Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №10 «Вишенка»
муниципального образования город Новороссийск
ДОКЛАД
Тема: «Использование тематических карточек в рамках программы «Вдохновение» в МАДОУ №10».
воспитатель
Клименко Э.И.
г. Новороссийск
2019г.
Слайд 1
В современных условиях с целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационных программ.
Наше учреждение является краевой апробационной площадкой по внедрению одной из таких программ – программы «Вдохновение».
Слайд 2
Это образовательная программа с совершенно новым подходом к организации образовательной деятельности с детьми через детский совет, говорящую среду и использование тематических карточек.
Программа ориентирует ДОО на создание мотивирующей образовательной среды для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учётом его индивидуальных возможностей и ограничений.
Задача взрослых – создание условий эмоционального комфорта, обогащённой социальной и предметно-пространственной среды.
Слайд 3
Поэтому в первую очередь мы уделили внимание развивающей среде своей группы и использовали метод «Говорящая среда», включающий в себя:
- наличие надписей на скрытых элементах среды,
- наличие в среде результатов детской деятельности,
- тематические карточки.
Слайд 4 (видео)
Мы опирались на принципы программы и рекомендации Института развития образования. И вот что у нас получилось.
Слайд 5
В программе «Вдохновение» нашёл свое отражение один из принципов ФГОС ДО – индивидуализация образования – создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей.
Его позволяет реализовать метод использования раздаточных материалов – тематических карточек с заданиями.
Слайд 6
Их цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.
Основныеми требования являются:
- содержание должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого,
- иметь обучающую, развивающую направленность.
- карточки должны быть составлены по теме недели или проекта,
- могут включать как одно, так и несколько разные заданий,
- размещены в каждом центре в доступном для детей месте.
Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, строить и т. п.
Слайд 7
Задания могут быть направлены на:
• ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных знаний;
• математические представления и действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности;
• стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики.
Важно компоновать задания так, чтобы, работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.
Выбирая карточку, ребенок ориентируется на свои интересы и возможности. Здесь и происходит самоопределение, поскольку взрослый создаёт карточку не с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а предоставляет широкий спектр возможностей для выполнения задания, или придумывания собственного способа деятельности.
Слайд 8
Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей.
Заполненные карточки можно:
повесить на стену (в уголке достижений и пр.);
вложить в портфолио ребенка;
выдать родителям для работы с ребенком дома.
Разработчики программы рекомендуют готовить от 30-50 карточек- из расчёта по 2-3 на каждого ребёнка. При таком количестве карточек:
Обеспечивается реальная возможность выбора,
Комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.
Тематический комплект карточек создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах. Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.
Слайд 9
Мы начали нашу работу с разработки тематических карточек по проекту «Семья». Определили их содержание, направленность и количество. Мы остановились на коммуникативной, познавательной, изобразительной и конструктивной деятельности. Выбрали место для их размещения (слайд).
Для того, чтобы детям было легко разобраться в задании, нами были выбраны условные обозначения: (слайд)
Соедини линией - карандаш с линией
Раскрась - карандаш или кисть,
Найди одинаковое - два смайлика,
Найди отличие – лупа,
Назови-расскажи - знак вопроса,
Построй - кубики
Слайд 10
Так, были разработаны карточки с разными заданиями.
Слайд 11 (видео)
Вот как дети ими пользуются.
Слайд 12
Мы только начали эту работу. И для нас уже сложился алгоритм разработки тематических карт: (слайд)
1. Определяем тему проекта.
2. Определяем содержание темы, т. е. какие знания нужно усвоить детям. У каждой карточки должна быть ещё своя «подтема» (один из вопросов большой темы).
3. Продумываем типы заданий, используемых в карточках. (картинки-путаницы, лабиринты, штриховка, раскраски, схемы конструирования, ребусы, найди отличия, и пр.).
4. Подбираем картинки-задания для карточек разной направленности и разной степени сложности.
5. Выбираем картинку-символ, для обозначения задания (что нужно делать и чем).
6. Составляем и распечатываем карточку.
Тематические карточки – это универсальное дидактическое средство, позволяющее педагогу решить одновременно несколько образовательных задач, а детям осуществлять выбор, быть самостоятельными и сотрудничать со сверстниками.
Слайд 13
Спасибо за внимание.