Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение
«Муринский ДСКВ №1» Всеволожского района Ленинградской области
Индивидуальный творческий план самообразования
Тема: «Конструирование из бумаги».
Воспитатель: Бойко К.С.
п. Мурино-2018г.
Актуальность
Формирование развитой, многогранной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника из подготовительной группы разнообразными увлекательными формами художественной деятельности. Благодаря конструированию из бумаги ребёнок откроет для себя волшебный мир разнообразия цвета и формы, познакомится с основными геометрическими фигурами, освоит первичные навыки моделирования, приобретёт начальные представления о правилах комбинаторики, разовьёт ручную умелость, а также внимание и наблюдательность.
Конструирование — в переводе с латинского означает создание модели, творческое выстраивание определённой гармоничной и целостной системы взаимоотношений между различными элементами, деталями или предметами. Такой вид творческого моделирования как конструирование из бумаги оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу, что актуализирует значимость ручного труда.
Ребёнок исследует возможности применения бумаги. Сминая, разгибая, разрезая, разрывая её на части, он затем объединяет их и получает новую форму. В процессе работы формируются навыки культуры трудовой деятельности, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы, стремление и настойчивость достичь качественных результатов. дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус.
Занятия бумагопластикой:
- расширяют познание окружающего мира, знакомя со свойствами бумаги;
- развивают мелкую моторику рук;
- являются хорошей подготовкой для развития чувства пластики, создания объёмных поделок;
- воспитывают усидчивость, аккуратность;
- дисциплинируют,
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- развивают творческие способности, позволяют ребёнку творить.
Моей целью является создание педагогических условий для развития художественного творчества у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов работы с бумагой. Развитие мелкой моторики рук средствами непринуждённого приобщения детей к миру прекрасного.
Важной образовательной ценностью конструирования из бумаги является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Конструирования из бумаги дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.
Цель: Изучение методов и приёмов конструирования из бумаги. Проведение исследовательской работы по конструированию связанных с поисковой, творческой и экспериментальной деятельностью, создание художественного образа.
Задачи:
Образовательные:
-обучать конкретным приёмам художественного творчества;
-знакомить с различными техниками работы с бумагой;
- обучать детей различным приемам преобразования бумаги.
Развивающие:
-формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
- приобщать к миру технического и художественного изобретательства
- совершенствовать работу рук в работе с бумагой
-развивать образное мышление;
-развивать мотивацию к конструированию из бумаги;
- развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Социально-коммуникативное развитие - приобщение детей к ценностям народной культуры и традициям.
Познавательное развитие – приобретение сопутствующих знаний о различных видах бумаги, развитие пространственных ориентировок, внимание
Речевое развитие - развивать у детей способности выражать свои ощущения и эмоции в речи.
Художественно-эстетическое развитие - формирование способности к восприятию, созданию выразительного образа.
Физическое развитие – нормы здорового образа жизни.
Формы и методы работы
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры.
Методы, используемые на занятиях по конструированию из бумаги:
•словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка
•наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
•практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей
•объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Приемы проведения:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение;
создание игровой ситуации;
показ воспитателя;
использование движения руки;
сравнение двух техник;
проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения воспитанников данной теме:
Воспитанники будут знать:
- познакомятся с искусством оригами;
- основные виды сгибов бумаги, их названия и обозначения на схемах;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами
Воспитанники будут уметь:
–создавать изделия оригами;
- создавать изделия из бумаги по замыслу;
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– научатся следовать устным инструкциям;
– создавать объемные и плоскостные композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
- овладеют навыками культуры труда;
У воспитанников будут развиваться:
–внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкая моторика пальцев рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазия.
– улучшат свои коммуникативные способности
- усидчивость, стремление к достижению поставленной цели,
Используемая литература:
1.Хелен Уолтер. Популярный квилинг. Цветы. Птицы. Животные. СПБ.2007.
2.А.Быстрицкая. Бумажная филигрань.М. «Эксмо»,2008.
3.Д.Чиотти.Оригинальные поделки из бумаги.СПБ, 2006.
4.Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет.М.: Сфера,2016. - 128 c.
5.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 168 c.
6.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера,2015.- 240 c.
7.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М.,2009.272 с.
8.Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. №17, 18 (233).
9.Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004.№ 10.
10.Пойда О. Детское творчество. Для детей 4-5 лет.М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 813 c.
11.Сивцева И.А. Конспекты уроков по художественному конструированию. 1 класс. М.: Владис,2006- 112 c.
12.Удовиченко Н.Л. Конструирование из бумаги. Игрушки-подарки. Для детей 3-5 лет.М.: Сфера, Кругозор, 2013. - 718 c.
13.Уотт Ф. Академия детского творчества М.: Робинс, 2013. - 128 c.
14.И.В. Рябкова, О.А.Дюрлюкова.Оригами.Волглград.2015.-96с.