Конспект образовательной деятельности на тему: «Прогулка в осенний лес».
(старшая группа)
Задачи:
способствовать обобщению и систематизации представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
расширять представление о диких животных: еж, медведь, заяц, белка;
способствовать формированию умения самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, проблемных задач.
развивать умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
способствовать расширению и активизации речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.
воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям).
Способы и средства:
художественное слово;
ответы на вопросы воспитателя;
использование мультимедиа;
использование игрушек – ежа, зайца, белочки;
игры «Осенние листочки», «Поменяем шубку»;
белые листочки на каждого ребенка;
краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы об осени;
наблюдения за осенними изменениями в природе;
рассматривание иллюстраций, слайдов об осени;
загадывание загадок;
просмотр видеозаписей на осеннюю тематику.
Ход.
Зал украшен по-осеннему.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте, как красиво пишет автор:
С ветки падающий лист…
День осенний золотист.
Он по воздуху кружится
И танцует, как артист,
С ветки падающий лист…
Вам понравились строки из стихотворения? О чем здесь говорится?
Ответы детей.
Воспитатель: С кем сравнивает автор листочек? Как он пишет?
Ответы детей (с артистом, он танцует, как артист).
Воспитатель: Все верно. Листочек не просто падает с ветки, «он танцует, как артист». Ребята, как вы считаете, про какое время года нам хочет рассказать этот листочек?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте отправимся сегодня на прогулку в осенний лес, пошуршим листочками, подышим свежим воздухом, полюбуемся красотой осенней природы. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: Но путешествие наше будет непростое, а сказочное. У меня есть волшебная палочка. Вот она. Сейчас я ей взмахну
Закрываем глазки,
Раз, два, три,
и мы очутились в сказке!
Какими словами обычно начинаются сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно. Садитесь поудобнее. Итак, я начинаю сказку.
Дети садятся и смотрят серию слайдов на осеннюю тему. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: «Жила-была в лесу девочка. Но была эта девочка непростая, как мы с вами, а необычная – волшебница. Только волшебница эта была очень капризная и часто меняла свое настроение: то заплачет мелким моросящим дождиком, то рассмеется веселыми солнечными лучиками. И была у этой девочки палочка, да не простая, а тоже волшебная. С помощью этой палочки волшебница творила разные чудеса… Как вы думаете, как звали эту девочку?
Ответы детей (Осень).
Воспитатель: Верно, Осень. Какие же чудеса она творила, как вы думаете?
Ответы детей (Она раскрашивала деревья в яркие наряды, чтобы было веселей).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот волшебный ковер. А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
Ответы детей (если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега).
Воспитатель: Да, все правильно. Деревья готовятся к зиме. Сбрасывая листву, они защищают себя. А еще дерево все лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар. Вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Ребята, а какую осень мы увидели на всех этих слайдах? Как догадались?
Ответы детей (золотую, здесь очень много желтых листьев).
Воспитатель: А какая еще бывает осень? Назовите ее приметы.
Ответы детей ( Ранняя и поздняя. Ранняя осень похожа на лето. Еще тепло, много зеленых листочков и солнечных дней. Поздней осенью становится холодно – часто идут дожди, иногда со снегом, дует холодный ветер.)
Воспитатель: Посмотрите, вот здесь от сильного ветра листочки отрываются, летят и падают на землю. Как называется это явление природы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно сказали. А теперь давайте поиграем в игру «Осенние листочки».
Проводится игра «Осенние листочки».
Листья по ветру кружатся,
Листья на землю летят-
Красные, желтые, пестрые.
В осеннем лесу листопад.
( Ветер спит и листья уснули. Подул ветер и закружил листья.)
Воспитатель: Стих ветерок, тихо стало в лесу. А где же птицы, звери?
Ответы детей ( Перелетные птицы готовятся к отлету на юг. Звери заготавливают пищу, утепляют свое жилье.)
Воспитатель: Ой! А кто это так фырчит вон там за пеньком?
Дети находят ежика.
Воспитатель: Что же ежик делает осенью?
Ответы детей (собирает сухие листочки и мох, утепляет норку, чтобы зимой не замерзнуть).
Воспитатель: Верно. Ежик выбирает место, где листья сухие, свернется клубочком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от них и снова бежит - за другими листочками. А чем же он питается?
Ответы детей ( Ежи охотятся по ночам. Осенью они усиленно питаются и толстеют, чтобы потом залечь в свою норку и поспать до весны. Еж зимой спит.).
Воспитатель: Ой, ребята! Вы рассказываете про ежика, и этот рассказ мне кого-то еще очень сильно напоминает. Вот только кого? Не подскажите?
Ответы детей (медведя, мишка тоже спит всю зиму).
Воспитатель: Послушайте загадку:
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под южный вой
Спит в берлоге снеговой.
Ответы детей.
Воспитатель: А что это за избушка у него снеговая?
Ответы детей (это берлога, покрытая снегом – похожа на избушку, в ней тепло медведю).
Воспитатель: Медведя называют косолапым. Почему?
Ответы детей (если посмотреть на его следы, то можно увидеть, что он ставит лапы пятками наружу).
Воспитатель: Чем питается медведь? Он делает запасы на зиму? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Медведь, как и еж, наедается на всю зиму, ходит - бродит по лесу, жирок запасает. Покажите, как он ходит.
Дети изображают походку медведя.
Воспитатель: Но сон медведя, ребята, очень чуткий. Он скорее не спит, а дремлет и все слышит, что вокруг происходит. Поэтому шуметь в зимнем лесу нельзя. Ребята, а каких еще животных можно встретить в лесу?
Ответы детей (волка, зайца, лису, белку).
Воспитатель: А какие из этих животных меняют к зиме цвет своей шубки? Почему?
Ответы детей ( Заяц меняет свою серую шубку на теплую белую. Белый цвет не виден на белом снегу. Так зайца труднее найти волку или лисе. Белочка становится серо-коричневого цвета. Ее тоже не сразу увидишь на дереве.)
Воспитатель: Отгадайте, про кого эта загадка!
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
Воспитатель: Вот где он спрятался - за деревом, трусишка. Посмотрите, какой красивый! Заяц очень интересно меняет цвет шубки. Она белой становится не сразу. Сначала белеет хвост, потом задние лапы – словно на него белые штаны одели. Потом белеет спинка и ушки.
А это кто там на дереве прыгает?
Дети видят белочку.
Воспитатель: А как готовится к зиме белочка? Какие припасы она готовит?
Ответы детей (Она запасает грибы и орехи. Спрыгнет белочка с дерева на землю, сорвет грибок, схватит его крепко-крепко зубами, опять запрыгнет на дерево и повесит грибок на острую веточку. А орехи в ямки прячет или в дупло.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного мы рассказали друг другу про осенний лес. А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Кто быстрее поменяет шубку».
Проводится игра «Поменяем шубку».
Дети делятся на две команды – «Белочки» и «Зайчики». По сигналу дети прыжками на двух ногах продвигаются до обруча, запрыгивают в обруч, одевают «шубку» (жилет) , выпрыгивают и бегут обратно.
Воспитатель: Понравилось вам в осеннем лесу? Что или кто вам понравился больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну вот, ребятки, пришла пора возвращаться из осеннего леса снова в детский сад. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, скажу:
Глазки закрыли опять,
Буду вас назад возвращать.
Листья летят на ветру,
А мы оказались в детском саду.
В это время воспитатель разбрасывает белые листья по полу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока нас тут не было, ветер разбросал повсюду листочки. Наверное, это озорница Осень напомнила о себе. Только листья какие-то странные, что-то в них не так.
Ответы детей (они белые, а должны быть разноцветными).
Воспитатель: Да, наверное, Осень хочет посмотреть, какие чудеса умеем делать мы. Давайте превратим эти листочки в осенние - и они будут напоминать нам о нашей необычной прогулке.
Дети раскрашивают листочки.