Познавательно-исследовательский
ПРОЕКТ
«Такие разные эмоции»
Подготовила:
Педагог Чекалова Т.В.
Тема проекта: «Такие разные эмоции».
Актуальность: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребёнок - дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения культурных ценностей, социальных, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Краткая аннотация проекта:данный проект реализуется на базе МБДОУ детского сада №8
Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям.
В процессе проекта будут рассмотрены основные эмоциональные состояния (радость, грусть, печаль, гнев и т.д.). Дети смогут смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем.
Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Результат проекта – альбом детских авторских сказок «Эмоции глазами детей».
После завершения проекта работы будут представлены на семинаре в детском саду.
Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи проекта:
Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях.
Развивать у детей навыки самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.
Вид проекта: практико-ориентированный.
По продолжительности проведения – среднесрочный (январь – март 2019г)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители.
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:
Картотека упражнений на релаксацию.
Картотека психотерапевтических игр:
игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;
игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;
игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;
игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.
Демонстрационный материал «Поступки».
Дидактическая игра «Домик с чувствами».
Продукт проектной деятельности: альбом детских авторских сказок «Эмоции глазами детей»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
План проекта:
Подготовительный этап
Подбор информационных ресурсов по теме проекта.
Подбор интернет-ресурсов.
Методические пособия и игры по теме.
Наглядный материал; мультимедиа, СD и DVD- диски.
Основной этап – знакомство с эмоциями в совместной деятельности:
Радость.
Грусть.
Злость.
Удивление.
Страх.
Завершающий этап
Оформление альбома детских авторских сказок «Эмоции глазами детей».
Защита проекта.
Используемая литература:
Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.
КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.