Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Неразрывная нить между поэзией и жизнью

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследовательская работа

Автор: Чернякина Алина Яковлевна, 8 класс

Руководитель: Чернякина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Результаты исследования………………………………………………………5

2.1.Анализ стихотворений поэтов Венгеровского района…………………...5

2.2.Анализ экологических проблем села Павлово…………………………..11

2.3.Взаимосвязь между поэтическим наследием района и жизнью села……………………………………………………………………………….14

3.Выводы и заключение………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………..17

Введение

Я живу в небольшом селе, находящемся в 80 километрах от районного центра. У нас, также как и в других населённых пунктов, очень много различных проблем, связанных с экологией.

Экологические проблемы бывают разными: это и загрязнение воздуха, и засорение территории бытовыми отходами, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, загрязнение водоёмов, нерациональное и пагубное использование лесных богатств и многие другие.

К данным проблемам не остаются равнодушными не только жители нашего села, но также и местные поэты, отражающие отношение к экологии в своём творчестве.

Объектом исследования являются экологические проблемы.

Предмет исследовательской работы – творчество поэтов Венгеровского района.

Цель:

изучение взаимосвязи экологических проблем между творчеством местных поэтов и жизнью нашего села.

Свою цель мы будем решать с помощью следующих задач:

проанализировать стихотворения местных поэтов с экологической тематикой;

рассмотреть экологические проблемы на примере местного населения;

выявить взаимосвязь между культурным наследием района и жизнью села.

Новизна нашей работы заключается в том, что исследованием экологических проблем в творчестве местных поэтов никто не занимался.

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время особое внимание в нашем районе уделяется популяризации местной поэзии и развивается тенденция к тому, что в этих стихотворениях всё чаще затрагиваются проблемы экологии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ стихотворений с экологической направленностью;

беседа;

интервьюирование местных жителей;

наблюдение на территории села Павлово за действиями, связанными с решением экологических проблем.

Для выполнения своей работы мы использовали сборники стихов поэтического клуба «Время»: «Порог откровений», «Источник», «Колокола России: о времени и о себе», составителем которых является Е. А. Арнгольд (Анашкан).

Исследование проводилось в селе Павлово с мая по октябрь 2013 года

Результаты исследования

Анализ стихотворений поэтов Венгеровского района

Каждый поэт в своих стихотворениях затрагивает различные темы: это и тема поэта и поэзии, и тема любви, и гражданская лирика, а также и многие другие. Но в настоящее время есть еще одна тематика: экология, - которая проскальзывает в текстах многих стихотворений не только знаменитых поэтов, известных на всю страну, но и тех, кто только увлекается поэзией и живёт на территории нашего района.

Обратимся к творчеству Татьяны Мельниковой и возьмём её стихотворение «Не торопясь, я шла домой…» [1]. В первой строфе читаем:

Не торопясь, я шла домой,

И вот буквально предо мной,

Тряхнув устало головой,

Старуха вылила помои.

Уже здесь, в самом начале стихотворения, мы видим, как автор раскрывает то, что волнует его. И эти слова – «вылила помои» - показывают нам, какова основная проблематика стихотворения. А дальше, по тексту, мы читаем такие строки, в которых видим, что автор не безразличен к этой экологической проблеме – засорению окружающей среды:

Позвольте вас вернуть сюда,

Вы обижаете природу!

Скажите, и не стыдно Вам!

Прожившей много лет на свете,

Сливать в кюветы всякий хлам?

Я вас прошу, вы мне ответьте,

Кто Вам такое подсказал?

В данных строчках автор высказывает своё мнение не ровеснику или ровеснице, а человеку старше по возрасту, и не получает ответ на поставленный вопрос, потому что таков менталитет многих жителей, заботящихся только о своём благополучии. Рассмотрим следующие строки:

Село – наш дом. А где ж порядок?

Ведь Вы не льёте воду в зал?

А что же пакостите рядом?

Здесь Т. Мельникова обращает внимание на порядок, благоустройство села, так как многие в наше время не соблюдают норм санитарной гигиены. Дальше мы видим:

Я знаю дни наперечёт

(Ведь до весны не очень много).

И этот мусор потечёт

К реке ближайшею дорогой.

Как поэтесса делает определенные выводы из действий «старухи», то есть раскрывает еще одну проблему – загрязнение водоёмов. И после в тексте идёт авторская оценка, те чувства, которые передаёт нам Т. Мельникова по отношению к таким людям:

Так я желаю, чтобы Вам

(Пойдёте за водой весной)

Попал в ведро весь этот хлам,

Все эти грязные помои.

Эти строчки являются кульминационным моментом в стихотворении, так как в них показано не только отношение автора к действиям пожилой женщины, а еще и вызов всем, кто засоряет и загрязняет бытовыми отходами окружающую территорию. И после в голосе лирического героя стихотворения мы слышим уже не нотки гнева, а мольбу, просьбу:

Всё вылить – это не хитро,

Ну что ж Вы так неосторожно!

Прошу собрать в своё ведро

Стекло, бумагу, всё, что можно!

Автор понимает, что не может с помощью гневных чувств «достучаться» до сознания «старухи», поэтому остаётся только просить лишь о малом, чтобы привели в порядок хотя бы то, что натворили сами.

Эпилогом стихотворения является рассуждения автора:

И очень стыдно стало мне,

И мигом покраснели уши.

Ушла… И вот ищу ответ,

В тот миг, когда горела страстно,

Была права я или нет?

Быть может,…я…её…напрасно.

В данных строчках идет рассуждение о совести, о той нравственной категории, которая заложена у автора, на наш взгляд, еще с детских лет. С помощью метафоры «горела страстно» мы видим отношение к данным проблемам поэтессы, но далее идёт риторический вопрос, который она задаёт сама себе и понимает, что ответа на него не найдёт, так как с одной стороны, нельзя обижать человека, старше себя по возрасту, а с другой – нельзя «обижать» природу.

Еще одним поэтом, отражающим экологические проблемы в своем творчестве, является Алексей Трофимович Каряков. Проанализируем одно из его стихотворений.

В самом названии уже заложена основная его идея – «Знак беды» [3]. Стихотворение начинается со строк:

Не раз твердили мудрецы:

«Лес берегите! Лес – богатство!»

В данных строчках мы видим, как автор обращается прошлому, к тому, что было заложено не нами, а нашими предками. А дальше идет антитеза:

Мы, возводя себе дворцы,

Творили с лесом святотатство.

На таком противопоставлении и построено все стихотворение автора. Он показывает нам, что люди ради своих благ готовы перешагнуть через всё святое, не прислушиваясь к мнению тех, кто жил до нас и сберёг природу в первозданной ее красоте.

Далее в строчках:

Бензопила плюёт корой,

Круша деревья вековые.

Идёт повтор согласной «р», который ассоциируется с каким-то рычанием, разрушением. Но в 3 и 4 строке второй строфы опять идёт антитеза, основанная на противопоставлении эмоций и чувств лирического героя:

Те, погибая, под собой

Ломают жизни молодые.

Олицетворение « ломают жизни молодые» показывает нам, что автор считает эти молодые деревья тоже живыми, а если есть молодое деревце, следовательно, есть надежда, что не всё еще разрушено в природе.

А следом идут строки, раскрывающие еще одну проблему, немаловажную в наше время:

Бездумный гость среди лесов,

В траву сухую бросив спичку,

Зверей и птиц разрушил кров,

Оставил без защиты речку.

Эта проблема – лесные пожары, попустительство людей, бездумно относящихся не только к лесным богатствам, но и к жизни животных, птиц, водных ресурсов. Далее автор показывает, что случается после таких действий человека при помощи трагических ноток:

На пепелище лишь песок,

Скелеты умерших деревьев.

И по стволам, как слёзы, сок.

От журавлёнка – кучка перьев.

Перед нами три картины. Они предстают перед глазами так живо, ярко, что становится жутко от того, как люди обращаются с природой.

В конце стихотворения А. Т. Каряков задаёт два риторических вопроса:

Неужто мы враги себе,

Творя подобие разбоя?

Ужель и в будущей судьбе

Природе не дадим покоя?

И мне кажется, эти же вопросы может задать себе каждый из нас, а вдумавшись в их смысл, понять, что ответ очень прост: нужно беречь лесные богатства, их и так с каждым годом остаётся всё меньше и меньше.

В стихотворении Владимира Архиповича Афанасьева, чьи стихотворения наполнены патриотизмом и любовью к родному краю, хотелось бы обратиться к стихотворению «Русь ещё жива» [3]; а именно к одной строчке из него, так как в ней содержится вопрос на ответы, которые мы получим только тогда, когда осознанно проанализируем свои действия и поступки по отношению к самим себе, к природе и к своей родине:

А кто ж хулители Руси?...

И здесь мы видим, как автор при помощи словосочетания «хулители Руси» вызывает чувство совести у людей по отношению к неправильным поступкам, заставляет нас задуматься над тем, что только тогда Русь будет жива, когда мы обратимся к своему внутреннему «я». А значит, будем бороться со всеми проблемами, окружающими нас, всеобщими усилиями, среди которых не на последнем месте будут стоять и проблемы экологии.

Анализ экологических проблем села Павлово

В нашем селе, также как и во всех остальных, существуют проблемы, объединенные между собой. И одной из них является экология. Мы провели опрос и интервью между людьми 20-60-летнего возраста. В опросе участвовало тридцать человек. Мной были заданы вопросы: «Считаете ли вы экологические проблемы актуальными в наше время? Каким из них следует уделить, на ваш взгляд, большее внимание?» Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам, что 80% населения считают данную проблему актуальной, 15% относятся к ней нейтрально, а 5% не обращают на экологию никакого внимания. Данные представлены ниже на диаграмме:

При ответе на второй вопрос из 80% особое внимание люди, которые считают актуальной экологическую проблему на селе, хотят обратить на следующее. Рассмотрим это на диаграмме:

Здесь видим, что 60% опрошенного населения большее внимание обращает на загрязнение окружающей среды, соблюдение санитарно-гигиенических норм, 30% на защиту природных лесных ресурсов, а 10% на загрязнение воздуха.

Проанализировав и проведя наблюдение за жизнью местного населения в период с мая по октябрь 2013 года, мы пришли к следующим выводам, что, несмотря на занятость, люди предпринимают следующие меры

участие в акции «Очистим планету от мусора» в возрасте от 7-60 лет;

проведение субботников;

ежегодно два раза на свалку,

которая находится на расстоянии двух километров от села - в ноябре и в мае работники СПК «Мирный труд» на тракторе ДТ-75 буртуют отходы в одну кучу;

в школе и в детском саду прививается у детей экологическое воспитание путем проведения внеклассных мероприятий и экскурсий.

2.3 Взаимосвязь между поэтическим наследием района и жизнью села

Проведя беседу с библиотекарем МЦК и проанализировав уровень читательской компетенции, можно сделать вывод, что увеличилось количество читателей, увлекающихся стихотворениями местных поэтов.

Несмотря на то, что книг в сельской библиотеке только четыре, они почти никогда не стоят на полке, а за последние три года постоянно находятся «на руках». Отсюда мы видим, что население разных возрастных категорий и социальных слоёв не остаются равнодушными к творчеству тех людей, которые родились, выросли и, в основном, остались жить на территории Венгеровского района.

За последние три года уже стало традицией участие в конкурсе поэтического чтения «Здесь Родины моей начало».

За последние два года участниками данного конкурса были люди от 14 до 35 лет, а в этом году, по данным МЦК «Павловский ДК», подана заявка и на категорию от 35 лет, где самым старшим представителем будет являться Рабканова Валентина Владимировна, 53-х лет, работающая в СПК «Мирный труд» уборщицей.

В номинации, где читают стихотворения о природе, выбор участников останавливается, в основном, на тех, в которых отражены экологические проблемы. По этим данным можно сделать вывод, что чтецы через исполнение стихотворений приоткрывают наболевшие вокруг себя проблемы.

Можно отметить, что по результатам участия в конкурсе за 2 года из трёх номинаций в двух возрастных категориях в 2012 году участниками нашего села был завоёван только один диплом победителя, а в 2012 году – пять дипломов из шести. Все данные отражены ниже на диаграмме.

Одним из данных дипломов был награждён Сапрыгин Роман за чтение проанализированного нами стихотворения Алексея Трофимовича Карякова «Знак беды».

Из написанного выше можно сделать вывод, что местные жители увлечены творчеством местных поэтов. А поэты, в свою очередь, раскрывают и проблемы экологии, которые повторяются уже в жизни нашего села. Значит, все, о чем пишут поэты – это правда, от которой нельзя убежать или скрыться, а нужно принимать какие-то меры, решения и воплощать их в жизнь.

Выводы и заключение

Проведя исследование стихотворений поэтов Венгеровского района, таких же простых людей, как и мы, которые выросли и живут в селе, и рассмотрев, как местные жители борются с экологическими проблемами и какие из них считают особо важными, мы пришли к выводу, что между природой и поэзией существует «неразрывная нить», которую никак нельзя порвать. Она может или ослабнуть, или окрепнуть. Давайте и мы будем через поэзию, через прекрасное побуждать других к действиям, ведь только живя в гармонии с природой, человек не губит свою душу, а наоборот, возрождает. А раз так - то не будем безразлично относиться к проблемам экологии, ведь нам с вами жить в двадцать первом веке.

В дальнейшем я хотела бы обратиться не только к творчеству поэтов Венгеровского района, но и рассмотреть экологические проблемы на примере стихотворений поэтов Новосибирской области. А ещё попытаться самой написать произведение, в котором будет отражена экология нашего села.

Список литературы:

Анашкан Е. А. КОЛОКОЛА РОССИИ: О времени и о себе: Стихи. – Венгерово: Поэтический клуб «Время», 1995 г. – 89с.

Анашкан Е. А. Порог откровений: Стихи. – Венгерово: Поэтический клуб «Время», 2001 г. – 355с.

Арнгольд Е. А. Источник: Стихи. – Венгерово: Поэтический клуб «Время», 2004 г. – 239с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области