Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Системы контроля и оценивания достижений младших школьников в процессе обучения»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Выступление «Системы контроля и оценивания достижений младших школьников в процессе обучения»

Учитель МАОУ СОШ №10 г.Кушва Камайкина Н.А.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников.

Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.

В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: отметка, балльная система, взаимопроверка, самооценка.

Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать своё мнение.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Приемы взаимоконтроля

Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 

Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.

Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).

Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.

Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то теме (например, выделение грамматической основы в предложении). На одной стороне карточки ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается то же предложение, но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки проверяются учителем. Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны.

Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.

Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик, не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, я готовлю учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа. 

Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

На своих уроках применяю следующие виды самооценки:

Виды самооценки:

Ретроспективная – самооценка ученика предшествует оценке учителя.

Рефлексивная – основой данной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.

Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с заданием?»

Применяю разные приёмы самооценивания

Говорящие рисунки и.т.д

«Оценочные суждения»

Использую памятки критерия оценивания. (Приложение)

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить)

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле учащегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Таким образом, самооценка и взаимооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Можно сделать следующие выводы:

-происходит реальное развитие оценочных умений;

-снижается уровень общей и учебной тревожности;

- осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения;

- система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Приложение

Памятки для учащихся

Критерии оценивания почерка

Отлично-хорошо

Удовлетворительно- плохо

.-Написано аккуратно: без помарок и исправлений

-Все буквы соответствуют правилам каллиграфии.

-Буквы не выходят за границы рабочей строки

- Соблюдён наклон

-Нарушен наклон письма

-Буквы прыгают на строке

-Нарушены пропорции букв (буквы разного размера)

-Расстояние между элементами букв не соответствует требованиям

-Есть помарки и исправления, работа неаккуратная.

Критерии оценивания словарной работы

На «Отлично»- работа выполнена без ошибок и исправлений , написана аккуратно. На «хорошо»- 1-2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто Или в работе 1-2 исправления На «3»- ставится если допущено 3 ошибки , работа написана небрежно «Плохо» -если больше 3 ошибок ученику надо выучить и запомнить написание словарных слов.

Самооценка или оценка товарища

«Олично» Работал успешно, старался активно работать на уроке

я не испытывал трудностей при выполнении заданий

, мне все задания были понятны

Я могу похвалить себя( его) за

«Хорошо»

Справился с большей частью работы

Я усвоил правила ,но был не внимателен (или поторопился)

Умею применять свои знания на практике, но сделал несколько ошибок

Мне надо ещё поработать над…

«Удовлетворительно»

Усвоил не весь изученный материал,

В работе правильно выполнил больше половины заданий; но сделал 3 -4 ошибки

Оценивание работы в паре.

Работали дружно ,слушали друг друга

Старались высказывать свою точку зрения, не спорили.

Работали дружно, спорили, но не ссорились;

Все работали одинаково.

Приходили к правильному решению согласованно

Я принимал участие в обсуждении.

Трудно было договориться

Пробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

Кто-то работал больше, кто-то меньше.

Работал кто-то один.

Работать в паре труднее, чем одному

Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

"5" - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, осознанно усвоил определения, правила и умеет самостоятельно применять знания при выполнении работы;

"4" - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений ,но выполнил 1- 2 ошибки

"3" - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил половину заданий

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области