Паспорт проекта
Название: «У природы нет плохой погоды».
Тема: «Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы»
Автор: воспитатель Кучеренко М.В.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, инструктор физической культуры, родители.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
База: подготовительная к школе группа № 11 «Солнышко» МБДОУ д/с № 51.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность.
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи каждого педагога.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
1. Недостаточность знаний о сезонных явлениях природы.
2. Неумение устанавливать взаимосвязи между временем года и явлениями, происходящими в природе со сменой времен года.
3. Отсутствие интереса к познанию окружающего мира.
4. Недостаточность знаний безопасного поведения во время сезонных изменений.
Ожидаемые результаты:
В результате выполнения проекта:
1. У детей подготовительной к школе группы сформируются представления о сезонных изменениях в природе весной.
2. Дети будут использовать добытые знания, устанавливать связи между живой и неживой природой в весеннее время года.
3. У детей появится интерес к исследовательской деятельности.
4. Родители проявят заинтересованность в развитии познавательных интересах детей, окажут необходимую помощь для реализации проекта.
Концептуализация:
Система работы будет построена таким образом, чтобы проект помог глубже и ярче изучить основные признаки весны, весенние явления природы, пополнить свои знания о родной природе. Дети смогут реализовать свои знания через активную исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Дети научатся ценить и беречь природу.
Цель: ознакомление старших дошкольников с типичными явлениями природы в весеннее время года.
Задачи:
1. Расширять познавательный интерес к явлениям природы через исследовательскую деятельность.
2. Обобщать представления старших дошкольников о сезонных изменениях в природе.
3. Побуждать применять свои знания в продуктивной деятельности.
4. Воспитывать творческую инициативу, бережное отношение к окружающей среде.
5. Активизировать родителей в совместной деятельности с детьми.
Методы проекта:
Наглядные: наблюдения, энциклопедии, фотографии, картины, книги, диафильмы, мультемедийные презентации.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы
Исследовательские: опыты и эксперименты, поиск материалов в продуктивной деятельности
Игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (16.03)
Цель – определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, диагностика детей, составление плана мероприятий по организации детской деятельности
№ п/п | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение педагогической литературы по теме | Применение изученных материалов |
2. | Диагностика детей с целью выявления знаний | Учёт знаний и умений |
3. | Разработка системы мероприятий по реализации проекта | Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала, подготовка материала для продуктивной деятельности |
4. | Консультация для родителей «Экологическое воспитание старших дошкольников» | Осуществление взаимодействия с родителями с целью приобщения к образовательному процессу |
2 этап – основной (19.03 – 23.03)
Цель: ознакомление старших дошкольников с весенними явлениями природы, реализация знаний и умений во всех видах деятельности.
№ п/п | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Игровая деятельность: С/р игры: «Юные исследователи», «Путешествие на льдине», «МЧС. Юные спасатели», «Скорая помощь» Театрализация: «Дед Мазай и зайцы» Сказка «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Строительные и конструктивные игры: «Ледокол», «Исследовательская станция», «Сложи картинку и назови явление природы» «Кораблик», «Двухпалубный пароход» (оригами) «Сложи радугу» Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Придумай предложение», «Когда это бывает?», «Весенние слова», «Образуй слово», «Опиши явление –мы отгадаем» | Развитие познавательного интереса через игровые действия. Развитие коммуникативных отношений среди сверстников. Развитие творческих способностей передавать характер персонажа. Развитие конструктивных навыков с различными видами конструктора. Развитие мелкой моторики руки. Развитие быстроты мышления, активизация словаря, грамматического строя речи, развитие связной речи |
2 | Познавательное развитие: НОД «Весенние явления в природе» НОД «Дождливые дни» Беседы: «Весна, пришла!», «О первых признаках весны», «Явления природы», «Дождливые дни», «Безопасное поведение возле водоемов в весеннее время года», «Весенние явления природы – гром и молния», «Когда бывает радуга?» Исследовательская деятельность: Опыт «Как получить молнию» Опыт «Туман» Опыт «Круговорот воды в природе» Опыт «Тонет – не тонет» Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности» Просмотр презентаций «Явления природы», «Безопасность на воде» | Систематизировать знания о признаках весны, явлениях природы. Развивать навыки общения со сверстниками, умение правильно строить вопросы и отвечать на них. Развитие умений анализировать и высказывать своё мнение. Обобщать знания о явлениях природы опытным путем. Развитие умений делать выводы на основании собственных опытов. Закреплять правила безопасного поведения в весеннее время |
3 | Коммуникативная деятельность: Рассматривание и составление рассказов по картинам Левитан «Весна. Большая вода», «Ледоход» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Как дети спасли собаку» Общение: «Что такое «ледоход», «Почему происходит половодье», «Круговорот воды в природе», «Правила поведения возле водоемов» | Развитие умений правильно понимать содержание картины, составлять рассказ по картине. Развитие умений составлять сюжетный рассказ, использовать образные выражения в речи. Развитие навыков общения со сверстниками, умение отвечать на вопросы и участвовать в обсуждении |
4 | Здоровье и физическое развитие: П/и «Солнышко и дождик», П/и «Перепрыгни лужи», П/и «Не намочи ног» Массаж спины «Дождик» | Развивать двигательную деятельность. Закреплять представления о здоровом образе жизни средствами самомассажа. |
5 | Чтение художественной литературы: С. Аксаков «Ледоход на реке Белой», М. Пришвин «Светлая капель», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», В.Бианки «Синичкин календарь», «Грачи весну открыли» Аким «Облака», Э.Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Чтение стихов: Ф. Тютчев «Еще в полях белеет снег» А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами» И. Бунин «Бушует полая вода» | Обогащение знаний средствами художественной литературы |
6 | Художественное творчество: Рисование «Ледоход», «Радуга» - рисование «по мокрому», «Весенняя капель» Аппликация: «Транспорт для путешествия», «Ледоход» Лепка: «Весенняя картина» (барельеф), «Дед Мазай и зайцы», «Радуга» (пластилинография). Слушание музыкальных произведений: «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, песен: «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка». Рахманинов «Весенний поток» | Освоение техники рисования «по мокрому» Развитие умений и навыков в продуктивной деятельности. Развитие мелкой моторики руки. Приобщение к музыке по теме, развитие умений различать жанровые особенности произведений |
7 | Работа с родителями: Консультация для родителей «Правила поведения во время прогулки возле водоемов» Консультация «Экспериментируем дома» | Приобщение родителей и детей к совместному творчеству. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка. |
3 этап – заключительный (26.03)
Цель – обобщение опыта работы по теме.
№ п/п | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Диагностика детей с целью выявления результатов | Обобщение знаний и умений |
2. | Спортивный досуг «У природы нет плохой погоды» | Развитие двигательных навыков, создание радостной атмосферы, воспитание соревновательных навыков |
Выводы и результативность:
Благодаря этому проекту работа получилась продуктивной, познавательной. Проект помог детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире путем исследовательской деятельности. Дети поняли, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее. Дети делились полученной информацией с другими детьми вне детского сада. Они также открыли для себя: способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи, выяснили, что дружба помогает в работе. Процесс создания творческих проектов увлекателен. Создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, воспитанники включились в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познавать природу.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51»
ПРОЕКТ
«У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»
подготовительной к школе группы № 11
«Солнышко»
Воспитатель: Кучеренко М.В.
2019 г.