Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная деятельность "Книжкин дом" как форма взаимодействия ДОУ с семьёй по организации домашнего чтения

Целью проекта стало создание условий для формирования устойчивого интернса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьёй. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачисформировать у детей интерес к библиотеке прививать любовь к книгам и бережно отношение к ним способствовать зарождению традиции семейного чтения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Разработка и организация проекта «Книжкин дом»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». Для реализации этой задачи необходимо знание дошкольниками произведений детской художественной литературы.

Книга сопровождает человека с самых первых лет его жизни и оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка, направлена на постепенное пополнение литературного багажа, обогащение литературного опыта.

Проблема

Наш проект «вырос» из проблемы, связанной с интересом дошкольников к детской библиотеке и её деятельности.

После беседы с детьми на тему "Детская библиотека", у ребят появились вопросы: есть ли у нас в поселке библиотеки? Какие книги там читают дети? Можно эти книги взять домой"? «А я хожу с мамой в библиотеку, но редко, потому что мама работает» - сказал Никита. Большинство детей сказали, что вообще никогда не были в библиотеке. Они предложили сделать у нас в группе библиотеку. У ребят появился интерес, и они захотели принести из дома свои любимые книжки.

Таким образом, благодаря инициативе наших воспитанников обозначилась проблема, актуальность которой очевидна.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительно сузился круг любителей чтения книг вообще и художественной литературы, в частности. Как следствие, практически никто уже не посещает библиотеки.

А ведь читательский опыт начинает закладываться в детстве. Родители перестали читать детям книжки, а значит, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное развитие ребенка.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Они не знают героев старых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр.

Чтобы решить проблему, мы разработали творческий проект «Книжкин дом».

Данным проектом хотелось бы помочь родителям самим проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми.

Цель: Создание условий для формирования устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к библиотеке

2. Прививать любовь к книгам и бережное отношение к ним.

3. Способствовать зарождению традиции семейного чтения

Новизна и особенность данного проекта состоит в том, что традиционную тему приобщения дошкольников к детской художественной литературе мы реализовали при помощи современных подходов: деятельностного и личностно-развивающего. Поэтому общепринятые в дошкольной педагогике формы и методы работы по этой теме приобрели новый смысл и отразили специфику современного дошкольного образования.

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, мы определили этапы работы по данному направлению и разработали план профессиональных действий.

I этап – подготовительный

На этом этапе были проведены следующие педагогические мероприятия:

- Составление плана проекта

- Оснащение предметно пространственной среды художественной литературой, иллюстративным, мультимедийным и дидактическим материалом по данной теме.

- Разработка цикла занятий по данной теме.

- Создание папки-раскладки « Зачем нужны детские книжки?»

- Привлечение родителей к работе по проекту.

Самое главное, в рамках первого этапа мы создали такие психолого-педагогические условия, которые способствовали эмоциональной вовлечённости детей в проект. Для этого поддерживали атмосферу доброжелательности, формировали положительную самооценку, уверенность дошкольников в собственных силах и возможностях.

Такая непринуждённая обстановка стимулировала раскрепощенность и инициативу наших воспитанников.

Особое внимание обращали на индивидуальную работу с детьми, ориентировались на интересы и возможности каждого ребенка.

На втором этапе, кроме личностно-ориентированного подхода, взяли за основу деятельностный подход (автор Теории деятельности - А.Н. Леонтьев). В рамках данного подхода постарались организовать такую деятельность, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций. То есть, они не пассивно воспринимали и запоминали какую-то информацию, а сами активно участвовали в процессе познания. Таким образом, через деятельность у них развивались не только ЗУНы (знания, умения и навыки), но и личностные качества: любознательность, творчество, нравственность, доброта.

На втором этапе мы провели многочисленные образовательные и досуговые мероприятия:

- Создание библиотеки с читальным залом "Книжкин дом» в группе

- Создание семейной библиотеки в приемной

- Создание фонда библиотеки семейного чтения при участии детей и родителей.

- Акция «Ты мне - я тебе»

- Оформление книжек-малышек детьми совместно с родителями.

- Обучение практическим навыкам по ремонту книг.

- Встреча работников поселковой библиотеки с детьми, знакомство с творчеством М.М. Пришвина.

- Проведение акции «Читаем малышам».

Цикл бесед « Книга-лучший друг».

Заучивание загадок, пословиц, стихов о книгах.

Дидактические игры: «Назови сказку», «Собери картинку», «Что из чего?», «Сказка, рассказ, стихотворение», «Из какой мы сказки», «Продолжи сказку».

Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Книжкина больница»

На этом этапе мы оформили библиотеку в виде домика, в котором собрали книги разные по своему содержанию ( стихи, сказки , энциклопедии, портреты писателей, книжки- малышки, книги для самостоятельного чтения детьми).

Для создания уютной атмосферы в читальном зале родители сшили чехлы на стулья, изготовили торшер, добавили ярких элементов.

В нашей группе 10 детей читают сами. Мы подобрали книги для самостоятельного чтения. Для комфорта детей приблизили среду в группе к домашней - на полу разместили мягкие подушки, на которых дети могут почитать книжку ( подушки шили тоже родители)

Создали такую форму общения как "Библиотека семейного чтения", задействовали пространство приемной комнаты. Провели акцию "Подари книжку". Дети вместе с родителями приносили книги книгу в нашу библиотеку в приемной. Так же провели акцию « Из рук в руки» - каждый ребенок с родителем мог на какое-то время взять понравившуюся книгу домой, записавшись в формуляре.

Совместно с родителями дети оформляли книжки-малышки. Мы дали детям творческое занятие на дом - изготовить книжки- малышки. Все дети проявили свою фантазию - кто-то сам придумал сказку, кто-то придумал интересные иллюстрации к сказке, а кто-то проявил себя в оригинальном внешнем оформлении книжки (книжки в форме гусеницы, домика, цыпленка).

В библиотеке, в группе, мы создали "Книжкину больницу".

Сначала мы научили детей находить «больные» книги, показали, как правильно их лечить, а сейчас дети самостоятельно лечат «больные» книги, самостоятельно придумали и создали себе шапочки « книжкиных докторов». Это занятие ребятам нравится больше всего. Сейчас дети стали более бережно пользоваться книгой. Даже придя домой, по словам родителей, дети видят дома «больные» книги и лечат их.

Как видите, взаимодействие с родителями у нас представляло системный характер и проявлялось в новых, активных формах работы. В основу организации работы с родителями тоже был положен деятельностный подход, что позволило мамам, папам и бабушкам, с одной стороны, на себе «прочувствовать» эффективность приобщения детей к книге, а с другой, - открыть для себя новые возможности совместного развития ребенка.

В рамках нашего проекта к нам пришли в гости работники поселковой библиотеки с юными читателями (учащимися школы). Они рассказали о биографии и творчестве Михаила Михайловича Пришвина. Показали нам миниатюру по рассказу Пришвина "Лоси". Дети рассматривали иллюстрации к рассказам Пришвина. После работники библиотеки пригласили детей с родителями к себе в гости.

Исходя из того, что наши дети уже читают (10 человек), мы провели необычный эксперимент - дети нашей группы ходили в гости в младшие группы и читали им сказки . Малышам особенно понравились сказки собственного сочинения детей подготовительной группы. Самое интересное, что дети, не умеющие читать, стали просить сверстников, чтобы те научили их читать.

На заключительном этапе мы планируем провести итоговый мониторинг «Я маленький читатель» совместно с работниками библиотеки. (май).

А также обобщить опыт работы по данному направлению и представить его в виде презентации.

Но уже сейчас мы можем говорить о результатах проекта:

Расширились знания и представления детей о значении книги в жизни человека, бережном отношении к ней.

Родители активно включились с детьми в работу по пополнению фонда библиотеки; приняли участие в акции «Из рук в руки»

Воспитатели повысили педагогическую компетентность в данном направлении;

Пополнилась РППС в группе.

Таким образом, проект позволил интегрировать информацию о книгах, детской литературе и детских библиотеках из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить эту информацию на практике, что, в конечном итоге, сформировало представления наших воспитанников по данной теме.

А самое главное - активизировалось взаимодействие детей, родителей и  педагогов в рамках проектной деятельности. Все вместе мы решили продолжить знакомство с книгой через организацию новых проектов.

Задачи на перспективу у нас такие:

Продолжать пополнять фонд семейной библиотеки.

Привлечь максимальное количество родителей к участию в акции «Из рук в руки»

Установить тесное сотрудничество с социальными партнерами: библиотекой, школой.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области