организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС. Создание необходимых условий для организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | Сентябрь 2015 года. | Учителя начальных классов, заместитель директора по УВР, библиотекарь. |
2 | Обеспечение подготовки кадровых ресурсов | -Разработка плана методической работы школы. -Организация годичного семинара «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС». -Составление перспективного плана-графика повышения квалификации учителей. -Организация консультирования педагогов. -Прохождение курсовой подготовки учителями школы. -Создание временной творческой группы. | 100% - обученность педагогов | Август 2015 года. В течение учебного года. | Заместитель директора по УВР. |
3 | Разработка и реализация моделидуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся | -Изучение интересов и потребностей обучающихся и их семей -Разработка модели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. | Действующая модель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. | 2016 год | Администрация школы и учителя начальных классов. |
4 | Программно-методическое обеспечение организациидуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся | -Разработка программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. | Реализация программ по видам деятельности. | 2016-2018 годы. | Педагогический коллектив |
5 | Проведение мониторинга результативности и эффективностидуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся. | Диагностирование всех участников образовательного процесса. Организация вводного, текущего, тематического и итогового мониторинга. | Анализ результатов и корректировка процесса результативности внеурочной деятельности. | В течение учебного года. | Заместитель директора по УВР, психолог. |
6 | Диссеминация педагогического опыта. | - Изучение и обобщение педагогического опыта по организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся . -Конкурс методических разработок по организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Проведение конференции «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся». Участие в работе семинаров, конкурсов и конференций по распространению педагогического опыта по организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на муниципальном и региональном уровне. | Создание банка методических разработок по организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | В течение всего периода Март-апрель 2017 года. Май 2018 года. В течение всего периода. | Заместитель по УВР, методический совет, временная творческая группа. |
7 | Разработка и внедрение нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | Разработка локальных актов, обеспечивающих реализациюдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Внесение изменений в Положение об оплате труда. Издание приказов, обеспечивающих реализацию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Положение о временной творческой группе | Наличие локальных актов, | 2015 год. | Директор школы. |
В течение трех лет МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска осуществляла деятельность в статусе опорного образовательного учреждения в районе по методической работе с педагогическими кадрами Омутнинского района по теме «Организация работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся как ресурс повышения профессиональной компетентности педагога». Работа опорной школы строилась по каскадному принципу: на первом уровне шла наработка опыта решения затруднений временными творческими коллективами педагогов нашей школы. На втором уровне разработаны методические продукты: модели, программы, проекты, механизмы, алгоритмы.
Так совместно с педагогами Омутнинского района на первом этапе работы в 2015-2016 учебном году решались проблемы в создании нормативно-правовой базы введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в аспекте духовно-нравственного воспитания, разрабатывались макеты программ духовно-нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях Омутнинского района, создавалась многофункциональная модель духовно-нравственного воспитания в школе. Педагоги школы приняли активное участие в муниципальном конкурсе программ по духовно-нравственному воспитанию, став его победителями и призерами в разных номинациях.
На втором этапе в 2016-2018 учебном году мы разрабатывали психолого-педагогический механизм приобщения детей к базовым национальным ценностям. Разработали алгоритмы деятельности по освоению понятий как ценности и формированию ценностных ориентации. Также в 2016- 2018 учебном году педагогом-психологом и учителем – логопедом нашей школы была реализована интегрированная программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию для обучающихся 1–х классов «Уроки добра». Опыт работы опорного образовательного учреждения был представлен в форме стендового доклада на совещании руководителей образовательных учреждений Восточного образовательного округа департамента образования Кировской области и в виде выступления на областной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы личностного развития детей и подростков в современном мире» в 2017 году.
Поиск оптимальных методов воспитания школьников — одна из проблем педагогики. В стандарте второго поколения основным методом воспитания выделен метод примера. Поэтому в 2017 -2018 учебном году работа велась в направлении «Пример как основной метод воспитания и развития». Заинтересованным педагогам были даны теоретические знания о данном методе, организовано проведение мастерской по применения примера в воспитании. Рассматривая значение примера как образца поведения, мы обратились к современным исследованиям. Приведем результаты исследований последних лет, в ходе которых изучался характер идеалов современных школьников. В ходе опроса школьников разного возраста было установлено, что 76% опрошенных в качестве своих кумиров назвали артистов и актеров, в редких случаях назывались имена близких родственников, учителей, литературных героев, Аналогичные результаты получены и в нашей школе: 9% стремятся быть похожими на учителя, 4% - на литературных героев (богатыри и принцессы), для 40% кумирами становятся певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Реальных личностей, внесших существенный вклад в развитие города, страны, человечества приведено не было. Установлено что «у части подростков формируется «антиидеал», т.е. притягательными для них становятся черты, традиционно отрицаемые в российском менталитете: жестокость, мстительность, жадность, способность убить. Следовательно, задачей педагогов становится ориентирование обучающихся на другие примеры:
1.Примеры из жизни выдающихся людей.
2. Примеры из истории своего государства и народа.
3. Примеры из литературы и искусства.
4. Личный пример воспитателя
Какова же роль общественности в решении вопросов духовно-нравственного воспитания обучающихся? Для организации работы в этом направлении мы тесно сотрудничали с семьей (родителями и родственниками детей). Родители принимали участие в оформлении и реализации проектов по духовно-нравственному направлению «Истоки», «Эхо войны», «Праздники». Также мы сотрудничаем с сотрудниками типографии г.Омутнинска, библиотеки, мартеновского цеха ЗАО «ОМЗ», культурно-досуговыми учреждениями Омутнинска, Домом детского творчества, редакцией газеты «Наша жизнь». Общественные организации выступили в роли организаторов духовно-нравственного воспитания (проводили беседы, помогали в оформлении стендов, организовывали экскурсии на предприятия), руководителями различных форм духовно- нравственного воспитания в социуме (родители являются руководителями кружка «Вятская игротека»), носителями социального опыта (были организованы встречи с родителями, бабушками, дедушками, интересными людьми города, где они делились своим жизненным опытом, и на своих примерах знакомили детей с образцами нраственного поведения.
В рамках работы опорной школы была продолжена реализация интегрированной программы дополнительного образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию для обучающихся 1–х и 2-х классов «Уроки добра». По итогам I этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года» III место присуждено интегрированной программе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки добра».
Нами использовались такие формы обучения как мастер-классы, мастерские ценностных ориентаций, семинары с использованием приёмов моделирования, экспертизы равного равным. За три года работы опорного образовательного учреждения мы обучили 79 педагогов и создали методические продукты. Это программы духовно-нравственного развития и воспитания, проекты, банк тематических классных часов, мероприятий внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Также особенно ценными продуктами для нас стали 5 книг, напечатанных по решению экспертного совета Управления образования Омутнинского района Кировской области.
Сборник «Диагностики духовно-нравственного развития и воспитания», предназначенный для широкого круга педагогов и родителей
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию для обучающихся 1–х классов «Уроки добра», содержащая богатый демонстрационный материал в электронной форме.
Сборник «Истоки», в котором содержится информация для педагогов и родителей об организации проектной деятельности как одной из форм духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы во внеклассной деятельности. Сборник адресован широкому кругу педагогов и родителей, заинтересованных в деятельностной парадигме реализации духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательных учреждениях района.
Сборник «Праздники», содержащий разработки четырёх ключевых мероприятий по реализации аксиологического подхода в духовно-нравственном воспитании обучающихся начальных классов. В статьях сборника раскрывается опыт использование технологии формирования ценностных ориентаций на основе психолого – педагогического механизма приобщения к базовым национальным ценностям.
Сборник «Эхо войны» с информацией для педагогов и родителей об организации проектной деятельности как одной из форм духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы во внеклассной деятельности. Сборник адресован широкому кругу педагогов и родителей, заинтересованных в опыте использования метода примера как ведущего метода духовно-нравственного воспитания обучающихся.
О повышении профессиональной компетентности педагогов школы свидетельствует увеличение количества аттестованных на первую и высшую квалификационные категории, участие в муниципальном, окружном и областном этапах конкурса «Учитель года Кировской области», победа в конкурсном отборе педагогических работников образовательных учреждений области для присуждения социальных выплат в виде премий Правительства Кировской области лучшим педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в номинации «Лучший учитель», победа в муниципальном конкурсе «Лучший по профессии», награждение педагогов Почетными грамотами Управления образования и департамента образования Кировской области.