Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Путешествие по Африке»
Подготовила:
Воспитатель
Колесникова Е.В.
Г. Гатчина 2019г.
Цель:
обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки, развитие связной речи через составление описательных рассказов.
Оборудование:
Иллюстрации, презентация и слайды с изображением животных Африки, схема для составления описательных рассказов, разрезные картинки, муляжи фруктов, веер цифр, листы и карандаши для разбора слов, пазлы.
Программное содержание:
Задачи:
Обучающие:
-Учить детей составлять связный рассказ, не отступая от заданной темы; развивать умение составлять рассказы о событиях.
-Закрепить знания детей о зонах Африки, её растительном и животном мирах;
-Продолжать совершенствовать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе; упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений.
-Упражнять детей в умении правильно подбирать к объекту слова–признаки и слова–действия.
- Закреплять умение детей отвечать на вопрос развернутой фразой.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать у детей внимание и словесно – логическое мышление.
- Активизировать в словаре детей обобщающие понятия: животные жарких стран;
-Дифференцировать понятия (травоядные – хищники).
- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
- Воспитывать внимание и усидчивость, умение точно выполнять указания педагога.
- Продолжать воспитывать умение слушать своих товарищей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
*организация детей, создание мотива
Дети входят в группу, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание на предмет стоящий на столе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это стоит у нас на столе?
Воспитатель показывает клетку, накрытую платком
Воспитатель:
Загадки про попугая:
Ни человек
Ни зверь,
А по-человечески разговаривает? (попугай)
Кто на жёрдочке сидит
Сам с собою говорит
Зря его ты не ругай.
Что за птица? (попугай)
Воспитатель: А еще он держит конверт в клюве:
«Дети! Срочно к нам приходите!
Бедным зверям помогите!
Бармалей нас напугал
Карту он у нас забрал
На пути вам встретятся задания,
За каждое выполненное задание, получите часть карты.»
-К письму прилагается зашифрованное слово. Давайте отгадаем куда мы с вами отправимся
*основная часть
Воспитатель: Посмотрите на доске картинки, назовите их определит первый звук в каждом слове (на каждой картинке), расставьте под картинками буквы.
На доске таблица –
Ананас | фонарь | репа | иголка | кот | апельсин |
а | ф | р | и | к | а |
Получилось - дети читают слово: АФРИКА
Как можно добраться на этот континент?
Дети высказывают свои версии:
Воспитатель: Мы полетим туда на самолете, прошу занять свои места
Дети идут на заранее расставленные стульчики. Встречают их ребята одетые в форму стюардессы и летчика.
Ребенок - Стюардесса:
Здравствуйте, дамы и господа!
Авиакомпания «АЭРОФЛОТ» приветствует вас, наш самолет проследует по маршруту «Гатчина – Африка». Прослушайте краткую информацию о
месте нашего приземления!
Африка-это второй по площади материк после Евразии. Африка – самый жаркий материк планеты. Летом жара, а зимой идут дожди. Он делиться на три климатические зоны: пустыня, саванна, джунгли. ПУСТЫНЯ, там ярко светит солнце, земля покрыта песком. Годами не бывает дождей.
В пустыне водятся: скорпионы, вараны, змеи, верблюды.
В джунглях живет много видов обезьян. Эти леса всегда остаются зелеными.
Ни где в мире нет такого большого количества крупных животных, как на этом материке.
Желаем вам приятного полета. ……….
«Наш полет закончен –Африка»
Воспитатель:
-Мы прибыли в Африку,
Какая невидимая линия разделяет этот материк пополам?
Дети: Экватор
Давайте «встанем» на «линию экватора». (организовать детей, чтобы они не толпились около доски. Дети повторяют звуки за воспитателем)
-Слышите, как дует горячий африканский ветер – У-У-У-У. (Губы вытянуть трубочкой. Показать голосом нарастание и утихание звука)
-Здесь сухо и жарко. Шуршит песок- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш, (широкий язык поднять за верхние зубы. Губы вытянуть трубочкой. Теплая воздушная струя)
-Ползают змеи- С-С-С-С-С. (язык за нижними зубами, губы в улыбке- струя холодного воздуха)
1.ИГРА «Волшебный мешочек»
Воспитатель:
В пещере Бармалей спрятал животных, отгадайте на ощупь животного, узнайте его и скажите, что помогло вам определить, какое это животное.
Дети: «Я считаю, что это слон. Я узнал его потому, что у него есть большие уши, длинный хобот и короткий хвост», «Я думаю, что это….», «Мне кажется , что я нашла ….»
Игра «Мамы и детеныши»
Воспитатель: «Мы с вами освободили животных, но карты еще нет, и животные грустные, как выдумаете, почему?
Дети высказывают версии
Воспитатель: Когда приземлялся наш самолет, он шумел. Детеныши животных испугались и разбежались, и не могут найти своих родителей, поможем им?
Дети: Да
Переходим к интерактивной доске, показ слайдов (детеныш – дети отгадывают, от какого животного детеныш –сказали- появляется картинка взрослого животного)
Получают кусочек карты
Игра «Это кто такой большой?»
Следующее задание Бармалея
Дети строятся в шеренгу на ковре, воспитатель берет мяч
Воспитатель: Я бросаю мяч, а вы ловите мяч, и называете животное так, чтобы в названии бала часть -Ищ
*У слоненка уши – а у мамы слонихи – ушиЩЕ
*У тигренка хвостика у мамы тигрицы хвостиЩЕ
*У крокодильчика зубик – а взрослого крокодила зубиЩЕ
*У страусенка, ножки- а у страуса ножиШЕ
*У львенка, лапка- а у льва лапиЩЕ
*У бегемотика животик -у бегемота животище
*У верблюдика горбик – а у верблюда горбище
*У львенка хвостик- у льва хвостиЩЕ
*У носорожика копытце – а у носогога капытище
4.Игра «Определи количество слогов»
Дети встают у магнитной доски
Воспитатель: Звери устали от жары, рассадим их под пальмы, в тень, если в лове 1 слог, то под одну пальму, если в слове 2 слога – то под две пальмы, если 3 слога- то это животное посадим под три палимы.
Слон, тигр
Зебра, жираф, гепард, варан, кобра, змея.
Крокодил, дикобраз, пантера, мартышка, марабу, какаду, бегемот.
Получают кусок карты, которую прикрепляют к доске.
5.Игра «Сложные слова, он какой?»
Пока животные отдыхают под пальмами. Рассмотрим и расскажем о них, но не простыми словами, а сложными, например,
У льва громкий голос- он какой? он громкоголосый
У крокодила короткие лапы – (коротколапый)
У бегемота толстая кожа- (толстокожий)
У макаки длинный хвост- (длиннохвостая)
У макаки длинные руки- (длиннорукая)
У слона большие уши- (большеухий)
У жирафа длинная шея- (длинношеий)
У крокодила большие зубы- (зубастый)
У слона длинный нос- (длинноносый)
У верблюда есть 2 горба горб- (двугорбый)
У тигра острый глаз- (остроглазый)
6.Игра «Сколько фруктов?»
Воспитатель: Животные проголодались. Подойдем к волшебному дереву, под которым лежат корзины с фруктами.
Если я возьму 1 банан-? А если – так? (воспитатель показывает цифру 3, 5, 7)
Дети: Я вижу 1 банан, 3 банана. 5 бананов, и тд
(груши, апельсины, мандарины, грозди винограда, орехи, яблоки, персики)
7. «Разбор слова»
Дети подходят к доске на которой собирают части карты
Воспитатель: Что за материк у нас получился?
Дети: Мы видим, что это материк –Африка!
Воспитатель: Сядем за столы, и разберем это слово- А Ф Р И К А
Произнесите слово выделяя каждый звук, и прислушайтесь, какие звуки здесь есть. Ответы детей:
Выложите схему слова АФРИКА
Сколько звуков в слове АФРИКА? (6 звуков)
Какой первый звук в слове? - А
Звук А какой? – (звук А – гласный)
Каким символом обозначаем на схеме звук? - красным
Какой второй звук? – ф (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, глухой)
Третий? - р (согласный, мягкий, звонкий)
Четвертый? – и (гласный)
Пятый? –к (согласный, твердый, глухой)
Шестой? - а (гласный, обозначаем красным цветом)
*Рефлексия, подведение итогов
Воспитатель: Все задания выполнили, животным Африки помогли. Теперь отправляемся домой.
Займите места в самолете.
Воспитатель: Пока мы свами летим домой, я хотела бы спросить вас,
Где мы с вами сегодня побывали?
Кого встретили?
Что вам запомнилось в путешествии?
Что вам сегодня на занятии понравилось?
Что для вас было трудно выполнить?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и прилетели в детский сад. Посмотрите, животные Африки приготовили для вас сюрпризы положили их в корзинку. На память о нашем путешествии подарили вам игру. Она о животных Африки.
Воспитатель достает корзину с пазлами. Раздает их детям.
Взгляд со стороныЕлена СтепановаЗонт сказал, взглянув на гриб: - До чего же мелкий тип! Не видал такого я - Зонт размером с воробья! Гриб на зонт взглянул тайком. - Этот гриб мне не знаком! Ну и вид! Бросает в дрожь! На опёнок не похож. У него престранный цвет. Он съедобен или нет?