Учитель:Иннокентьева С.В. учитель начальных классов
Класс:4
Тип:интегрированный урок математики, чтения и изобразительного искусства.
Тема:Перечитывая Пушкина
Цель:Развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина
Задачи:
закрепить навыки письменных и устных вычислений
развивать умения решать составные задачи, задачи
на движение
ознакомить с иллюстрациями художников к
сказкам А.С.Пушкина
развивать речь, образное мышление, внимание, память.
Оборудование:текст сказки «…о царе Салтане»
Портрет А.С.Пушкина
Иллюстрации художников к сказке
Сказки А.С.Пушкина
Ход урока:
Орг.момент
Здравствуйте дети!
Сегодня мы на уроке отправимся в путешествие в «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне – Лебеди»
II. Актуализация знаний:
Скажите чье это произведение? (А.С.Пушкина)
А.С.Пушкин великий русский писатель, его волшебные сказки знают люди всего мира и вы тоже знакомились с ними с раннего детства. Ребята, какие его сказки вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне..» и т.д.)
Взгляните на иллюстрацию Б.А.Дегтярева «Герои сказок А.С.Пушкина», здесь нарисованы все герои сказок Пушкина, скажите свое мнение об этой картине…
III. Постановка учебной задачи:
Мы хорошо знаем произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», но задумывались ли вы когда–нибудь о том, КАКОГО РОСТА БЫЛ МОГУЧИЙ КНЯЗЬ ГВИДОН? С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ ПЛЫЛ КОРАБЛЬ В
ЦАРСТВО СЛАВНОГО САЛТАНА? А СКОЛЬКО ОРЕХОВ, РАЗГРЫЗЛА БЕЛОЧКА? (нет)
Хотите узнать? (Да)
Об этом мы узнаем, путешествуя на чудный остров!
IV. Решение учебной задачи:
1) Устный счет:
Скажите ребята, какие числа встречаются в сказке? (3 девицы, 33 богатыря)
Насколько 3 меньше, чем 33? (30)
Во сколько раз 33 больше, чем 3? (11)
2) Работа с текстом:
Какой величины родился ребенок у царицы? Найдите в тексте («Наступает срок родин, сына бог им дал в аршин…»)
Аршин – это старинная мера длины, равная . А теперь назовите единицы длины, которые вы знаете? (мм, см, м, дм, км)
3) Решение составной задачи:
«В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица…»
Как рос ребенок царицы? (не по дням, а по часам)
Правильно!
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.»
За 5 часов он вырос на . Каким он будет через 24 часа? (дети решают задачу)
Родился – 71см
5ч –
24ч - ?
Какой высокий, вот почему Пушкин назвал его могучим и славным богатырем!
4) Работа с текстом:
Где стали жить царица с царевичем? Найдите в тексте.
«Вот открыл царевич очи
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой
Стены с частыми зубцами
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Кто подарил город? (царевна Лебедь)
Этот остров сказочно чудесен. Он расположен на красивом, крутом, гористом острове, который весь зеленеет травой. В нем много церквей, башен, теремов. Город обнесен каменной стеной с башнями.
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит в себе в волнах
На раздутых парусах»
Куда продолжат путь корабельщики? (мимо острова Буяна, в царство славного Салтана)
5) Решение задачи на движение:
3) Вам такая задача. А) Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7ч. И двигалось со скоростью 20км/ч. Найдите расстояние между царствами Гвидона и Салтана.
20км/ч _________________7ч___________________20км/ч * 7ч = 140км
! !
царство __________________?км_________________царство
Гвидона Салтана
Б) На обратный путь затратило на 3ч. Больше. Что нам надо найти? (С какой скоростью двигалось судно на обратном пути)
_________________7ч+3ч___________________140км : 10ч = 14км/ч
! !
царство __________________140км_________________царство
Гвидона Салтана
Почему такая разница в скорости? (по течению и против течения скорость различна)
V. Физминутка:
В кого превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
(дети имитируют происходящее в сказке)
«Ну послушай, хочешь в море
Полететь за кораблем? (Да)
Будь же князь ты комаром
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног – всего
Тут он в точку уменьшился
Комаром оборотился
Полетел и запищал
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился. (дети садятся)
Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых? (быстро, он догонял корабль)
Что можно сказать, о скорости комара и скорости корабля? (значит, скорость насекомых больше скорости судна)
6) Работа с текстом:
Какие три чуда были в городе князя Гвидона? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)
Найдите в тексте слова о белке ( «Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
……………………………..
Строгий счет орехам весть…»)
7) Устный счет:
Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход.
В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй день на 60 орехов больше.
Сколько орехов разгрызла за 2 дня.
120 + 60 = 180
120 + 180 = 300 орехов – за 2 дня
VI. Итог урока:
Молодцы. Теперь мы узнали рост князя Гвидона – , расстояние между царствами Гвидона и Салтана – 140км, с какой скоростью плыл корабль от царства Салтана – , а белочка грызет за 2 дня – 360 орехов.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не оставляют равнодушными никого. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, послушаем отрывок из сказки. Ребята откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, закройте глазки и представьте себе картины, которые навеет вам сказка.
Какими словами заканчивается сказка? («Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил»).
Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь «обмочили усы», то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта.
VII. Рефлексия:
Ребята, что вам понравилось на этом уроке, что нового вы узнали, какие трудности встретили?
(мнения учеников)
Спасибо за урок!