Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО – моделирование.

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному техническому творчеству и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО – моделирование.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

Введение. Актуальность.

3

Основная часть. Цели, задачи. Преимущество ТИКО - моделирования

4

Заключение

6

Список использованных источников и литературы

7

Приложение

8

«Дети не рождаются с пустыми руками, они несутс собой заряд создания духовных и материальных ценностей,они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются,чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться,и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу»Ш.А. Аманашвили

Аннотация. В данной статье рассматривается особенности ТИКО - моделирования, его актуальность, новизна. Применениео ТИКО - моделирования в средней группе МБДОУ «Детский сад « Радость» АГО. Так же раскрыты проблемы при работе с ТИКО конструктором с учетом авторской позиции, решение и перспективность дальнейшего использования в дошкольном образовании.

Введение. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Современный рынок производственных отношений строится на профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами. Руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии. Однако в современной России работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами, отмечается низкий статус инженерного образования. Студенты не идут поступать на инженерные специальности, потому, что выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные пространственные понятия ставят их в тупик – и становится ясно, что сфера образования не должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной государственному заказу на модернизаторов производства и инноваторов. Таким образом, назрела необходимость популяризации профессии инженера. Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Правительство Свердловской области ставит перед нами те же задачи. По поручению главы региона в области была начата разработка проекта концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015 — 2020 годы. Необходимо, повышение престижа инженерных профессий», — считает глава Свердловской области. По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше — в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится конструктивно-модельная деятельность.

Актуальность. Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Однако потенциал конструкторско-модельной деятельности в развитии детей в педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном в программах уделяется внимание конструированию из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Причиной этому является то, что образовательные конструкторы дорого стоят и приобрести их, в достаточном количестве, не всегда представляется возможным. Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами педагогическими технологиями конструирования с использованием образовательных конструкторов.

Конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно, либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. ЭТО требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, по-прежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру. Необходимо отметить, что наличие различного конструкторского материала активно способствует созданию инновационной образовательной среды. В своей педагогической практике я использую в работе разные линии образовательных конструкторов — ЛЕГО, СОТЫ, а с недавних пор конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Они помогают маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальные конструкторы пробуждают любознательность, развивают творческую фантазию.

Идея внедрить технологию ТИКО — моделирования в образовательный процесс своей группы, сделать работу с ТИКО-конструкторами целенаправленным процессом, расширить содержание конструктивно-модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству стала одной из главных целей моей деятельности.

Целью своей деятельности ставила - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному техническому творчеству и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО – моделирование.

Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач

Обучающие

формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Развивающие

расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие

представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Проведя наблюдения по деятельности конструирования в своей средней группе в сентябре 2016 года, я пришла к выводу, что у 20% детей слабо развита мелкая моторика фалангов пальцев, что негативно отражается не только на воображении и пространственном мышлении, но и на развитие речи. Менее чем за полгода используя конструктор ТИКО у детей моей группы повысилась эффективность в пространственном мышлении, они используя конструктор делают не только плоскостные работы, но объёмные. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, ТИКО конструктор обретает статус эффективного педагогического инструмента в глазах педагогов дошкольных учреждений (Приложение 2, диаграмма 1). Кроме того, актуальность предложенной технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей

Познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;

Речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)

Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;

Физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

Социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Он позволил мне, как педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр. Формирует познавательную активность детей моей группы, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества. А так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Анализ работы, позволил выявить противоречия, в частности противоречия между:

Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивно-модельной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка, развитию конструктивного мышления и отсутствием в ДОУ образовательных конструкторов, способствующей организации целенаправленной систематической образовательной деятельности.

Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивно-модельной деятельности на развитие личности дошкольников;

Необходимостью создания в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей детей и творческого потенциала, в том числе способствующей формированию конструктивного мышления у дошкольников и недостаточным оснащением детского сада образовательными конструкторами нового поколения.

Преимущества ТИКО-конструктора перед другими конструктора:

«ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Он предназначен для сборки и моделирования абсолютно любых плоских и объемных конструкций: машин, кораблей, космической и подводной техники, старинных замков и современных домов, мебели, предметов домашнего обихода.

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия, но и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Недостаток - те же шарниры трудны для сборки детям младшего дошкольного возраста (хотя и указан на упаковке производителем возраст с 3-х лет).

Педагогические и психологические аспекты использования ТИКО моделирования (Приложение 1): замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, великолепный материал для конструктивно- творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Ребенок включается в игру с конструктором всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации, что в последствии отражается в будущем на обучении в школе. Активируются мыслительные резервы. В игре с конструктором участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе благоприятного эффекта.

Вывод. (Прил.2.Диаграмма 1) Реализация мероприятий, предусмотренных по ТИКО - моделированию, позволило мне сделать следующие выводы: игры-исследования с образовательным конструктором ТИКО стимулирует интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

По окончании дети моей группы знают: основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); понятия «один» - «много»; числа от 1 до 10.По окончании дети моей группы умеют: сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству; ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый; считать и сравнивать числа от 1 до 5; ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед; конструировать плоские и объёмные фигуры по образцу, по собственному техническому восприятию мира.

Заключение. В заключении хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения.

Список литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.

3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

4. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

5. Коллектив авторов: Карпова Н.М., Логинова И.В., Николаева Т.Н., Кириллова М.Н.,.Андреева С.А,Тармышова В.С., Горцева С.В., Петрова С.Г.;2012г – 68с.ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42

6. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Приложение 2

Диаграмма 1

Диагностика детей в начале и в середине учебного года

<Object: word/embeddings/Microsoft_Excel_Worksheet1.xlsx>

Диагностика уровня развития техническо-творческих способностей, креативности дошкольников, примененная в группе «Фантазеры»:

Диагностика мелкой моторики и пальцев рук.

Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?"

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку.

Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для пяти-семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.

Тест "Силуэты"

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке.

Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами.

Время выполнения задания - 15 мин.

Показатели для ребенка: называет 15 предметов - высокий уровень;

10-12 предметов - средний; 5-6 предметов – низкий.

Тест "Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин.

Показатели для ребенка: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предметов - средний; 5 предметов – низкий.

Опросник Джонсона, в модификации Е. Туник

Цель: изучение развития технического, творческого мышления (креативности) детей дошкольного.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде.

Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8

Опросник:

Творческая личность способна:

Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов

Дата _____________Д/сад___________ Группа___________ Возраст______________Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________ (заполняющий анкету)

В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:

– никогда,

– редко,

– иногда,

– часто,

– постоянно.

Ф.И.О.

Характеристики креативности

1

2

3

4

5

6

7

8

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области