РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «БЕРЕЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
142403, Московская область, г. Ногинск, ул. Санаторная, д.24
Тел. 8 (496) 517-32-39, e-mail: mbdou1berezka@yandex.ru
Статья на тему:
«Специфика ансамблевого и хорового исполнительства в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Автор:
Музыкальный руководитель
Маркова Лариса Владимировна
Ногинск 2019
Ансамблевое и хоровое пение в современной России, конечно же, является неотъемлемой частью культуры. Активное развитие детского хорового исполнительства связано с профессиональной деятельностью ряда специализированных учебных заведений, среди которых: Детская музыкальная хоровая школа «Весна» имени А.С. Пономарева, Детская музыкальная хоровая школа «Пионерия» имени Г.А. Струве, Московское хоровое училище им. А.В. Свешникова, Академия хорового искусства имени В.С. Попова и много других российских хоровых школ.
Вокальный ансамбль как форма музыкального исполнительства так же широко распространен в современной музыкальной культуре. Ансамблевое пение отличается от хорового исполнительства большей вариативностью, большими исполнительскими возможностями.
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу», - говорил Георгий Струве.
Ансамблевое и хоровое пение - наиболее доступные и любимые виды детского творчества. С каждым годом эти разновидности вокального искусства становятся все более популярными и востребованными. В целом, и хор, и ансамбль – это форма коллективной творческой работы, позволяющая каждому участнику раскрыть имеющиеся певческие способности и выразить голосом свои чувства и эмоции.
В условиях детского дошкольного учреждения наиболее приемлемым и практически используемым является ансамблевое исполнительство. Музыкальные занятия в детском саду решают множество задач, среди которых и общеразвивающие, и воспитательные, и коммуникативные. Но, основная цель - развивать творческое начало каждого ребенка, приобщить его к музыкальной культуре.
На пути к этой цели приходится решить множество задач. И, именно ансамблевое исполнительство, в отличие от хорового, дает возможность индивидуальному проявлению творческих способностей ребенка. Пение или игра в ансамбле дают возможность детям исполнить свою вариацию в общем музыкальном контексте. Дети младшего дошкольного возраста редко решаются на сольное исполнение, а в ансамбле поют и играют с удовольствием.
Ансамблевое исполнительство помогает детям наладить коммуникативные связи внутри маленького детского коллектива, дает возможность проявить ребенку свою индивидуальность, и получить удовольствие от совместно исполненного произведения. Даже самые робкие и застенчивые малыши, после нескольких занятий, присоединяется к ансамблю сверстников, становятся более уверенными и эмоционально стабильными. Очень многие дети, начинающие посещать детский сад, быстрее адаптируются к новой обстановке благодаря музыкальным занятиям. И ансамблевое исполнительство играет в этом смысле первостепенную роль.
Современные дети, к сожалению, мало слушают народную музыку. Через ансамблевое исполнительство дети приобщаются к фольклору, к «народным знаниям». Маленькие песенки, потешки, попевки, прибаутки, колыбельные как «золотые зернышки» векового культурного наследия дают возможность привить и вырастить любовь к народной музыке. Простые маленькие мелодии позволяют каждому ребенку, даже не имеющему особенных музыкальных данных, петь в ансамбле дошкольников. Таким образом, ансамблевое исполнительство решает еще одну задачу – обучение пению.
В нашем саду существует замечательная традиция. Мы сотрудничаем с хором ветеранов из клуба «Оптимист». И на все календарные праздники хор ветеранов приходит в гости к детям и исполняет несколько песен. В ответ, наши воспитанники тоже поют для гостей. Детям очень нравятся такие встречи! Живое эмоциональное исполнение, пение под баян, красивые народные костюмы производят неизгладимое впечатление на них. Дети с удовольствием поют народные песни и сопровождают пение игрой на шумовых инструментах.
Конечно, в детском саду дети слушают и исполняют не только фольклорную музыку, но и детские песни, классическую музыку, песни современных детских авторов. Но, именно народная музыка, в своей простоте и гениальности, дает возможность научить ребенка петь и интонировать.
Хоровое исполнительство менее популярно в детских садах. И это объяснимо, ведь пение в хоре подразумевает безукоризненно точное исполнение произведения. А с детьми, особенно младшего дошкольного возраста, добиться этого невозможно, да и не нужно. Ведь каждый ребенок, исполняя музыкальную тему, варьирует её, сообразно своим способностям.
В отличии от специализированных учебных заведений, где проводится конкурсный отбор детей и принимаются наиболее одаренные, в детский сад приходят самые разные дети, с самыми разными способностями. Специфика дошкольного ансамблевого пения состоит в том, что любой ребенок на музыкальном занятии должен получать удовольствие от совместного пения, чувствовать себя частью ансамбля, приобщаться к музыкальной культуре, развивая творческий потенциал. При условии, что музыкальные занятия проводятся в обстановке доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.