Музыкальное сопровождение на уроке хореографии как элемент развития эмоциональной сферы и творческого начала учащихся

Необходимость и важность развития музыкальных способностей детей, так как это является одним из эффективных способов нравственного воспитания личности ребенка, побуждает к активному мышлению, к позитивному изменению окружающего мира. тем самым задает высокую планку отношения к своей личности и к миру и обществу в целом.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Музыкальное сопровождение на уроке хореографии как элемент развития эмоциональной сферы и творческого начала учащихся

Музыка, как часть природы, всегда присутствовала в жизни человека. Любые звуки заставляли напрягать слух, запоминать впечатления, проводить те или иные ассоциации. Шелест листьев, постукивание капель дождя, шум реки или морского прибоя, пение птиц и другие звуки вызывали в душе человека определенный отклик, соответствующие ощущения. Еще до появления музыкальных инструментов, человек привыкал к главному и самому органичному музыкальному инструменту как голос. Пение являлось и является самым естественным и искренним выражением душевных позывов. Со временем стали появляться и музыкальные инструменты.

Музыка сопровождала человека и в быту, и в различных жизненных ситуациях, помогая пережить и печаль, и радость, любовь, отчаяние. Различные душевные всплески сопровождались разными звуками, которые формировали ощущения, привносили определенную окраску и создавали соответствующее настроение, вызывая эмоциональный отклик в душе.

Так, пройдя через этапы эволюционных преобразований, зарождавшаяся "музыкальность" человечества непосредственно влияла на развитие души и духовности как основы человеческой личности.

В нашем современном техногенном обществе, когда изменился ритм жизни, когда компьютерные технологии позволяют молниеносное предоставление информации, человек привык также быстро находить и усваивать необходимое, мозг привыкает работать четко, быстро, конкретно, вычленяя главное и отсеивая ненужное.

Но, несмотря на наш "быстрый" информационный век, человек по-прежнему любуется красивым закатом, прелестью цветка, улыбкой ребенка... Душа человека по-прежнему тянется к светлому и высокому, откликаясь на прекрасное. Поэтому, обучение и развитие ребенка в современном обществе не должно ограничиваться только лишь объемом накопленной информации, знаний, навыков, но еще должно влиять на его гармоничное духовное и физическое развитие, что, по моему мнению, должно развиваться параллельно.

В этом плане урокам хореографии, будь то классический танец или народно-сценический, историко-бытовой или современный, отводится особая роль. Так как, танец является самым демократическим видом искусства, где естественная пластика физических движений сливается с музыкой, создавая новые ощущения разных образов, вселяя вдохновение, пробуждая фантазию.

Работая над физическим совершенствованием, нельзя оставлять без внимания и момент эмоционального развития ребенка. Безусловно, огромная роль здесь отводится непосредственно музыкальному сопровождению урока. Аккомпанемент должен быть выразительным, внятным, точным по форме, подбираться соответственно уровню подготовки детей, их возрасту.

Богатство музыкальных впечатлений, которые вызывает звучащая музыка, окрашивают переживания детей в разное настроение, рисуя различные образы: героический (торжественный марш), игривый (веселая полька), радость и веселье (зажигательная пляска) или грусть (лирическое созерцание). Каждый из детей воспринимает музыку по своему, но тем не менее, каждый обогащается внутренними переживаниями, определяя свой духовный мир.

Аккомпанемент на уроке, перекликаясь с движениями, формирует у учащимся осознанное отношение к музыкальному сопровождению. Это и умение выделять в тексте музыкальную фразу, и определить характер музыки, ориентироваться в ритмическом рисунке, чувствовать динамические различия. Прислушиваясь к музыке, ученик учится оценивать фразы по сходству и различию, невольно постигает их выразительное значение, накапливает впечатления музыкальных образов. Тем самым у учащихся на уроке хореографии развиваются не только физические данные, как выворотность, гибкость, пластичность, выносливость, но и совершенствуются музыкальный слух, память, чувство формы музыкального произведения..

Кроме этого, исполняя движения под музыку, необходимо быть собранным, внимательным, быстро реагировать на изменения в музыкальном сопровождении. Важно, чтобы музыка была понятной и вызывала определенные впечатления и настроения. Только интересно звучащая мелодия заставит ученика не только слышать, но и вслушиваться в музыку, понимать и увлекаться ей. Верно подобранная музыка к каждой конкретной комбинации вызывает соответствующие эмоциональные ассоциации и двигательные реакции. А эмоциональное воздействие влияет на воспитание музыкального вкуса.

Чувствуя характер и настроение музыкального произведения, понимая создаваемый музыкой образ, ученику легче выполнять танцевальную комбинацию или упражнение. Музыкальное сопровождение помогает ему в этом. При исполнении adagio, например, важную роль играют кульминационные моменты фразы, которые своим эмоциональным напряжением помогают медленно поднимать и долго удерживать ногу. В прыжковом же цикле "полетность" движения должна быть заложена в самой музыке. Аккомпанемент просто помогает взлететь, придавая прыжку художественную окраску.

Уже с самых первых уроков хореографии ученикам прививается умение слушать музыкальную тему, выполняя танцевальные движения соответственно характеру звучания, соединяясь с музыкально-динамическими акцентами и соблюдая четкую ритмическую основу. Концертмейстеру же необходимо выбирать музыкальный размер и метрический вариант звучания к каждой комбинации, подстраивая его под определенно заданный темп исполнении и характер. Способность воспринимать музыку у детей воспитывается одновременно с изучением все более сложной техники танцевальных движений, от простых, незамысловатых тем к более развернутым, гармонически насыщенным.

Необходимо пробуждать у ребенка осознанного отношения к исполнению танцевальных движений, выражая свое настроение, опираясь на темперамент и характер музыкального сопровождения.

Эстетическую и выразительную функцию музыкального произведения, конечно же, выполняет мелодия, собирая в себе образы и состояния. Именно мелодическая составляющая может проникать в душу, вызывать ассоциации, будить фантазию. Развивая в себе определенные музыкальные пристрастия, появляется интерес к различным жанрам, расширяется музыкальный кругозор.

Безусловно, хореографический концертмейстер должен постоянно пополнять свой багаж музыкальных произведений, разнообразных, эстетически привлекательных, четких по форме, с выразительной мелодией, ясным ритмом. Большим подспорьем в этом являются для концертмейстеров образцы музыкального наследия таких выдающихся композиторов балетного жанра как П.И.Чайковский, А.Глазунов, Н.Черепнин, П.Гертель, Л.Минкус, Ц.Пуни, Л.Делиб, Р.Дриго и др. Музыкальные отрывки, подобранные непосредственно из музыки к балетам, становятся настоящим украшением уроков в классе хореографии.

Как показывает практика, желательно, использовать не только заготовленные фрагменты из образцов классического искусства (отрывки из балетов, опер, мюзиклов), но также прибегать к импровизационным отрывкам, зачастую такие фрагменты бывают яркими и эмоционально более насыщены, что значительно увеличивает диапазон музыкальных впечатлений у детей.

На уроках хореографии учащиеся знакомятся с лучшими образцами народной, классической и современной музыки. Развивается не только способность к слушанию и восприятию музыки, интерес к ней, но и формируется их общая музыкальная культура.

Музыкальное развитие является одним из эффективных способов нравственного воспитания личности ребенка, побуждает к активному мышлению, к позитивному изменению окружающего мира. тем самым задает высокую планку отношения к своей личности и к миру и обществу в целом.





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.12.2019