Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Влияние проектной деятельности на развитие детско – родительских отношений».

Цель - повышение профессиональной компетентности педагогов в эффективном использовании проектной деятельности для развития детско-родительских отношений, в активном привлечении родителей в образовательный процесс. Актуальность темы. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Алёнушка» городского округа город Фролово

Тема: «Влияние проектной деятельности на развитие детско – родительских отношений».

Воспитатель: первой квалификационной категории

Золотова Л.Н.

Оглавление:

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

1.1 Детско-родительские отношения и их специфика.

1.2 Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка1.3 Роль семьи в развитии личности дошкольника.

Глава 2. Исследование влияния проектной деятельности на развитие детско-родительских взаимоотношений.

2.1 Влияние проектной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста

2.2 Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений

2.3 Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы)Заключение.

Используемая литература

Введение.

Все мы знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке. 

Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. 

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. 

Стоит отметить, что на сегодняшний день, проблема становления личности ребенка под влиянием детско-родительских отношений достаточно актуальна, поскольку это является одним из основных элементов государственной политики сохранения здоровья нации. Также данная проблема с каждым годом привлекает все больше внимания ученых, которые заинтересованы в исследовании представленной проблемы. В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Глава 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

1.1 Детско-родительские отношения и их специфика.

Переходя, непосредственно, к вопросу о детско-родительских отношениях, можно выделить то, что понятие «родительское отношение» определяет взаимозависимость родителя и ребенка, взаимную связь между ними, а также носит общий характер.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки, родительские позиции, типы родительского отношения, типы родительского авторитета, типы (стили) воспитания детей, семейные роли ребенка. В современной психологии «отношение» рассматривается как эмоционально-личностная характеристика поведения и как «отношение к другому». С другой стороны - это процессуальная характеристика интеллектуально-деятельностного типа и, согласно С.Л.Рубинштейну, может трактоваться как созерцание и преобразование.

В структуре межличностных отношений субъектов А.С. Спиваковская выделяет 3 основных компонента (стороны): эмоциональную, когнитивную и поведенческую стороны отношений.

Эмоциональная сторона отношений есть совокупность субъективных эмоционально окрашенных мнений и оценок, объектами которых являются условия протекания, характеристики деятельности и ее субъектов.

Когнитивная сторона отношений зависит от осознания и рациональной оценки субъектом различных сторон деятельности.

Поведенческая сторона отношений представлена в сознании субъекта в виде осознаваемых мотивов и целей его деятельности, намерений и готовность к осуществлению тех или иных видов деятельности.

Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.

В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.

Влияние семьи реализуется следующим образом:

Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.

Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.

Родители служат источником необходимого жизненного опыта.

Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.

Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.

Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны.

Таким образом, понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно оценочное, сознательно избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятие родительская позиция и родительская установка используется как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности.

Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:

– внимательные,

– боязливые,

– тщеславные,

–сердитые,

– раздражительные,

– приспособляющиеся,

– общительные,

– сенсационные,

– настойчивые,

– постоянные,

– уверенные,

– обнадёживающие.

Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.

Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности.

Детско-родительские отношения начинают формироваться задолго до рождения ребенка. В ребенке отражаются чувства, которые питают родители друг к другу. Взаимная любовь родителей, гармония или дисгармония их духовного мира, сексуальной жизни, все те позитивные или отрицательные чувства и страсти, в окружении которых протекает жизнь двух людей, определяют их отношение к ребенку, его место в структуре межличностных связей.

«Нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка. Поэтому для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблемы супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

1.2 Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка.

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Рассмотрим основные характеристики такого взаимодействия:

• это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

• процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

• диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

• каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

• исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

• формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

• формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

• участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

• участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

• показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность, с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Итак, семья и дошкольная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для социализации личности ребенка необходимо их взаимодействие, как важный фактор. Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями дошкольная организация реализует принцип партнерства, диалога.

Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям, содействуя принятию ребенка сверстниками, повышению его самооценки и статуса в детском коллективе, привитию общественно принятых моральных ценностей и норм поведения, формированию системы ценностей и мировоззрения.

1.3 Роль семьи в развитии личности дошкольника.

Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.

Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда факторов. Важнейший среди них – педагогическая культура родителей, в которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.

Отношения и воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий авторитета и личного примера родителей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

Таким образом, семья выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроение, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

2.1 Влияние проектной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Серьезные изменения, которые происходят в системе дошкольного образования с вступлением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми.

Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает что-то такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющем собой систему норм, задаваемых взрослым.

На мой взгляд, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Технология «метод проектов» основана на создании особого вида мотивации — проблемной. Поэтому при обозначении проблемы мы совместно с детьми и родителями делаем отбор самых актуальных, интересных для воспитанников задач, побуждающих их к самостоятельности.

Проектная деятельность – сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

В основе любого проекта лежит идея о направленности деятельности на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Осознавая, что развитию личности дошкольников способствует применение целостной системы проектной деятельности, в реализации проектов применяются различные методы, которые обеспечивают вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок — взрослый».

2.2 Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений.

Метод проектов является одним из эффективных форм работы, удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».

Основная цель - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе метода проектов, которые направлены на решение следующих задач:

• создать социо-культурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;

• формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.

• обеспечить методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;

• расширить представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

• гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Типы проектов:

-иследовательско-творческие – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

-ролевые, игровые (участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

-ознокомительно-ориетировочные (информационные) - сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов;

-практико-ориентрованные (прикладные) – результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;

-творческие – предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, дизайна.

Творческие мастерские. Основная цель функционирования творческих мастерских создание условий для творческой самореализации детей и родителей и, как результат, -радость совместного творческого труда.

Благодаря проектной деятельности интересы детей объединяются с интересами педагогов и родителей.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществляется по нескольким этапам:

1 Этап:

Демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями начинают складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

2 Этап:

Использование различных форм и методов работы с родителями: на смену собраниям - семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы.

3Этап:

В результате активного участия родителей в проектной деятельности налаживается более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Родители принимают позицию активного участника в жизни группы.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

Очень важно, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступают на равных. Атмосфера совместной деятельности даёт возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

А также даёт возможность проявить способности к творчеству, способствует формированию общей культуры семьи, выстраиванию традиционной иерархии жизненных ценностей.

На современном этапе в основу взаимодействия педагогов и семьи в дошкольном образовательном учреждении должны быть заложены следующие принципы:

Доброжелательный стиль общения Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход

Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и можно применить человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность заключается в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.

2.3 Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы).

Готовимся серьезно

К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т. к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности.

Динамичность Постоянно находиться в режиме развития, а не функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей.

Использование проектного метода позволяет:

• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

• Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

В своей практике использую следующие виды проектов (классификация Л. В. Киселевой): Исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, осуществляется исследовательский поиск, результаты оформляются в виде какого-либо творческого продукта. Ролево-игровые: это проектысэлементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Итак, осуществляемая мною, в ходе реализации опыта работы, проектная деятельность позволила изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс. Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить партнерские отношения между взрослыми и детьми.В своих проектах активно использую, главным образом, групповую работу, так как за счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое.

Учитывая интерес современного дошкольника к цифровым технологиям, все проекты сопровождала компьютерными презентациями, выполненными в интересной для детей форме.

Заключение:

Подводя итоги можно сказать, что совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива.

Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.

Проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Используемая литература:

Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.

Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - №4.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.

Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.

Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области