Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
для детей средней группы общеразвивающей направленности
от 4 до 5 лет
«Лоскутное одеяло»
Направление: «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель: Полищук Анна Юрьевна
г. Лянтор
Цель: познакомить с техникой «пэчворк».
Образовательные задачи: учить мастерить лоскутное одеяло из красивых лоскутков или фантиков: делить на 2 или на 4 части, разрезать по линии сгиба; обменивается с партнером. Показать способ диагонально-шахматного декора (2х2). Подводить к освоению понятия «часть и целое». Формировать навыки сотрудничества и планирования работы.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность
Использование элементов педагогических технологий:
1. Личностно – ориентированная технология – наблюдение, индивидуальный подход к воспитанникам.
2. Социально игровая технология – сюрпризный момент, дидактические игры.
3. Здоровьесберегающие технология – физкультминутка.
4. ИКТ технология – использование аудиозаписи колыбельной «Спят усталые игрушки», презентация слайдов с фотографиями разных лоскутных одеял.
Словарная работа: пэчворк, лоскуток, лоскутное.
Материал и оборудование: демонстрационный материал: кукла, кроватка.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, объяснение, пояснение, физкультминутки.
Предварительная работа: Д/И «Найди и назови фигуру», П\И «Найди пару», пальчиковая гимнастика «Игрушки».
Воспитатель: Здравствуйте ребята! К вам в гости пришла кукла Катя, посмотрите какая она красивая, нарядная (воспитатель вместе с детьми рассматривает куклу).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы для нашей Кати потешку расскажем. Дети стоят в кругу, воспитатель читает потешку, дети выполняют движения по тексту:
Катя, Катя маленькая (дети приседают, показывают рост Катеньки)
Катенька удаленька (дети встают на ножки, руки на поясе, повороты вправо – влево)
Поди, Катя, горенкой (ходьба на месте)
Топни, Катя, ноженькой! (Дети топают ножкой)
Воспитатель: Ох, ребятки устала наша кукла Катя. Хочет наша Катенька поспать (воспитатель показывает детям кукольную кроватку).
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает в кроватке у куклы? Чем можно укрыть нашу Катю? Ответ детей: Нашей куколке не хватает одеяло, надо ведь одеялом укрываться.
Воспитатель: Правильно ребятки, без одеяла нашей Кате холодно будет. Какое одеяло у вас дома, в группе? Какие красивые у вас одеяла, укрывшись под ними вам, наверное, красивые сны сняться? Ответы детей (на ощупь - мягкое, пушистое, по размеру - большое, маленькое, по цвету - разноцветное или однотонное и т. д.).
Воспитатель: А мы сможем ли сами смастерить красивое одеяло?Дети: Сможем! И очень хотим помочь Кате.
Воспитатель: Так давайте мы для неё своими руками красивое, тёплое одеяло смастерим!
Дети: Давайте, смастерим!
Воспитатель: Это одеяло сшито из кусочков, из ткани словно мозаика собрана. Лоскуток – это маленький кусочек ткани. Такие одеяла наши бабушки шили. Наши бабушки были очень хорошие хозяюшки, они не выбрасывали лоскутки, которые у них оставались, а собирали и делали такую красоту. Из чего оно сшито?
Дети: Из лоскутков.
Воспитатель: Значит оно какое? (Лоскутное) (показ презентации, в которой представлены слайды с фотографиями разных лоскутных одеял.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, лоскутки разного цвета. Какой они формы? (прямоугольной). А какого цвета? (красный, синий, желтый, зеленый). Какие фигуры получатся, если вы согнете прямоугольник и разрежете по линии сгиба (квадрат)? Перед тем как начать работу с ножницами необходимо нам повторить правила техники безопасности пи работе с ножницами.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя. Не махать ножницами.
Физкультминутка.
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки, потягушечки,
Где игрушечки, погремушечки?
Воспитатель: Замечательно сейчас мы все дружно пройдем за столы и смастерим для Кати одеяло.
Дети рассаживаются на свои места за столами. Только кукла у нас бумажная и поэтому мы с вами будем делать одеяльце из бумаги.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат бумажные прямоугольники, мы сейчас с вами сложим их пополам разрежем по линии изгиба и получиться квадратные: лоскутки, у вас на столах лежит так же один большой квадрат, это будет основа нашего одеяльца. Сейчас мы с вами наклеим на большой белый квадрат цветные квадраты и у каждого получится маленькое одеяльце.
Воспитатель: Возьмем в руки кисточки тремя пальчиками. Вот так (показ воспитателя, наберем аккуратно на кисточку клей (показ воспитателя, и нанесем клей на оборотную сторону квадратика (показ воспитателя, затем приложим квадратик оклеенной стороной к уголку белого квадрата и промокнем салфеткой.
Самостоятельная работа детей (по ходу работы детей, вопросы: «Что ты делаешь? Какого цвета квадрат ты сейчас наклеиваешь? для чего ты это делаешь, чем намазываешь клей?») Рефлексия.
Воспитатель: Все одеяльца получились разные, каждое по - своему красивое и теплое! Возьмите свои одеяльца, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?
Ответы детей (оно мягкое, теплое, красивое).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется эта одеяло? Для чего мастерили? Молодцы!
1. Кому мы с вами сегодня помогали?
2.Чему мы научились?
3.Что для вас было самым трудным?
4. Какое у вас сейчас настроение?
Понравилось вам наше занятие?
Воспитатель: Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у нашей Кати есть такие замечательные лоскутные одеяла. Давайте все укроем наших кукол одеяльцами и споем им колыбельную
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»