Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79»
Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле»
с воспитанниками второй младшей группы «Тополек»
Сивкова Ольга Викторовна
воспитатель
г.Каменск-Уральский
2019
Возрастная группа: II младшая
Вид деятельности: сюжетно – ролевая игра
Тема: «Путешествие на корабле»
Форма организации: групповая
Оборудование: кирпичики (стульчики), мачта с флажками, стойка для штурвала; фуражка капитана, штурвал, карта пути, бинокль; бескозырки и воротники моряков; якорь, акваланг, маска, наушники; швабра и ведёрко; халат и шапочка врача, чемоданчик с медицинскими инструментами; фартук и колпак для повара, корзинка с фруктами и овощами, плитка, животные (мягкие игрушки) – заяц, белка, лиса и другие.
Цель: Создать условия для развития у детей интереса к сюжетно – ролевой игре через создание игровой ситуации.
Задачи познавательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Образовательные: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельность и инициативу в сюжетно - ролевой игре детей «Путешествие на корабле»; учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре; расширять кругозор, обогащать словарь детей; пополнять знания детей о профессиях капитана, моряка, радиста, водолаза, судового врача, кока. | обогащать словарный запас. |
Развивающие: развивать умение играть в коллективе, подчиняться общим правилам, взаимодействовать в сюжете "Путешествие на корабле". | развивать у детей желание играть с воспитателем. |
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма; воспитывать бережное отношение к природе. | воспитывать готовность к взаимопомощи и сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры. |
Планируемый результат:
обогащение и расширение словарного запаса;
развитие диалогической речи;
совершенствование и расширение игровых умений;
развивать умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, умение договариваться.
Ход сюжетно- ролевой игры
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: собрать внимание детей и настроить их на предстоящую деятельность. | эмоционального стимулирования - беседа - обсуждение - наблюдение | Педагог эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Предлагает игровую ситуацию, побуждающую интерес детей к деятельности: -Ребята, Нам прислали письмо звери из сказочного леса. Послушайте:«Дорогие ребята! Нам очень скучно и грустно, потому что не с кем играть. Насекомые все спрятались, птицы улетели в тёплые края. Приезжайте, пожалуйста, и поиграйте с нами». - Ребята, поможем нашим друзьям? (да) -Ребята, «сказочный лес» находится на берегу реки. А на чем мы можем добраться до берега? (на корабле) - Правильно, мы отправимся на корабле. | Дети занимаются свободной самостоятельной деятельностью. Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы | Организовать группу детей. Эмоционально настроить детей на содержательное общение со взрослым и совместной деятельности. |
2.Планирование игры Задача: обсудить сюжет, игровые действия, распределить роли, подобрать атрибуты для игры. | - частично – поисковый - прием параллельной игры - беседа - демонстрация - поручения | Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию: -А кто управляет кораблём? (Капитан). Давайте оденем капитану фуражку. Капитан будет у нас стоять у штурвала и управлять кораблём. Пусть капитаном у нас будет Костя. Капитан определяет курс корабля и отдаёт команды: «Право руля, лево руля! Полный вперёд!» - У капитана есть помощник капитана, который сменяет его на капитанском мостике и наблюдает в бинокль путь, чтобы не столкнуться с другими кораблями или скалами. Капитан и помощник капитана вместе работают с картой пути. Помощником капитана у нас будет Артем. - Капитан не смог бы один управлять кораблём, если бы, не было моряков. Когда корабль отправляется в путь, капитан даёт команду: «Убрать трап, отдать швартовые». Это значит, что нужно убрать мостик, который соединяет берег и корабль. А команда «Поднять якорь» означает, что необходимо поднять якорь. Якорь очень тяжёлый, его опускают на дно моря в порту, где корабль причаливает к берегу, чтобы корабль не унесло в просторы моря. Когда корабль отправляется дальше в плавание, якорь поднимают. Поднимать якорь у нас будет Тимофей. - В команде корабля есть моряки водолазы, которые изучают морское дно. Водолазы надевают акваланг, в котором находится кислород; маску, ласты. Водолазом у нас будет Степа. - Капитану необходимо поддерживать связь с Землёй. В этом ему помогает радист, который в радиорубке по рации принимает телефонограммы, приказы, прогноз погоды о штормовых предупреждениях. Радистом у нас будет Артем. - В команде корабля есть моряки, которые отвечают за чистоту на палубе корабля и моют пол. За чистоту у нас будут отвечать Карина и Вероника. Мы им дадим швабру и ведра. - На судне обязательно должен быть судовой врач, который следит за здоровьем всего экипажа и оказывает медицинскую помощь при необходимости, когда кто-то заболеет. Судовым врачом у нас будет Паша, ему будет помогать медицинская сестра Полина. Мы им оденем халат. Возьми, Паша, медицинский чемодан, в котором средства для оказания первой помощи. - Как вы думаете, кто готовит еду, и кормит всех на корабле? (Повар). Как называют повара на корабле? (Повара на корабле называют кок.) Поэтому нам нужен на корабль кок. Коком у нас будет Света. Она наденет фартук и колпак на голову. Необходимо взять с собой в путешествие запас воды и еды. - А остальные ребята, будут пассажирами. | Дети отвечают на вопросы педагога, обсуждают. Выполняют задание, в соответствии с установленными требованиями | Умение планировать действия в нужной последовательности; проявление интереса к игре. |
3.Реализация игрового замысла Задачи: • формировать умение сотрудничать в процессе реализации игрового замысла; • развивать активную речь детей в процессе игры. | - непосредствен-ное участие педагога в игре - поручения - задания -приём параллельной игры | Организует деятельность детей, вовлекает детей в совместную деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность, наблюдает за детьми во время игры, корректирует: -Дети, наш корабль готов отправиться в «Сказочный лес». Капитан отдай команду: «Всем приготовиться к отплытию. Занимайте свои места, и мы поплывем». - Капитан командуй: «Поднять якорь! Полный вперед! Права руля! Так держать!» - Вот мы отплыли. Ой, как далеко мы отплыли, даже не видно берегов. (Музыка) (правила поведения на корабле) - Помощник капитана, становись у руля, а капитан посмотрите в свой бинокль, что там видно на горизонте? Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль. Капитан просит кока приготовить обед для команды. (Кок начинает готовить обед. Моряки наводят чистоту на палубе.) - Капитан, посмотрите по карте, правильно ли мы выбрали курс корабля. Радист, передай телефонограмму, что корабль движется по намеченному курсу. Капитан командуй «Полный вперёд!» Водолаз, надевайте акваланг и маску, скоро корабль причалит к берегу и вам можно будет погрузиться в воду. - Радист сообщает, что прямо по курсу «Сказочный лес». ( Капитан даёт команду причалить к берегу и даёт разрешение на погружение водолазу.) -Вот и наш «Сказочный лес». Остановка «Солнечная». Спокойно спускаемся на берег. Наши друзья нам очень рады. Мы с вами научим лесных друзей играть в весёлые игры. Пусть они все вместе играют и не скучают. (Игра «Давай Коза попрыгаем!») | Умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры; осуществление условных действий в ситуации ролевой игры; умение сотрудничать в коллективе, активно взаимодействовать в ходе ролевого диалога | |
4.Подведение итогов Задача: Показать достижение игровой задачи | - эмоциональное стимулирование - беседа -поощрение | Подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию, выражает признательность - Развеселили мы лесных друзей? (да) - Ребята, мы побывали в гостях у зверей в «Сказочном лесу», а давайте теперь мы их пригласим к нам в детский сад, а по пути в детский сад, прокатим на нашем корабле? (да) - Ну тогда отправляемся в детский сад! Капитан командуйте: «Экипаж и пассажиры, занимайте свои места. Курс – на детский сад!» -Вот и д/с. Вы вернулись весёлые, красивые! | Выражают собственные мысли, чувства. | Умение делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности. |
5. Открытый конец Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | - Ребята, пригласите наших гостей, посадите их на диван. Сейчас мы с вами покушаем, а потом вы покажите гостям нашу группу и поиграете с ними. | Умение выражать свои чувства. |