Конспект развлечения «Путешествие в космос»
в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста.
Выполнил:
Серова Татьяна Юрьевна
воспитатель
МБДОУ № 27 «Микки - Маус»
г. Сургут, Тюменская обл., ХМАО - Югра
Пояснительная записка
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В.А. Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Социализация ребенка с опорой на семью путем повышения ее педагогической компетентности и качества взаимодействия «педагоги – дети – родители». Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. То, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Для того, чтобы ребёнок вырос всесторонне развитым, мы должны объединиться: детский сад – семья.
Используя разные подходы в работе с родителями, я поняла, что совместное участие в мероприятиях, помогает объединить семью. Создание условий для совместной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению педагогов, родителей и детей. Родители становятся активными участниками педагогического процесса.
В наше время очень актуально всестороннее развитие детей. Уже в дошкольном возрасте мы знакомим ребят с космосом. В процессе ознакомления с данной темой, я поставила для себя цель привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, воспитать уважение и чувство гордости за героев нашей страны.
Предлагаю сценарий совместной деятельности – развлечение «Путешествие в космос», реализованного в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста 5-6 лет. В подготовке мероприятия были задействованы родители.
Данное мероприятие может быть рекомендовано к практике воспитателям, родителям.
Сценарий мероприятия «Путешествие в космос»
Форма работы: развлечение.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.
Место проведения: групповая комната, музыкальный зал, спортивный зал.
Цель для педагогов: устанавливать отношения между педагогами, детьми, родителями.
Цель для работы с родителями: устанавливать взаимоотношения с детьми и вовлекать семьи в единое образовательное пространство.
Цель для работы с детьми: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Научить детей определять планеты (Сатурн, Солнце, Земля) по внешнему виду.
2.Закрепить и систематизировать знания детей об истории освоения космоса и первых космонавтах.
3. Активизировать речь детей.
4. Расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
5. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Механизмы включения родителей в образовательный процесс: Подбор консультаций «О космосе для детей», «Первые космонавты»; подборка и рекомендации родителям литературы для прочтения дома; выставки наглядной информации; изготовление приглашений родителям на развлечение.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Космос», беседы об истории освоения космоса и первом космонавте, звездах и планетах. Чтение стихов и сказок, организация выставки детских рисунков на тему «Звездные фантазии». Разучивание русских народных потешек, песен.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие: выполнение правил в играх; речевое развитие: отвечать на вопросы полным ответом, проговаривать слова в стихотворении; физическое развитие: чётко выполнять движения в физкультминутке; познавательное развитие: порядковый счёт; художественно – эстетическое развитие: слушание музыки, организация выставки рисунков.
Методы и приёмы: наглядные (демонстрация иллюстраций); практические (игры); словесные (чтение стихотворений).
Оформление зала: звёзды, планеты, рисунки детей о космосе.
Оборудование: Аудиозапись, иллюстрации «Космос», фото космонавтов.
Ход мероприятия
(На мольберте плакат «День космонавтики», приложение №1)
Вводная часть:
Воспитатель: Наша встреча проходит накануне праздника. Кто знает, какой праздник скоро наступит?
Дети и родители: День космонавтики.
Воспитатель: Правильно. А кто знает стихотворения о космосе?
Дети: (Во время чтения стихотворения звучит музыка)
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
Воспитатель: О чем стихотворение? Как вы поняли?
Дети: Стихотворение о космосе. Потому что говорится о планетах, звёздах и ракетах.
Основная часть:
Воспитатель: Молодцы, дети! И я сегодня приглашаю вас, вместе с родителями совершить путешествие в космос. Вы согласны?
Дети: Да!
(Игра «Мы идём на космодром»)
— Мы идём на космодром,Дружно в ногу мы идём.Мы походим на носках,Мы идём на пятках.Вот проверили осанку -И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).Побежим ребята дружно —Разминаться всем нам нужно.
Воспитатель: Мы попали с вами на первую станцию «Планеты и звезды»
(Дети садятся на стулья, приложение № 2)
Воспитатель: Ребята, на какой планете мы живём?
Дети: Мы живём на планете Земля.
Воспитатель: А что вы знаете о нашей планете?
(ответы детей)
Ребёнок: Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает.
Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.
Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе? Как называется самая большая планета?
Дети: 8 планет…
Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Запоминаем планеты» (физкультминутка):
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь — Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Давайте поиграем в игру «Планеты». (На столе лежат картинки – планеты, нужно расположить в правильном порядке на «орбите». После игры дети садятся на стулья).
Воспитатель: Скажите, чем отличаются планеты Сатурн, Солнце, Земля?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие астрономы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, а мы с вами пришли на вторую станцию «Астрономы»
Родитель (в костюме астронома): Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются. Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных.
Как вы думаете, каких животных отправляли в космос? Да, это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.
Собаки более умные животные. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.
(Приложение № 3)
Воспитатель: Ребята, как звали собак, полетевших первыми в космос?
Дети: Их звали Белка и Стрелка!
Воспитатель: Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.
Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля «Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.
Так ученые доказали, что полет в космос возможен. (Приложение № 4)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, с неба упало много звезд! Нужно их обязательно собрать! (Игра «Кто больше соберёт звёзд» Воспитатель разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в разные корзины, сортируя по цвету).
А мы с вами отправимся на следующую станцию «Космонавты». Кто такие космонавты?
Дети: Это люди, которые летают в космос.
Воспитатель: Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.
Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.
(Приложение № 5)
Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.
Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.
Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.(Приложение № 6)
Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.
Воспитатель: Ребята, чтобы вернуться нам обратно в детский сад, нужно нарисовать ракету. Мы полетим на ней!
(На столах листы, карандаши, трафарет ракеты).
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы! Замечательные получились ракеты!!! Приглашайте родителей – поиграем вместе в игру «Звездочет»
Все стоят в кругу. В центре Звездочет.
Дети идут по кругу вправо и поют:В небе звездочки мигают -Звездам хочется играть Звездочет считает звезды Раз, два, три, четыре, пять!
Припев: (идут в круг, отходят назад.)Звездочет, звездочет,Поиграй-ка с нами!Что покажешь ты нам -Отгадаем сами.
Дети отгадывают, что делает звездочет.
Нам пора возвращаться домой. 1, 2, 3, 4 – мы на Землю полетели!!! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня узнали нового?
(ответы детей)
Список источников
Закон РФ «Об образовании» статья 18
ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9
1. Атлас Земли, М., 2003
2. Беседы о космосе, методическое пособие, Паникова Е. А., Инкина В. В., Москва, творческий центр «Сфера», 2010.
3. Большая энциклопедия для дошкольника, М., 2002
4. Я - человек. Программа социального развития ребенка, Козлова С. А., М. 2003г.
5. Космос, серия «Узнай мир, Афонькин С. Ю. С-Пб «БКК», 2010г.
6. Мир знаний. Космос, сост. Г. И. Белов, М., ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010г.
7. Скоролупова О. А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение Космоса», Москва «Скрипторий 2000», 2002г.
8. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа», Москва 2007, «Карапуз-дидактика», творческий центр «Сфера»
Рефлексивный этап
С целью установления обратной связи, для определения эффективности данного мероприятия, родители пишут отзывы на звёздах, вырезанных из картона,
Приложения:
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение № 5
Приложение № 6