Правовые аспекты охраны культурного наследия Донского края
преподаватель Н.Ю. Соколенко
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»
Проблема сохранение культурного и исторического наследия Дона, обеспечение доступа жителей региона и гостей к культурным ценностям по средствам развития туристкой деятельности, является наиболее перспективным направлением в решении задачи повышения конкурентоспособности региональной туристской индустрии. Культурное наследие – это неисчерпаемый ресурс развития туризма, основа для создания определенного имиджа – образа территории.
Современное понятие «культурное наследие» несколько отличается от традиционного представления о нем, как только сферы искусства и литературы. Сегодня это более широкое явление и включает в себя разнообразие образов жизни, системы ценностей, традиций, поскольку оно формируется под воздействием географических, этнических, экономических, исторических, факторов.
Не один век сто пятьдесят культур Дона создавали и формировали не только культурно-историческое наследие нашего региона, но и всего Юга России. Именно разнообразие культурного наследия, сконцентрированное на определенной территории, во многом влияет на специализацию и развитие соответствующих направлений туризма, его дифференциацию.
Действующая политика государства в области охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурно-исторического наследия определяется нормами Конституции Российской Федерации, документами международного права в области культурного наследия, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, региональными нормативными документами.
Основополагающие нормы охраны культурно-исторического наследия в Российской Федерации закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации 1993г.: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». В свою очередь, государство в соответствии с Конституцией 1993 г. должно «обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры» (ст. 114).
Концепция культурного наследия начала свое формирование в 1907 г. при принятии IV Гаагской конвенции о законах и обычаях войны в ней ставилась задача защиты культурных ценностей во время войны. Данная проблема получила развитие в 1954 г. при принятии новой Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Непосредственно определение культурного наследия было дано только 1972 г. в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного и природного наследия. Здесь рассматривается природное и культурное наследие в тесной взаимосвязи, выделяется принципиально новый тип охраняемых объектов – природные и культурные достопримечательные места. Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. положила начало современного подхода к анализу культурного наследия с точки зрения его включенности в рыночные товарно-денежные отношения, хозяйственную и иную деятельность. Однако понятие нематериального культурного наследия как объекта правовой охраны впервые дает Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 г. Документ рассматривает данный феномен культуры как совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Это был совершенно новый подход в защите и популяризации материального и нематериального наследия.
На современном этапе в Российской Федерации охрана объектов культурного наследия проводится на основании следующих нормативно-правовых актов федерального уровня: федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (в ред. от 23.07.2013); положения о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15июля 2009 г. № 569); положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 апреля2008 г. № 315); положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954); формы паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. № 1055); правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению изучению объектов археологического наследия (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127).
В 2012 г. В. В. Путин подписал указы «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Эти важные документы определили главные направления деятельности в сфере культуры. Это, прежде всего, передача от поколения к поколению традиционных для россиян ценностей, норм, традиций и образцов поведения.
С целью возрождения национального достоинства, уважения к собственным традициям Правительством РФ был утверждена государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, которая включила в себя несколько подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Туризм». Её задачами являются сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма; создание благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры и туризма.
На территории Донского региона выстроена и функционирует многоуровневая система по сохранению и развитию разнообразных форм материального и нематериального культурного наследия. Разработана Концепция развития культуры Ростовской области на период до 2020 года (далее – Концепция), утвержденная постановлением Правительства Ростовской области 06.12.2012. Она определяет основные цели, задачи государственной политики Донского края в области культуры. Концепция основывается на принципах культурной политики, которые определены федеральным законодательством Российской Федерации, прежде всего «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1. Кроме того, документ базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17.11.2008 и др.
Концепция разработана с учетом современных экономических и социальных факторов общественных отношений. В ней были учтены процессы реформирования бюджетной сферы, возрастающее влияние институтов гражданского общества на организацию культурной жизни в регионе, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования сферы культуры, повышения уровня профессиональной компетентности кадров, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки. Программа направлена на создание условий для равной доступности культурных благ для жителей Ростовской области, поддержание самобытных национальных культур Донского края, развитие духовных интересов жителей региона.
Решение задачи повышения уровня культуры как каждого отдельно взятого человека, так и общества в целом, существенно влияет на успешное осуществление социальных проектов и реформ, внедрение инновационных проектов в экономике, повышение качества жизни населения Дона.
В соответствии с федеральным законодательством в Ростовской области образован комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Ранее эти обязанности выполняло министерство культуры, в его ведении было сохранение объектов культурного и исторического наследия Дона. С 1 января 2018 года комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области: в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности нашего региона. Вместе с тем механизмы охраны объектов культурного наследия требуют совершенствования, в частности расширения полномочий органов местного самоуправления поселений и городов региона, а также участия юридических и физических лиц, их объединений в мероприятиях по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.
Литература
Дусенко С.В. Управление качеством в туризме и гостеприимстве / С.В. Дусенко, А.В.Скотникова // Фитнес-аэробика: материалы Всероссийской научной интернет-конференции. – Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2015.
К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований. – М.: Государственный институт искусствознания, 2015. – 144 с.