Проект «Мир сенсомоторики».
Продолжительность проекта: 3 года, долгосрочный.
Актуальность проекта
Проект «Мир сенсомоторики» предназначен для работы с детьми школьного возраста с ОВЗ и РАС.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. А восприятие ребенка с ОВЗ и РАС иное. Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Основные задачи формирования восприятия необходимо интегрировать с задачами развития движений, игровых умений.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Раздел 1: «Сенсорный стол»
Продолжительность раздела: 1 учебный год.
Тип: практико-ориентированный.
Исполнители проекта :
- Чукина А.В.-педагог-психолог;
-родители обучающихся;
-обучающиеся.
Цель: изготовление сенсорного стола.
Задачи:
развивать мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость;
развивать умение целенаправленных движений кистью и пальцами рук;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
познакомить родителей с работой, которая проводится по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности;
привлечь родителей и детей к совместному сбору материала для заполнения сенсорного стола.
Ожидаемый результат:
-изготовление и заполнение сенсорного стола;
-применение сенсорного стола в работе педагога-психолога.
Актуальность раздела «Сенсорный стол»
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.Поэтому очень важно развивать у ребёнка моторику. Вместе с развитием моторики развиваются речь, память, внимание, мышление и восприятие .Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, каштаны, желуди, дерево, бумага, и т.д. Педагог, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, активизирует у детей сенсорные основы познания, учит использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность моторики бесспорна.Итак, формируя и совершенствуя моторику , мы усложняем строение мозга, развиваем психику особых детей. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.Совместная деятельность по данному проекту проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап(сентябрь-октябрь):
-изучение научно-методической литературы по данной теме: исследования М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи развития головного мозга и моторики пальцев рук;
-подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2.Основной этап(ноябрь-февраль):
-сбор материала для изготовления и наполнения сенсорного стола;
-изготовление сенсорного стола.
3.Заключительный этап(март-май):
-презентация проекта на итоговом педсовете.
-использование сенсорного стола на коррекционных занятиях с обучающимися;
-анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.