Тема «Правила аккуратности»
Цель: Прививать детям потребность к чистоте, личной гигиене и аккуратности.
Задачи: Расширять представление детей о правилах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности.
Материал и оборудование: Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», стихотворение А. Барто «Лялечка», рассказ О. Буцень «Чистюля», басня «Наташа и воротничок» И. Демьянова, стихотворения Л. Яхнина «Очень правдивая история», «Страшная история» Э. Успенского, «Мойдодыр» К. Чуковского
Место проведения: игровая комната
Время проведения: 25 марта 2017 год
Возрастная категория: 3 – 7 лет
Подготовила и провела занятие: воспитатель Калиберда Ольга Александровна
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок, этот мальчик
Очень милый поступает хорошо.
Воспитатель: правильно, ребята! Мы будем разговаривать с вами сегодня о чистоте, аккуратности. Давайте сейчас пройдем тест на аккуратность. Угадайте предмет:
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю…
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос… (ответы детей)
Воспитатель: Давайте узнаем, у кого есть в кармане носовой платок? (Дети демонстрируют носовые платки) А вы знаете, что раньше платок был не носовым, а … зубным, его использовали вместо зубной щетки. А в Европе платок сначала был украшением. Богачи хвастались кусочком материи из батиста, украшенной затейливой вышивкой и бисером, даже драгоценными камнями. Сейчас платок люди используют по назначению. Он необходим и когда вы простужены, и просто для того, чтобы вытереть нос и руки.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение А. Барто «Лялечка» (Чтение и обсуждение стихотворения)
Как у нашей Лялечки
Платьев чуть не дюжина.
- Не надену белое-
Плохо отутюжено!
Не надену желтое-
Желтое измятое.
Я не просто девочка,
Я у нас вожатая!
Бабушка сконфужена-
Гладит после ужина,
Для вожатой платьице
Будет отутюжено.
Есть такие люди-
Им все подай на блюде!
Воспитатель: Можно ли назвать Лялечку аккуратной девочкой? Как бы вы ее назвали? Правильно ли поступают Лялины родные? (Ответы детей)
Воспитатель: Одежда должна быть аккуратной, но ухаживать за ней должны мы сами. Кто из вас стирает свои носки, платочки, гладит свою одежду? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, послушайте еще одно стихотворение О. Буцень «Чистюля»? (Чтение и обсуждение рассказа)
Идет девочка в школу. Бантики красивые, платье выглаженное, ботинки блестят. Рядом с нею мама несет ее портфель. А сзади идут два мальчика, разговаривают:
Один говорит:
- Смотри, какая аккуратная девочка. Наверное, в классе самая красивая – чистюля!
А другой отвечает:
- И совсем не чистюля!
- Почему ты так думаешь? – удивился первый.- вон она какая чистенькая.
- Ну и что ж, что она такая чистенькая. Ведь за нее все мама делает. И портфель несет…
Воспитатель: А если мама не будет за нее ничего делать, как вы думаете, она будет чистюлей? (Ответы детей) Чем похожа Лялечка и девочка из рассказа О. Буцень «Чистюля»? Как вы думаете кто из мальчиков прав? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, предлагаю послушать басню «Наташа и воротничок» И. Демьянова.
Наташа свой воротничок ругала:
- Из-за тебя я так устала:
Я у корыта целый день,
Раз пять тебя стирала.
Как пачкаться тебе не лень?!
Сняла, а ты опять как сажа,
Чернее даже!
Хоть бы совести на пятачок!..
- Согласен я, - сказал воротничок.-
Устала ты, бедняжка, у корыта,
Но на себя должна ты быть сердита
И мне напрасно делаешь упрек.
И все же я, тебя жалея,
Хочу по - дружески сказать:
Ты лучше чище вымой шею,
Тогда не будешь часто так стирать.
Воспитатель: Какова мораль этой басни? Вы согласны с воротничком? Расскажите, пожалуйста, как вы относитесь к девочке?(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, еще одно интересное стихотворение Л. Яхнина «Очень правдивая история», послушайте и подумайте, можно ли заболеть от чистоты?
Жил на свете мальчик странный:
Просыпался по утру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру!
Хотите – верьте, хотите – нет!
Руки мыл зачем - то с мылом,
А лицо мочалкой тер…
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет!
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет!
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите – верьте, хотите – нет!
Тут к нему позвали разных,
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров.
Вы мне верите?
Воспитатель: Что вы думаете о названии этого стихотворения? Как вы считаете можно ли заболеть от чистоты? А от грязи? (Ответы детей)
Воспитатель: Есть такие заболевания, которые называются болезнью грязных рук, - чесотка, дизентерия, брюшной тиф и другие болезни. Чтобы ими не заболеть, необходимо мыть руки с мылом! А вы умеете правильно мыть руки? Давайте вспомним правила ухода за руками.
Раз в неделю подстригать ногти.
Не грызи ногти!
Мой руки правильно: намочи руки водой, возьми мыло и намыль руки до появления пены, хорошо потри ладони друг о друга; смой пену, вытри руки насухо.
Раз в день смазывай руки кремом.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение «Страшная история» Э. Успенского.
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Ногами упирается,
Слезами заливается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
А волосы растут!
Парикмахерша устала.
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут!
А волосы растут!
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал!
И теперь он ходит с мамой
Завиваться в женский зал.
Воспитатель: Веселая она или грустная? Вы знаете, как надо ухаживать за волосами, чтобы они были всегда здоровыми и красивыми?
(Дети перечисляют правила ухода за волосами)
Расчесывать волосы несколько раз в день.
Мой голову не реже одного раза в неделю
Подстригай кончики волос, чтобы они не секлись.
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше занятие. Вы молодцы! Давайте все дружно произнесем главные слова из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского:
Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
И зубной порошок!
И большой гребешок!