Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Забавы милой старины

расширение представления об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества усвоение нравственных культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта воспитание в детях доброты, уважения к окружающим развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений развитие эстетического вкуса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РОЖДЕСТВО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Вступительное слово педагога-библиотекаря

В православной русской традиции, в противоположность католической, Пасха важнее Рождества. И религиозное переживание праздника Cветлого Воскресения острее. Но и русская зима давно утвердила себя в качестве классического рождественского фона. Елки, сверкающие огнями и украшениями. Снежинки пушистого снега, огромные сугробы, трескучие морозы – все это завораживает! И каждый из нас начинает верить в чудо и ожидает подарков. Люди отдыхают и веселятся. Все мы с вами хорошо знаем веселый праздник: «Новый год»

А знаете ли вы, кто придумал этот светский праздник сказку?

______________________________

Кто придумал праздник-сказку «светского» Нового года — доподлинно известно.

Владимир Григорьевич Сутеев – детский писатель , сценарист, мультипликатор, художник иллюстратор

Лев Абрамович Кассиль — русский советских писатель сценарист

Сергей Владимирович Михалков – поэт, драматург, автор государственного гимна России,

Басни и стихи его

Знают все до одного

Не прочтешь нигде такого

Только в книжках Михалкого

Все они сценаристы первых ёлок в Колонном зале. Это случилось сравнительно недавно, в середине тридцатых годов ХХ века.

Педагог-библиотекарь: Рождественская литературная традиция таинственнее. Молитвы, колядки, затем — беглые эпизоды в одической поэзии XVIII века и, наконец, XIX век, каноническая классика.

Первое, что отчетливо вспоминается — это, пожалуй, гоголевская «Ночь перед Рождеством».

Мультфильм «Ночь перед Рождеством»

История с чертями и запорожцами. Рождество по-малороссийски. Кузнеца Вакулу можно встретить на новогодних открытках, а также в опере и в кино. Там всё завораживает, с самой присказки: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты». До Гоголя никто в русской литературе так смело и весело не перерабатывал фольклорные сюжеты. Он оседлал сказку, как Вакула — чёрта. Рождество для Гоголя — пространство чуда, не только возвышенного, но и приземленного.

Буктрейлер

Педагог-библиотекарь: Михаил Михайлович Бахтин (русский философ и литературовед. Он развил теорию универсальной народной смеховой культуры) писал: «Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным». В послепушкинское время уже ежегодно появляются стихи к Рождеству в газетах и детских сборниках. Лучший образец поэзии такого рода — Афанасий Афанасьевич Фет (1842 год) Ночь тиха.

_________________________________

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

__________________________________

В череде рождественских стихотворений выделяются стихи Владимира Соловьёва, Александра Блока, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Юрия Живаго, Иосифа Бродского

Для Иосифа Бродского это была многолетняя литературная акция, о которой он охотно рассуждал: «У меня была идея в свое время, когда мне было 24–25 лет… на каждое Рождество писать по стихотворению… ». Надо отдать ему должное: идею почти удалось воплотить. Начал Бродский в 1962-м написал знаменитый «Рождественский романс», в котором, правда, евангельской фактуры почти нет. К тому времени он еще и Библии не читал. Но уже через год появилось стихотворение, перенасыщенное библейскими знаками: «Спаситель родился».

Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Иосифа Бродского «Рождество» (1963г)

_______________________________________

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила ярко с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.

И тени становились то короче,

то вдруг длинней. Никто не знал кругом,

что жизни счет начнется с этой ночи.

Педагог-библиотекарь: Существовал в России и жанр рождественского рассказа, святочной сказки. А началось все с перевода новелл Диккенса и Андерсена, которых русский читатель полюбил чрезвычайно. Но и в творчестве русских писателей есть огромное количество произведений посвящённых зимним рождественским праздникам

В литературе Достоевского есть произведения на Рождественскую тему. В1876 году Достоевский пишет рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке», настоящий шедевр святочной литературы. К сожалению, он редко писал рассказы, мыслил романами. Рассказ переиздавали ежегодно. Популярным детским чтением он не стал, да и не мог стать, он предназначен для подготовленных читателей Достоевского. Фёдор Михайлович слагал и стихи, которые в его времена принимали как абсурд. однако, «Божий дар» Достоевского до сих пор остается в школьном чтецком репертуаре.

_______________________________________

Пожалуй, лучшее описание Рождества в ХХ веке — ностальгическое «Детство Никиты» Алексея Толстого. Это утончённая идиллия. Как подробно и влюбленно жизнелюб Толстой описывает подготовку игрушек, счастливый ритуал Рождества, когда дети «стонут от восторга»: «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола».

В зимние праздники многие люди вспоминают свое детство, у Толстого это получилось образцово.

Педагог-библиотекарь: Дорогие ребята. Пока идут Святки, нужно успеть рассказать об одном традиционном обряде — колядовании. Вот вы когда-нибудь колядовать ходили? Мы ходили, это было до такой степени давно, что я даже помню плохо. Точно помню, что весело было, и точно помню, что чуть козу не накалядовали. Но не об этом речь сегодня.

Что такое колядование?

_______________________________

Колядование на Руси — это один из ключевых обрядов одного из четырех больших славянских праздников - Коляды. Но, это не только праздник. Коляда — это имя одного из древнеславянских богов.

•Коляда — солнечный бог. Бог мира, дружбы и пиршеств, повелитель перемен в жизни людей.

•Он пришел в этот мир в 7-ом тысячелетии до нашей эры, чтобы спасти человечество от духовного вырождения.

•Подарил людям первый календарь (календарь — Коляды Дар) и свои мудрые наставления.

Изображали Коляду по-разному:

•иногда в образе младенца (символично — солнце-младенец);

•а иногда в образе взрослого юноши/мужчины, часто с мечом в руке. Клинок этого меча опущен вниз, что символизирует мудрость и ее сохранение. Коляда — мирный бог.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочих благ. Колядовать принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января).

Калядки 4 В класса

______________________________________

Основным атрибутом колядок являлось Ряжение. Что такое Ряжение. Это древний славянский обряд, первые упоминания которых есть в 12 веке. Рядится это значит переодеваться, раскрашивать лица (например, сажей) и любыми способами изменить внешней вид. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

•нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

•очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

•различных существ: (бабу, смерть, покойника);

•а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

К Ряжению готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов, для чего использовали:бересту; кусочки дерюжки; кусочки меха и мочалки и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь. В таких костюмах колядующие ходили, пели по дворам. Для того чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица.

В дом калядующие обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

_____________________________________

Колядки 4 А класс

_____________________________________

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

_____________________________________

Помимо колядования было еще несколько традиционных славянских обрядов.

1. Обход дворов с «солнышком»;

2. «Кормление мороза» (забавный обычай, который по сути своей является откупом). В ходе этого обычая старший в семье выглядывал в окно, звал Мороз и предлагал ему какую-нибудь вкусняшку (чаще всего ложку киселя или кутьи). А потом перечислял злаки, которые в новом году мороз не должен был «побить»;

3.Устраивали прыжки через костер - «Огненные чистилища». Прыгали как по одному, так и парами. Примечателен обычай так называемого «Огненного заклята» - клятвы на огне. Для закрепления этой клятвы нужно было взяться за руки, и перепрыгнуть костер не разжимая рук.

4.Считалось, что на второй день праздника нельзя пировать дома. Поэтому все ходили друг к другу в гости.

И многое другое

____________________________________

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным, то он мог вести себя достаточно раскрепощенно, без стеснения играть сценки, а остальным было всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь.

Святочные гадания — это гадания у славянских народов, связанные с периодом зимних святок (с Рождественского сочельника по Крещение).

В святочных гаданиях присутствовали две основные темы: гадания об урожае и судьбе (своей и всей семьи) в наступающем году.

Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки, так как многие девушки, ожидая замужества, хотели заглянуть в будущее и, хоть с помощью нечистой силы, узнать, кого судьба пошлёт ей в мужья, и какая жизнь ожидает её впереди с этим неведомым мужем.

О гаданиях этого календарного периода писали В. А. Жуковский в балладе «Светлана» и А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

Гадание с петухом

Финальная песня-караоке Царь царей

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области