Конспект по ФЭМП в средней группе
ЯнбаеваЗиляГильметдиновна
МБОУ СОШ им.Я .Кулмыяд.Канакаево
МР Ишимбайский район РБ
Цели:
Освоение умений через практическую и деятельность сравнивать предметы по длине и массе; упражнение в прямом счете до 8 и обратном счете от 5;
установление отношений между числом и цифрой; освоение последовательности действий.
Развития воображения, слухового внимания, умения классифицировать предметы по различным свойствам(цвет, размер, материал);умение использовать модели для обозначения частей суток.
Упражнение в бросании, ловли мяча, равновесии, ходьбе приставным шагом.
Воспитание сплоченности, умения уступать друг другу.
Материал к занятию:
Карточки ,на одной стороне которых-цифры, на другой- буквы; разноцветные круги синего, зеленого, желтого и оранжевого цветов; модели частей суток; баночки с горохом , издающие звонкие и глухие звуки; два воздушных шарика; клоунские носики; веревочки разной длины и игрушки разной высоты по количеству детей; «чудесный мешочек»; разноцветные мячики четырех размеров( пластмассовые, резиновые ,тряпочные);удав, сшитый из каната.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру .А что это за игра – вы узнаете сами ,если расставите карточки по порядку.( На столе лежат карточки ,на одной стороне которых - цифры ,а на другой – буквы; карточки лежат цифрами вверх, вперемешку.)
Дети раскладывают карточки на мольберте по порядку.
Воспитатель:
А теперь поверните карточки и прочитайте, что получилось.(Дети читают: ЦИРК).
Молодцы ,мы с вами поиграем в цирк. Давайте я буду директором цирка. Согласны?(дети отвечают.)У меня случилась большая беда: Старуха Шапокляк заколдавала моих артистов. Как же нам быть? ( Ответы детей)
Тогда скажите ,как зрители узнают ,что состоится представление?(Из афиши).
Давайте оформим нашу афишу. То, что у нас будет цирк ,уже написано.А в какое время суток вы ходите с родителями в цирк?
Давайте выставим модель , которая покажет, что наше представление состоится днем.( Перед детьми на столе разложены модели частей суток. Дети выбирают и выставляют нужную модель.)
А чтобы зрители видели афишу издалека, давайте ее украсим .(Вокруг «афиши» воспитатель выставляет начало цепочки фигур – на поиск закономерности,- дети продолжают цепочку).
Вот афиша и готова .Зрители пришли на представление , но не могут найти свои места .Давайте поможем им сесть на свои места.(Зрители – игрушки сидят на скамейке, около каждой игрушки карточка с цифрой – билет. На стульчиках наклеены кружки от 1 до 8 .Дети берут игрушки и рассаживают их на стулья в соответствии с местом, указанным на билете).
Зрители готовы. Итак ,цирковое представление начинается. Вот наша программа.(На мольберте – листок ватмана с объявлением последовательности выступления цирковых артистов: цирковые лошадки – клоуны – силачи-канатоходцы - жонглеры – удав).
Первым номером нашей программы выступают цирковые лошадки .Становитесь в кружок , будем превращаться в лошадок.(Дети становятся в круг.)
Направо ,дети, повернитесь
И в лошадок превратитесь.
(дети поворачиваются направо ,сгибают руки в локтях перед грудью ,сжимают кулаки).
Давайте ,пойдем по кругу и покажем, какие мы стройные, красивые лошадки.(под музыку проходят 2 круга ,поднимая ноги, носочки тянут к полу).
А теперь, лошадки, повернитесь ко мне .Вы дрессированные лошадки и должны выполнять команды дрессировщика. Давайте я буду дрессировщиком. У меня в руках 2 баночки. Я буду греметь , а вы внимательно слушайте и считайте .Если услышите звонкие звуки ,- топайте копытом столько раз, сколько звуков вы услышите. Если услышите глухие звуки ,- кивайте головой столько раз ,сколько глухих звуков вы услышали .( Дети выполняют задания: сначала 3 звонких, потом 5 глухих, 6 звонких , 4 глухих. По ходу выполнения задания детям задают вопросы « Димочка, сколько раз ты ударил копытом? Почему ?и т. д.»).
Следующий номер – выступление клоунов. Клоунами будут все ребята.( Дети надевают клоунские носики. Посередине «арены» стоят 2 столика, на них лежат 2 шарика: один пустой ,а в другом вода.)
Сейчас клоуны разделятся на 2 команды и будут соревноваться: чья команда быстрее сдует шарики со столика. Дуть будете на счет «три»: раз, два, три.(Дети дуют на шарики).
Почему один шарик улетел, а другой остался на столе?(Потому что он тяжелее, в нем вода).
А как проверить , какой шарик тяжелее , а какой легче?( Взвесить шарики).
На чем можно взвесить шарики?( На весах).
Давайте положим шарики на весы и посмотрим , что будет .(Кладем шарики на чашечные весы, делаем вывод : шарик с водой тяжелее, поэтому он опустился вниз)
Следующий номер – выступление силачей. Что делают силачи в цирке?( Поднимают тяжести).
Сейчас вы будете силачами .Но перед выступлением давайте сделаем разминку.( Дети делают вместе с воспитателем упражнение: руки к плечам – руки вверх).
Раз, два, три, четыре-
Будем всех сильнее в мире.
Будем в цирке выступать,
Будем штанги поднимать.
Для начала поднимите легкую штангу .Наклонитесь, возьмите штангу и сожмите ее в кулак.
Штагу с пола
поднимаем
И - раз
Держим, держим, и бросаем
(расслабление руки).
Посмотрите по программе, кто выступает после силачей? (Канатоходцы).
Как вы думаете , как можно положить канаты для канатоходцев, чтобы никто из них не обиделся?(Самому высокому – самый длинный канат; тому кто пониже, - покороче канат, и т. д . Дети подбирают канаты к своим игрушкам).
А теперь пройдите по канатам туда и обратно. (Дети проходят приставным шагом ,удерживая равновесие- руки в стороны).
Следующий номер выступление жонглеров. Но Старуха Шапокляк перепутала все мячи. Надо навести порядок.( В корзине мячи разных цветов, разных размеров, сделанные из разных материалов: резиновые , пластмассовые, тряпичные).
Надо разложить мячи в три ведра так, чтобы в каждом ведре оказались мячики, чем-то похожие друг на друга. Внимательно посмотрите на мячики и скажите , чем они все похожи .( Формой , имеют форму шара).
А чем мячики отличаются?( Цветом, размером , материалом, из которого они сделаны).
Молодцы. А сейчас вы будете жонглерами . Возьмите по большому резиновому мячу. Подбрасывать мячики будете после каждого моего хлопка; считать я буду сначала от 1 до 5,, потом от 5 до 1 . ( дети выполняют задание.)
Следующий номер программы – выступление удава. Удав тоже заколдован, но мы попробуем его оживить. Чтобы оживить удава , надо его измерить. Чем можно измерить удава? ( ответы детей).
Мы измерим удава прыжками .Тот кто сделает меньше прыжков , будет головой удава , а тот , кто сделает больше прыжков , будет хвостом удава. Кто сделал меньше прыжков? ( Дима).А кто сделал больше прыжков ? ( Даша). Почему Дима сделал меньше прыжков ? Потому что у Димы прыжки длиннее. Дима будет головой удава, а Даша хвостом. (Дети берут удава в руки : Дима у головы , а Даша у хвоста . Аня встает между Димой и Дашей, Ян- между Аней и Дашей, и т. д.)
Удав у нас очень ловкий и изворотливый .Его голова все время старается поймать хвост, а хвост пытается увернуться от головы. ( Как только голова догоняет хвост , она становится хвостом . Игра повторяется 3-4 раза)
Ну вот и подошло к концу наше выступление.( за дверью слышится шум, появляется Шапокляк).
Шапокляк.
Здравствуйте ребята !Вы меня узнали ?Мне очень стыдно, что я чуть не сорвала представление. Я расколдую всех артистов и больше никогда не буду вредничать.
(Угощает детей сладостями).