Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(ГОБУ МО ЦППМС-помощи)
Служба сопровождения г. Мончегорска
Семинар-практикум «Проблемное поведение ребенка»
Разработали:
Прокофьева Т.Н. – социальный педагог
Козорез Е.В. – педагог-психолог
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей, улучшение детско-родительских взаимоотношений в семьях.
Задачи:
Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимопонимания с детьми.
Овладение родителями навыками конструктивного взаимодействия с детьми.
Приобретение родителями нового опыта при взаимодействии с детьми.
Оборудование: плакат с правилами группы, карточки с ситуациями, анкеты с экспресс-диагностикой «Стратегии семейного воспитания» (С. Степанов), мультимедийная установка.
Ход мероприятия.
Приветствие
Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе.
Принятие и обсуждение правил работы в группе
Цель: ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы.
Содержание: ведущий говорит о том, что для наибольшей эффективности занятий должны быть приняты и в дальнейшем выполняться определенные правила работы группы.
Упражнение «Я - хороший родитель».
Цель: способствовать повышению самооценки родителей.
Содержание: каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать o своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику аплодисментами.
Круг чувств.
Групповая дискуссия «Виды проблемного поведения детей»
Цель: выявить виды проблемного поведения детей, установить их причины.
Содержание: ведущий предлагает участникам обозначить проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей:
Истерики, капризы, непослушание
Агрессия
Ложь
Сквернословие
Воровство
Комментарии: когда в семье появляются дети - меняется ее жизнь, привычки и мироощущение. Заботы, которые волновали родителей ранее, отходят на второй план. А на первом месте стоит ребенок и все, что с ним связано. Воспитание собственного чада - сложная задача: нежность, доброта, забота должны сопровождать вашего ребенка на протяжении всей жизни. Вместе с воспитанием ребенка, родители учатся новому и для себя. Но в процессе воспитания детей мы сталкиваемся с различными проблемами и трудностями. Одна из таких трудностей - проблемное поведение детей.
В таблице представлены основные виды проблемного поведения детей, которые наблюдаются взрослыми. Но ведь дети не рождаются капризными, агрессивными, сквернословящими лгунишками, тянущими себе в карман все, что плохо лежит!
Любой вид проблемного поведения - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру.
Рассмотрим причины проблемного поведения детей:
Проблемное поведение | Причины |
Капризы, истерики | Хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Различные виды нарушения воспитания в семье. Внутрисемейная дисгармония. Исследование реакций родителей, игнорирование требований ребенка. |
Агрессия | Заболевание ребенка психологического или физиологического характера. Средство психологической защиты. Ребенок пробует новую модель поведения. Внутрисемейная дисгармония. Различные виды нарушения воспитания в семье. Неумение выражать свои эмоции и чувства. |
Ложь | Внутрисемейная дисгармония: подражание лжи взрослых, стремление привлечь к себе внимание, наличие у ребёнка проблем, требующих решение Страх, попытка избежать наказания. Продление удовольствия. |
Воровство | Болезнь – клептомания. Импульсивность. Способ повышения самооценки, самоутверждение. Внутрисемейная дисгармония: воспитание в асоциальной семье, способ привлечь внимание родителей к себе и своим проблемам, восстановить утраченную связь с родителями |
Нужно просто понять ребенка. Не получается самостоятельно – обратиться к специалисту. Важно, не откладывать на потом, а решать проблему как можно быстрее.
5. Упражнение «Наказание».
Цель: помочь участникам скорректировать свое поведение по отношению к ребенку
Содержание: родителям, с помощью ассоциативных карт, предлагается вспомнить ситуацию из детства, когда они были наказаны своими родителями и сделать вывод о негативных последствиях наказаний.
Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы:
-Что вы чувствовали тогда?
- Каковы были ваши телесные ощущения?
- O чем вы тогда думали?
- Что вам хотелось сделать?
Упражнение «Я слышу. Я говорю»
Цель: познакомить родителей с техникой «Я-высказывания» как эффективным способом выражения своих чувств, особенно негативных.
Содержание: участникам предлагаются карточки с ситуациями. Каждому участнику необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя технику «я-высказывания».
Комментарии: во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.
Иначе говоря, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
«Я-высказывание» - это форма высказывания, в котором человек говорит о своих намерениях и состоянии, о своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять своего собеседника.
Техника «я-высказывания» - эффективный приём в общении, смягчающий эмоциональное напряжение и предупреждающий возникновение конфликтных ситуаций.
При использовании техники «я - высказываний» появляются возможности: заявлять о намерениях, не ущемляя собственных интересов; разряжать напряжение, не доводя до конфликта; быть уверенным и правдивым в сказанных словах; сохранять личностные качества, преграждая путь манипуляциям и давлению; предоставлять партнеру право выбора; учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение для обоих.
Экспресс-диагностика.
Цель: определение стратегии семейного воспитания.
Содержание: участникам предлагается пройти экспресс-диагностику «Стратегии семейного воспитания» (С. Степанов)
Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.
Стиль общения взрослого с ребенком бывает:
Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя)
Либеральный (попустительский, снисходительный: мне все равно, делай что хочешь)
Индифферентный (проблемы ребенку приходится решать самому т.к. проблемы воспитания не являются первостепенными для родителей)
Авторитетный (демократичный: мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься)
«Проблемные», непослушные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы- это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
Заключение.
Исправление проблем в поведении - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.
Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется немало времени, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. В нем отображается все то, что он получает извне. Если детей в семье одаривают любовью, то и они ее излучают на окружающих, возвращают. Если дети получают негативные эмоции и чувства, то это они и проецируют вокруг. Говорите чаще ласковые слова, слова любви ребенку, чаще обнимайте и искренне спрашивайте о его проблемах, о прошедшем дне, его друзьях. Дети должны всегда точно знать: что бы ни случилось в их жизни с ними, семья всегда будет рядом, будет поддержкой, поймет его, примет. Он - единственный и неповторимый!
Рефлексия
Цель: подвести итоги семинара–практикума, рефлексия.
Содержание: участникам предлагается рассказать о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении семинара-практикума. Ответить на вопросы:
- Как чувствовали себя в процессе мероприятия?
- Что запомнилось?
- Что можно взять на заметку и внести в практику общения со своим ребенком?