Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Занятие на тему "Экоисследователь"

Цель пробудить интерес учащихся к проблемам экологии и к занятиям в объединении «Эколог». Задачи • Способствовать формированию научного мировоззрения и экологической культуры. • Развивать познавательный интерес учащихся, способность наблюдать, сравнивать, обобщать и анализировать информацию, способность работать в команде, формулировать и выражать своё мнение. • Воспитывать ответственное отношение к Природе, потребность в изучении и соблюдении законов экологии, природосообразном образе жизни культуру общения и взаимодействия в коллективе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытое занятие «ЭКОИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Разработчик: педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Юность г. Челябинска» Жевак Елена Фёдоровна

Возраст обучающихся: 12-14 лет.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цель: пробудить интерес учащихся к проблемам экологии и к занятиям в объединении «Эколог».

Задачи:

Способствовать формированию научного мировоззрения и экологической культуры.

Развивать познавательный интерес учащихся, способность наблюдать, сравнивать, обобщать и анализировать информацию, способность работать в команде, формулировать и выражать своё мнение.

Воспитывать ответственное отношение к Природе, потребность в изучении и соблюдении законов экологии, природосообразном образе жизни; культуру общения и взаимодействия в коллективе.

Этапы занятия:

Мотивационный этап

Настрой участников на совместную работу в группах:

знакомство с группой;

сообщение темы занятия и содержания деятельности;

игра-разминка (погружение в тему).

Основной этап

проведение исследований (работа в группах по инструкционным картам);

подготовка отчётов о результатах исследований.

Отчётный этап

представление результатов исследований в группах;

обобщение результатов.

Заключительный этап

подведение итогов;

установление обратной связи, рефлексия;

заключительное слово педагога.

Оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедиа-проектор, электронная презентация;

Стеклянные стаканы объемом 400 мл – 5 шт., объемом 600 мл – 3 шт.,

пластиковые ложки – 3 шт., бумажные салфетки, линейки – 3 шт., пипетки – 4 шт., пинцет – 1 шт.

Материалы для исследований: раствор йода,раствор дифениламина;

йогурты: «Натурель», «Fruttis», «Вкусняшка»; мел – 5 шт.;

туалетное мыло: «Детское», «Даф», «Палмолив».

овощи и фрукты: морковь, огурец, картофель, яблоко, банан,

чистая питьевая вода, чай, «Кока-кола», «Фанта», яблочный уксус.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Форма организации учащихся – работа в группах, фронтально.

Методы: лекция, беседа, игра, учебный эксперимент, элементы проблемного изложения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Мотивационный этап (10мин.) Учащиеся разделены на 2 группы по 6 человек.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Фёдоровна. Нам предстоит поработать вместе. Надеюсь, наше сотрудничество сегодня будет интересным и плодотворным.

Тема нашего занятия «Экоисследователь».

Слайд 1 (Тема открытого занятия)

– Скажите, какие два понятия объединены в этом слове?  (Высказывания детей – экологическое исследование).

- Сегодня мы будем заниматься экологическими исследованиями, но для начала давайте вспомним, что такое экология?

Слайд 2 (определение экологии)

Слово «Экология» состоит из 2-х греческих корней: «Эко» – жилище, дом и «Логос» – наука, т.е. Экология – это наука, изучающая связи живых организмов со средой обитания.

- Слово «логос» ещё имеет значение «закон» – и мы можем расширить наше определение: закономерности (или правила) взаимодействия живых организмов в Природе. А Природа (Земля) – наш общий дом!

– Какие живые организмы обитают в нашем общем доме – на Земле? (животные, насекомые, растения, грибы, бактерии … и человек).

И только в гармоничном сосуществовании всех живых организмов возможна жизнь на нашей планете.

Слайд 3 (название игры Игра «Земля – наш общий дом!»)

Прежде чем приступить к экологическим исследованиям, давайте проведём игровую разминкупод названием «Земля – наш общий дом!».

Слайд 4. (Игровые категории)

- Ребята, для того чтобы игра у нас проходила командно, предлагаю каждой группе придумать «экологическое» название. Любое название, связанное с природой.

Правила игры: У нас 2 команды. Из предложенных категорий одна из команд выбирает вопрос, который имеет свою оценочную шкалу 10, 20, 30 баллов. Каждой команде необходимо ответить на вопросы и заработать максимальное количество баллов. По сумме баллов мы определим команду-победительницу. Если команда ответила не верно, то ход переходит к другой команде. Итак, начинаем игру «Земля – наш общий дом!».

Команда выбирает категорию и балл.

Категория «Живые барометры»

10– Ласточки и стрижи летают высоко над землёй… – ?

(признак ясной погоды)

20– Грачи рано прилетели... – ? (будет тёплая весна)

30 – Птицы весной вьют гнёзда на солнечной стороне, лето будет… – ?

(холодным)

Категория «Сохраним природу!»

10– Какая книга имеет цветное название и каково содержание этой книги? (Красная книга. Содержит информацию о редких, исчезающих организмах Земли)

20 – Как называется международная организация, которая борется за сохранение флоры и фауны на Земле?

(«Гринпис», организована группой канадских энтузиастов, что в переводе означает «зелёный мир»)

30– Современные ветряные электростанции дают дешёвую электроэнергию и не загрязняют окружающую среду. Многие учёные считают, что за ними будущее. Но одна организация часто подаёт протесты против их строительства. Что это за организация?

(Общество защиты животных)

Категория «Собери фразу».

10 – Лес – наше богатство … (Берегите его!)

20 –Вода – …(источник жизни на Земле!)

30– Охранять природу … (значит охранять Родину!)

Молодцы! Хорошо поиграли! Подведём итоги, сколько баллов заработала каждая команда. Команда–победитель будет иметь право выбора заданий в дальнейшем.

В нашей игровой разминке мы говорили о природе. Человек защищает её от негативного воздействия самого же себя. Человек ее частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Объектом экоисследования сегодня на занятии будет человек.

2.Основной этап (20 мин.)

- А сейчас добро пожаловать в Лабораторию!

Слайд 22 Отделы Лаборатории

В нашей лаборатории 4 отдела. Каждая группа познакомится с работой 2 отделов, проведёт исследование, и вы почувствуете себя настоящими учеными. В любой лаборатории всегда соблюдается чистота, порядок и тишина. Работа каждого отдела ведется строго в определенном порядке по картам-инструкциям, которые вы получите после названных вами отделов. Право выбора отделов предоставляется команде-победителю викторины. (Называю отделы и кратко характеризую и подхожу к столам)

Первый отдел – «Лаборатория Вкусняшек»

Итак, мы подошли к первому отделу, который называется… (дети отвечают, как называется отдел).

Как вы думаете, что исследуют в этой лаборатории? (дети отвечают), то есть одним словом … (Сладости).

Но не только сладости, а все продукты питания исследует этот отдел, ведь одним из важных факторов здоровья человека является питание. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека, так и организма в целом. Чтобы этого не допустить, мы будем исследовать разные продукты питания. Сегодня это будет йогурт.

Второй отдел – «Лаборатория Доктора Айболита»

Следующий отдел, который мы посетим – это … («Лаборатория Доктора Айболита»). А что же это за лаборатория? (высказывания детей).

Чтобы организм человека был здоровым, важно знать факторы, которые влияют на него.

Сегодня у Доктора Айболита важная задача: выяснить, как влияют напитки на зубную эмаль. Скажите, как часто мы чистим зубы? (ответы детей). Правильно, минимум – два раза, утром и вечером. Во время чистки зубов мы удаляем с поверхности зубов остатки пищи и напитков и восстанавливаем кислотно-щелочной баланс.

Сегодня в ходе эксперимента вы сможете увидеть, как разные напитки воздействуют на зубную эмаль.

Третий отдел – «Лаборатория Агрономика»

Третий отдел - … («Лаборатория «Агрономика»).

Что же исследуют здесь? (Ответы детей). Здесь исследуют растения и вопросы сельского хозяйства.

Скажите, а вы знаете, что такое сельское хозяйство? (Ответы детей). 

Слайд 23 (Сельское хозяйство – это хозяйственная деятельность в области земледелия, полеводства, животноводства).

Любой агроном знает о важности минеральных удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур. Одно самых распространённых удобрений – это соединения азота, или нитраты, которые очень важны в питании всех растений. Но в избытке нитраты опасны для человека.

Вам, как настоящим ученым, предстоит определить, в каких корнеплодах, овощах и фруктах содержатся нитраты и в каком количестве.

Четвертый отдел – «Лаборатория Мойдодыр»

Мы подошли с вами к четвертому отделу – … («Лаборатория «Мойдодыр»).

Специалисты этого отдела занимаются исследованием бытовой химии.

«Чистота – залог здоровья...» – гласит известное изречение. И для того, чтобы быть здоровыми, мы выполняем правила личной гигиены. Самое простое из них? Приходя с улицы и перед едой…? (Ответы детей). Конечно, нужно мыть руки, и обязательно с мылом. Но мыло нужно правильно выбрать. Хорошее мыло должно хорошо пениться. Здесь вы будете исследовать мыло.

На столах вы видите названия лабораторных отделов, вы подходите с карточкой-инструкцией и начинаете выполнять исследование, после выполненной работы готовите устный отчёт.

Необходимо помнить, что в лаборатории соблюдается тишина и порядок, помним о правилах безопасности при работе с реактивами и оборудованием, а также о том, что вы работаете в команде (научные работники относятся друг к другу с большим уважением!)

Команда победительница викторины выбирает отделы лаборатории, другая команда получает оставшиеся отделы лаборатории (получают карты – инструкции, отчётность по работе).

- Итак, приступаем к исследованиям! (Работа в группах)

3) Отчётный этап. (5 мин) Отчёт о выполненной групповой работе.

Слайд 24

Отчёт о результатах исследования отдела «Лаборатории Вкусняшек»:

Какой продукт вы исследовали?

Какое нежелательное вещество и зачем добавляют в йогурт?

Каким образом выявили нежелательное вещество в йогурте?

Есть ли среди образцов йогурты содержащие крахмал?

(Сам по себе крахмал – не очень вредный продукт, но он вреден тем, у кого повышенный сахар в крови и людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но главное, в качественном здоровом йогурте его быть не должно вообще).

Слайд 25

Отчёт о результатах исследования Отдела « Доктор Айболит»:

Какую задачу вам поставил отдел «Доктора Айболита?»

С какой горной породой имеет сходство наша зубная эмаль?

Каким образом выявляли влияние напитков на зубную эмаль?

Расставьте напитки по скорости растворения мела.

Что нужно делать, чтобы зубная эмаль не разрушалась?

(Чистить зубы утром и вечером обязательно, а также желательно после употребления напитков, которые разрушают зубную эмаль. Другой простой способ – пить сладкие газированные напитки и минеральную воду через «соломинку». Это поможет уберечь зубы)

Слайд 26

Отчёт о результатах исследования Отдела «Агрономика»:

Какое удобрение и почему используют при выращивании растений?

Что может накапливаться в овощах и фруктах?

Как можно экспериментальным путём определить это вещество?

В каких плодах было обнаружено больше всего нитратов?

(Нитраты в большом количестве вредны, есть простой и дешёвый способ уменьшить их содержание в овощах и фруктах? Для этого нужно выдерживать в воде как минимум10-15 минут)

Слайд 27

Отчёт о результатах исследования Отдела «Лаборатория Мойдодыр»:

Какой предмет личной гигиены вы исследовали в этом отделе?

Какое свойство мыла вы исследовали? Каким образом?

Расставьте растворы по степени пенообразования.

Какие образцы мыла показали самый большой уровень пены? Что можно сказать об этом мыле? 

(Что это мыло самое эффективное – по данному признаку).

Сегодня мы провели только самые простые эксперименты, которые вы сможете провести самостоятельно дома с родителями или друзьями.

Не секрет, что в наших продуктах питания и в бытовой химии, которая, безусловно, делает нашу жизнь более комфортной и без которой мы уже не можем обойтись, содержится очень много вредных веществ (консерванты, хлор, концерогены), которые кроме того, что вредны человеку, когда он их непосредственно употребляет, ещё и плохо разлагаются, отравляя окружающую среду.

Каким образом? Бытовое моющее средство смывается водой, попадает через канализацию в землю, затем в воды мирового океана, затем через подземные источники, водоёмы и с осадками опять в почву, через неё в овощи, фрукты, злаки, которыми мы питаемся, и… – круг замкнулся. Организм человека отравлен «плодами» его же деятельности.

Вернёмся к началу нашего занятия: Человек – только один из видов живых организмов на нашей планете. Но в отличие от других живых существ Человек наделён Разумом (он даже называется HomoSapiens – «Человек Разумный»). Но при этом человек – единственное живое существо, которое сознательно вредит Природе, не осознавая, что вредит самому себе и своим же потомкам!

Для того, чтобы эту парадоксальную ситуацию изменить, выйти из этого замкнутого порочного круга, человечеству необходимо в корне пересмотреть своё отношение к Природе и своё место в ней:

перестать опустошать её недра, добывая полезные ископаемые на большой глубине, нарушая природный баланс и делая эти запасы невосполнимыми;

перестать вырубать леса – это «лёгкие» нашей планеты;

перестать загрязнять окружающую среду;

и наоборот:

развивать природосообразные (или экологосообразные) способы производства;

научиться ценить природные богатства, любить и охранять Землю, на которой мы живём – не на словах, а на деле.

Ведь в Природе всё прекрасно, гармонично и целесообразно. Казалось бы, сейчас не самое лучшее время года – за окном грязь, слякоть, промозгло… Но это только в городе. Стоит нам выйти в парк или в лес – и мы увидим совершенно удивительную картину:

даже оголённые деревья грациозны;

даже сухая опавшая листва гармонично дополняет пейзаж, укрывая землю, как покрывалом, перед наступлением заморозков;

нет ощущения грязи, а то, что, может быть, кажется грязью – на самом деле драгоценный продукт природного синтеза – плодородный слой почвы.

В Природе всё гармонично и целесообразно – и поэтому прекрасно!

Но если там есть настоящая грязь, мусор – то это «след» присутствия человека!

Однажды нашего космонавта, который работал на МКС (Международной космической станции), спросили: как космонавты из разных стран «уживаются» на станции, ведь политическая обстановка обостряется?

Он ответил:

– Когда мы поднимались на борт корабля, каждый из нас поднимался туда гражданином и патриотом своей страны (России, США и т.д.). Но когда мы побывали там вместе и увидели нашу планету из Космоса – она такая маленькая, такая хрупкая и такая прекрасная! – Мы вернулись патриотами Земли!

К сожалению, не все люди могут побывать в Космосе и пережить этот удивительный опыт. Но есть снимки из Космоса (СЛАЙД), и мы можем в своём воображении подняться к звёздам и оттуда увидеть нашу планету и осознать, как она прекрасна, и что она наш общий дом.

И, если это осознает как можно больше людей, то, может быть, не будет на Земле этих страшных разрушительных войн, ведь бомбовые удары убивают не только население воюющих стран – они разрушают и Землю – а она одна для всех. Земля – наш общий дом, наша общая Родина. И тогда, может быть, станут по-настоящему понятны слова Михаила Пришвина, что «охранять Природу – значит охранять Родину».

Я очень надеюсь, что вашему поколению удастся выйти на новый уровень экологического сознания. В ваших руках будущее нашей Планеты – любите и берегите её! Cлайд

А я (и мои коллеги – участники, жюри) сделаем всё, чтобы дать вам необходимые знания.

4) Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия)

- Вот и подходит к концу наше занятие. Прошу обратить внимание перед вами висит плакат «Полянка настроения». Возьмите один из значков и подойдя к полянке разместите ваш значок там, где пригодится всё о чём мы говорили на занятии. Давайте посмотрим на нашу полянку настроения.

- Спасибо, ребята! Мне было очень интересно с вами работать. Я желаю вам всего наилучшего: интересной учёбы, интересных открытий!

И буду очень рада видеть вас занятиях в моём объединении. (Раздаю листовки с информацией о объединении и контактный телефон. Также раздаю листовки жюри - им лучше раздать перед началом занятия, а детям – в конце).

Литература

Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).

Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1988.

Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)

www.ifourok.ru

Приложение

Первый отдел – «Лаборатория Вкусняшек»

Отдел Вкусняшек»

КАРТА – ИНСТРУКЦИЯ

Отдел «Вкусняшек»

Многие из нас по утрам на завтрак едят йогурт. «Лаборатория Вкусняшек» предлагает вам его исследовать. (На столе разнос с чашками различных производителей йогуртов, раствор йода, пипетки, ложки)

Йогурт, как известно – полезный продукт. Но иногда в него добавляют нежелательные вещества. Так, например, чтобы сделать йогурт гуще, производители могут добавлять в него крахмал. Попробуйте узнать, есть ли он в наших йогуртах?

Каким образом это можно сделать? Крахмал можно обнаружить с помощью йода. Для этого необходимо добавить 1-2 капли раствора йода к каждому образцу йогурта. Тщательно перемешать ложкой. При наличии крахмала окраска станет темно-фиолетовой, при отсутствии крахмала в продукте, цвет будет желтоватый, что соответствует цвету раствора йода. Выполните исследование и подготовьте отчёт.

Отчётность исследования «Лаборатории Вкусняшек»:

1. Какой продукт вы исследовали?

2.Какое нежелательное вещество и зачем добавляют в йогурт?

3.Каким образом выявили нежелательное вещество в йогурте?

4. Есть ли среди образцов йогурты содержащие крахмал?

Второй отдел – «Лаборатория Доктор Айболит»

Отдел «Доктор Айболит»

КАРТА – ИНСТРУКЦИЯ

Чтобы организм человека был здоровым, важно знать факторы, которые влияют на него.

Сегодня у Доктора Айболита важная задача: выяснить, как влияют напитки на зубную эмаль. (На столе мел, напитки кока-кола, фанта, вода, чай, яблочный уксус в стеклянных стаканах). Как правило, мы чистим зубы, минимум – два раза, утром и вечером. Во время чистки зубов мы защищаем от негативного последствия продуктов воздействия. Вам предстоит узнать как реагирует на это зубная эмаль. Известно, мел содержит, как и наши зубы кальций. Мел и будет в исследовании выполнять функцию наших зубов. Если после проведенного исследования изменилась цельность, произошло растворение мела, можно говорить об отрицательном воздействии данного напитка на зубную эмаль.

Ход работы:

1) Опустите кусочки мела в образцы с напитками: 1- кока – кола; 2- фанта; 3- вода; 4 – чай; 5- яблочный уксус

2) Через 3 минуты достаём кусочки мела из стаканов на салфетки при помощи пинцета.

Оцениваем состояние мела.

Отчётность исследования Отдела « Доктор Айболит»:

Какую задачу вам поставил отдел «Доктора Айболита?»

С какой горной породой имеет сходство наша зубная эмаль?

Каким образом выявляли влияние напитков на зубную эмаль?

Расставьте напитки по скорости растворения мела.

Что нужно делать чтобы зубная эмаль не разрушалась?

Третий отдел – «Агрономика»

КАРТА – ИНСТРУКЦИЯ

Отдел «Агрономика»

Одно из удобрений сельского хозяйства является соединение азота – нитраты, которые очень важны в питании всех растений, так как способствуют росту растений. Избыток нитратов, опасен для человека. В больших количествах нитраты накапливаются в овощах и фруктах.

Вам, как настоящим ученым предстоит определить, в каких корнеплодах, овощах и фруктах содержатся нитраты. Для этого исследования будем использовать специальное вещество - дифениламин, который при наличии нитратов в плодах изменит свой цвет на темно-синий. (На столе чашки с кусочками овощей и фруктов).

Исследуйте представленные образцы добавив 1-2 капли дифенилаланина на каждый образец. Наблюдайте, изменился ли цвет представленных образцов.

Отчётность исследования Отдела «Агрономика»:

1. Какое удобрение и почему используют при выращивании растений?

2. Что может накапливаться в овощах и фруктах?

3. Как можно экспериментом обнаружить это вещество?

3. Что вам удалось обнаружить, проверяя продукты питания?

4.Заведомо зная, что овощи и фрукты содержат нитраты, что вы скажите другим ребятам?

Четвертый отдел – «Лаборатория Мойдодыр»

КАРТА – ИНСТРУКЦИЯ

Специалисты этого отдела занимаются исследованием нашего дома и всего, что с ним связано.

«Чистота – залог здоровья...» - гласит известное изречение. И для того, чтобы быть здоровыми, мы выполняем правила личной гигиены. Самое распространённое правило гигиены - мыть руки, и обязательно это делать с мылом. Но мыло нужно правильно выбрать. Чтобы мыло справлялось со своей задачей, оно должно хорошо пениться.

Вот вы и проверите, насколько хорошо оно пенится. У вас на столах стоят стаканы с уже приготовленным раствором мыла. Вам нужно определить, какой высоты получится пена при перемешивании раствора. Для этого энергично перемешиваем ложкой раствор мыла во всех представленных образцах в течение 2 - 3 минут. Чем больше пены, тем лучше мыло справится с загрязнением на наших руках. Высоту пены замерьте сантиметровой линейкой. Сделайте вывод.

Отчётность исследования Отдела «Лаборатория Мойдодыр»:

Какой предмет личной гигиены вы исследовали в этом отделе?

Какое свойство мыла вы исследовали?

Расставьте растворы по степени уменьшения пены? Назовите высоту пены у первого образца.

Что можно сказать об этом мыле? 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области