Исследовательский проект
тема: «Деревья вокруг нас»
подготовили воспитатели:
Иванова Г.Е. и Романенкова Л.С.
Тема: «Деревья вокруг нас»
Вид проекта: исследовательский
участники проекта: дети, воспитатели, педагог по ознакомлению с
окружающим, родители.
возрастная группа: старшая
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Актуальность:
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различным объектам природы, так как в это время закладываются основные способы познания окружающей действительности.
Экологическое воспитание в детском саду – это не только передача знаний о природе, но и возможность воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к родной природе, желание беречь ее.
Родная природа в душе ребенка оставляет глубокий неизгладимый след, потому – что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
В ходе бесед с детьми и родителями о деревьях мы выявили, что:
Большинство детей путают названия деревьев или вовсе не знают их;
Не могут сказать у какого дерева какие семена. Хотя на примере дерева может быть рассмотрена взаимосвязь растения с окружающей средой;
К сожалению не все родители понимают необходимость экологического образования детей.
Таким образом с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе и с другой стороны отсутствие знаний, что и привело нас к выбору темы проекта.
Цель: Расширить представления детей о разнообразии деревьев, их строении и значении в жизни человека
Задачи:
-Расширить у детей знания о деревьях;
-Формировать умение различать характерные признаки деревьев (берёзы, рябины, дуба, ели, сосны, липы, осины);
-Формировать представления о жизни деревьев, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пробуждать интерес к природе;
- Развивать познавательный интерес к миру растений;
- Развивать умения детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев, приобщать к исследовательской деятельности;
- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Основные формы реализации проекта:
с детьми:
с родителями:
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
2 этап. Исследовательский.
3 этап. Заключительный.
Описание хода реализации проекта:
Начали мы с моделирования ситуации.
В гости к детям приходит почтальон и приносит посылку от Незнайки. (открывают её)
Посмотрите здесь разрезные картинки и письмо, где Незнайка просит детей поиграть и собрать эти картинки. Дети делятся на три команды и собирают их.(1команда собирает- берёзу; 2-ель; 3- сирень).
-Назовите, что вы собрали? ( берёзу, ель, сирень)
-Как можно назвать одним словом всё это? (растения)
-А они между собой, чем то отличаются?(Да)
-Чем? ( берёза и ель деревья, а сирень кустарник)
-А как вы догадались, что это кустарник? ( у деревьев один ствол, а у кустарников много)
- А берёза и ель, чем то отличаются? (Да, берёза лиственное дерево, а ель хвойное)
Правильно молодцы справились с этим заданием.
Но Незнайка просит ему помочь. В его городе растёт только два дерева и он не знает их название и как посадить другие ? А может деревья вообще не нужны в городе?
Воспитатель: Дети а мы сможем помочь Незнайке? (Да)
А как? (надо больше узнать о деревьях и рассказать Незнайке про них)
Воспитатель: Согласна давайте наметим план последующих действий.
- что мы должны сделать вначале?
- как вы думаете, с чего начинает своё исследование учёный?
(В ходе коллективного обсуждения дети называли методы исследования. А мы выкладывали карточки с их обозначением:
- подумать самостоятельно ( !)
- спросить у других людей
- провести наблюдение, эксперимент
- узнать из книги
- посмотреть в компьютере
- обратиться к специалистам, которые выращивают деревья.
Итак мы наметили с вами план работы и сейчас я вам предлагаю выбрать картинку того дерева какое больше понравилось. ( дети выбирают)
Дети, вот об этом дереве вы и будете собирать информацию по уже знакомой вам таблице.
Но перед этим провели беседу с родителями и тоже их ознакомили с таблицей.
Самостоятельные исследования дети зарисовывали на бумаге, схематично.
В ходе проекта проводили с родителями беседы, консультации, выставляли по теме проекта необходимый материал папки раскладушки, буклеты в родительском уголке.
С детьми проводили опытно- исследовательскую деятельность, где сравнивали кору деревьев, листья. Играли в дидактические и настольные игры; разучивали пословицы и поговорки, заучивали стихотворения. В уголке разместили репродукции картин Шишкина, Грабаря, рассматривали их, проводили беседы; читали и рассматривали книги о природе. Проводили ежедневно наблюдения, которые фиксировали в зарисовках; и т.д., придумывали с детьми небольшие рассказы и сказки про разные деревья.
Привлекали родителей к совместным действиям по реализации проекта.
Когда дети собрали необходимую информацию, они поделились и рассказали о своих наблюдениях в группе. Воспитатели обобщили высказанные детьми данные.
По окончанию своей работы мы решили сделать альбом «Моё любимое дерево», подарок Незнайке.
Также воспитатели сделали презентацию проекта.
Вывод
Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами, дети стали правильно называть деревья, знают как они размножаются, у какого дерева какие семена. Научились видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе и охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
В ходе проекта дети были заинтересованы исследовательской деятельностью и рады своим полученным новым знаниям.
Таким образом, взаимодействия и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, дало высокий результат: развития у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, больших знаний о растениях (деревьях).
И родители стали более заинтересованы экологическим воспитанием детей.