Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ
(2 класс)
Тип урока | Повторение пройденного |
Педагогические цели | Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов; развитие умения подбирать проверочные слова и писать слова с парными согласными на конце; воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, потребности в здоровом образе жизни |
Задачи урока | Обучающая: научить видеть орфограмму в словах с парными согласными в конце слов, подбирать проверочные слова, графически обозначать изучаемую орфограмму. Развивающая: выполнить упражнения с целью развития умения слышать звучащее слово. Воспитательная: использовать изобразительно-выразительные средства языка для формирования чувства прекрасного |
Оборудование | Тесты; картинки с изображением берез |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент | – Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! – Дети, все ль у вас в порядке? – Хочу пожелать я всем детям удачи! | Учащиеся показывают и отвечают: – Книжки, ручки и тетрадки! – Вместе решим мы любую задачу! | Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место и работу. Личностные: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе |
II. Актуализация опорных знаний | – Откройте тетради, запишите число и название работы. – Прочитайте слова. На доске написаны слова: Сказ, рассказ, пересказ – Составьте предложения с этими словами. – Что общего у этих слов? – Какая орфограмма объединяет все эти слова? – Запишите в тетрадь эти слова, подчеркнув парные согласные на конце | Учащиеся пишут дату и предложение «Классная работа». – Мы читали сказ о богатыре русском. Маша составила рассказ о своей семье. Нам задали пересказ текста о морях и океанах. – Эти слова однокоренные. – Есть парная согласная на конце. Запись в тетрадях: Сказ, рассказ, пересказ | Регулятивные: умеют работать по предложенном плану, используя необходимые средства. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения |
III. Постановка учебной задачи | – Какие знания нам понадобятся на сегодняшнем уроке? Вам подскажут те слова, с которыми мы начали работу. – Какие упражнения должны выполнять, чтобы правильно писать парные согласные на конце слов? | – Правописание парных согласных на конце слов. – Подбирать однокоренные слова. Подбирать проверочные слова | Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного; работают по плану; сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Повторение изученного | – Отгадайте загадку: Стоит Алена – платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан | – Береза | Познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге |
Словарная работа | На доске расположены картинки с изображением берез. – Знаете, откуда взялось это название? Вы можете узнать это, прочитав, что написано на обратной стороне картинки. – Как выглядит береза? – Несмотря на то что она такая тонкая, нежная, даже беззащитная, она приносит большую пользу людям. Какую? – А еще в медицине используют березовые почки для нормализации кровяного давления. – Как люди должны беречь березу? | – Много веков назад существовало у древних славян слово бер. Означало оно светлый, ясный, белый, блестящий. Именно от него и появились слова береза, береста. – Тонкий белый ствол, склоненные ветки, круглые листочки с острым кончиком. Раньше других деревьев изменяет осенью окраску листьев. – Из нее собирают полезный сок. Ветки используют как веники в бане. – Не рубить, не ломать, сажать новые деревца на месте старых деревьев | Познавательные: используют сравнения для установления общих и специфических свойств объектов; высказывают суждения по результатам сравнения; делают выводы на основе обобщения знаний; определяют последовательность действий для решения предметной задачи |
Запись однокоренных слов | – Посмотрите, как пишется слово на с. 143 учебника. Запишите слово береза, подчеркните «опасные» места. | Записывают в тетради: Береза. | Регулятивные: планируют свои дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Подберите и запишите однокоренные слова | Записывают в тетради: Береза, березка, березонька, березовая, подберезовик | Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради | |
Звуко-буквенный анализ | – Выполним звуко-буквенный анализ слова береза | Записывают в тетради: Бе׀ре׀за, [б,ир,оза] – три слога, шесть букв, шесть звуков | Регулятивные: сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки. Познавательные: выделяют необходимую информацию |
Запись под диктовку с комментированием | – О березе написано много стихов. Какие вы знаете? Расскажите. – Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина. – Запишем под диктовку строчку из стихотворения С. Есенина | Называют, рассказывают. Читают отрывок, написанный на карточке с изображением березы. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. Пишут с комментированием: Улыбнулись сонные березки | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований |
Физкультминутка | – Ребята, в какие игры вы играете зимой? – А сейчас мы будем «одевать» снеговика: девочки произносят добрые, ласковые слова, называющие то, что есть у снеговика (показывают на себе), но с парными согласными. | Называют игры. – Глазки, губки, зубки, бровки, ушки, ножки, ручки. | Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; обосновывают высказанное суждение. Личностные: проявляют интерес к способам решения новой частной задачи; положительно относятся к учению |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– А теперь мальчики назовут, что они наденут на нашего друга, чтобы он не замерз, тоже с парными согласными | – Шубка, сапожки, варежки, шапка | ||
V. Закрепление пройденного материала. Задания по группам | – Давайте вспомним основное правило, которое помогает безошибочно писать слова с данной орфограммой. – Выполним упр. 246, с. 142 по группам (задания учащиеся выбирают самостоятельно), выделяя изучаемую орфограмму: 1) списать текст, рядом со словами с изучаемой орфограммой писать проверочные слова; 2) выписать слова с изучаемой орфограммой и подобрать проверочные слова; | – Слова с парным согласным звуком надо проверять. Для этого надо подобрать проверочное слово, в котором после согласного стоит гласный. Записывают в тетради: 1) Как на горке (снега) снег, снег… А под снегом спит (медведи) медведь. Опустил волк хвост в (проруби) прорубь и ждет. Белый (голуби) голубь сел на (карнизы) карниз. (Без друга) Друг не бросит в беде. Кто из зверей любит (из меда) мед? А (из моркови) морковь? 2) Снег – снега; медведь – медведи; прорубь – в проруби; голубь – голуби; карниз – на карнизе; друг – без друга; мед – из меда; морковь – у моркови. | Регулятивные: определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные: сравнивают и группируют предметы, их образы по заданным основаниям; находят необходимую информацию в учебнике |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
3) выписать слова с изучаемой орфограммой, подобрать проверочные слова, составить и записать два предложения с любыми из этих слов | 3) Снег – снега; медведь – медведи; прорубь – в проруби; голубь – голуби; карниз – на карнизе; друг – без друга; мед – из меда; морковь – у моркови. Любит медведь полакомиться медом. Морковь – лучшее угощение для зайчат | ||
Коллективная проверка | – Прочитайте слова с изученной орфограммой, проверочные слова, составленные предложения. – Надо ли выписывать слова спит, ждет, бросит, любит? Почему? | Читают. – Нет, так как это окончания слов-действий | Регулятивные: оценивают выполненные действия. Коммуникативные: оформляют свою речь в письменной форме |
Диктант с подготовкой | – Выполняем упр. 248 на с. 143 по заданию | Находят в словах изучаемую орфограмму, объясняют написание слов. Пишут текст под диктовку. Подчеркивают все знакомые орфограммы. Проводят взаимопроверку по учебнику | Регулятивные: планируют свои дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения |
VI. Итог урока | – Мы заканчиваем нашу работу. Вспомним: а выполнили мы задачу, которую поставили в начале урока? | – Да, мы повторяли правописание парных согласных на конце слов. Подбирали однокоренные слова. Подбирали проверочные слова. | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию), пробуют предлагать способ его проверки. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Предлагаю выполнить задания теста: 1. Обведи парные согласные: б, р, с, х, д. 2. Обведи проверочное слово к слову «дуб»: дубок, дубки, дубовый. 3. Поставь, где нужно, букву «т»: тор.., са.., кана.. | 1. Б, с, д. 2. Дубок, дубовый. 3. Торт, канат | Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение. Личностные: обнаруживают настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | |
Домашнее задание | Задания по выбору: 1) составить небольшой рассказ о зиме со словами с изучаемой орфограммой; 2) составить загадку про березку со словами на изучаемую орфограмму; 3) упр. 247, с. 142 | Записывают задание. Формулируют вопросы | |
VII. Рефлексия деятельности | – Кому из вас понравился урок? – Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините их и скажите друг другу «спасибо» | Отвечают на вопросы. – Мне было трудно… – Я сомневался… – Мне понравилось… – Я доволен… | Регулятивные: обращаются к способу действия; оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |