Выступление «Системы контроля и оценивания достижений младших школьников в процессе обучения»
Учитель МАОУ СОШ №10 г.Кушва Камайкина Н.А.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников.
Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.
В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: отметка, балльная система, взаимопроверка, самооценка.
Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.
Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать своё мнение.
Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?
Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.
Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
Приемы взаимоконтроля
Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.
выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.
В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.
Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).
Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.
Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то теме (например, выделение грамматической основы в предложении). На одной стороне карточки ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается то же предложение, но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки проверяются учителем. Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны.
Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.
Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик, не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.
Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, я готовлю учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.
Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
На своих уроках применяю следующие виды самооценки:
Виды самооценки:
Ретроспективная – самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Рефлексивная – основой данной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.
Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с заданием?»
Применяю разные приёмы самооценивания
Говорящие рисунки и.т.д
«Оценочные суждения»
Использую памятки критерия оценивания. (Приложение)
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить)
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле учащегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Таким образом, самооценка и взаимооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
Можно сделать следующие выводы:
-происходит реальное развитие оценочных умений;
-снижается уровень общей и учебной тревожности;
- осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения;
- система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Приложение
Памятки для учащихся
Критерии оценивания почерка
Отлично-хорошо | Удовлетворительно- плохо |
.-Написано аккуратно: без помарок и исправлений -Все буквы соответствуют правилам каллиграфии. -Буквы не выходят за границы рабочей строки - Соблюдён наклон | -Нарушен наклон письма -Буквы прыгают на строке -Нарушены пропорции букв (буквы разного размера) -Расстояние между элементами букв не соответствует требованиям -Есть помарки и исправления, работа неаккуратная. |
Критерии оценивания словарной работы
На «Отлично»- работа выполнена без ошибок и исправлений , написана аккуратно. На «хорошо»- 1-2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто Или в работе 1-2 исправления На «3»- ставится если допущено 3 ошибки , работа написана небрежно «Плохо» -если больше 3 ошибок ученику надо выучить и запомнить написание словарных слов.
Самооценка или оценка товарища
«Олично» Работал успешно, старался активно работать на уроке я не испытывал трудностей при выполнении заданий , мне все задания были понятны Я могу похвалить себя( его) за |
«Хорошо» Справился с большей частью работы Я усвоил правила ,но был не внимателен (или поторопился) Умею применять свои знания на практике, но сделал несколько ошибок Мне надо ещё поработать над… |
«Удовлетворительно» Усвоил не весь изученный материал, В работе правильно выполнил больше половины заданий; но сделал 3 -4 ошибки |
Оценивание работы в паре.
Работали дружно ,слушали друг друга Старались высказывать свою точку зрения, не спорили. Работали дружно, спорили, но не ссорились; Все работали одинаково. Приходили к правильному решению согласованно Я принимал участие в обсуждении. |
Трудно было договориться Пробовал выполнить задание, но не смог обосновать как Кто-то работал больше, кто-то меньше. Работал кто-то один. Работать в паре труднее, чем одному Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. |
"5" - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, осознанно усвоил определения, правила и умеет самостоятельно применять знания при выполнении работы;
"4" - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений ,но выполнил 1- 2 ошибки
"3" - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил половину заданий