Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 472 комбинированного вида «Тигрёнок»
630121, город Новосибирск, Ленинский район, ул. Забалуева, 80-А тел./факс 341-08-02, 341-38-01, E-mail: ds |
ПРОЕКТ
«Волшебный колосок»
(для детей старшей группы)
Гапоненко Анастасия Борисовна Воспитатель высшей квалификационной категории |
Новосибирск, 2019
Полное название проекта: Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный колосок».
Организаторы проекта: Шарова Екатерина Валерьевна, Гапоненко Анастасия Борисовна- воспитатели комбинированной группы №4 «Смешарики» МКДОУ д/с № 472
Проект краткосрочный, групповой, тематический.
Длительность проекта: 1 неделя.
Цель: -систематизировать, обобщить и расширить представления детей о многообразии использования пшеничного колоска в жизни человека.
Задачи:
Формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий
Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола
Способствовать развитию детской любознательности.
Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности
Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.
Развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Ожидаемый результат:
Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.
Расширить представление детей о использовании пшеничного колоска в жизни человека.
Вовлечение родителей в педагогический процесс.
Смотри, сынок, растёт пшеница,Вот-вот уже заколосится!По полю побежит комбайнИ соберёт весь урожай...А что готовят из пшенички? -Спросил сынок, взметнув реснички!Куда всё повезёт комбайнИ что такое урожай?А это, сын,- вот это поле,В нём пот и труд крестьянской доли!Чтоб вырастить красу-пшеницу,Немало нужно потрудиться!Вот видишь пышный колосок?В нём зёрен множество живёт!Оно созреет через край,Всё соберут, - вот урожай!..Потом пшеничку, наконецВ муку всю смелют, и хлебецДушистый, с корочкой хрустящейСъедим с тобой, сынок, - вот счастье!
Азалия Жуланова Ханина
Актуальность проекта.
Известно, что именно в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек - часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир. В связи с этим особенно важно воспитывать у детей любовь к Родине, её традициям и обычаям, уважение к людям труда, любовь к природе родного края. К сожалению, иногда приходится наблюдать то, как равнодушно, а порой и пренебрежительно дети относятся к хлебу. Они встречаются с ним ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Но нельзя забывать, что воспитание уважительного отношения к хлебу насущному – это одна из ступеней духовно-нравственного становления наших детей. Для формирования у воспитанников бережного отношения к хлебу и уважения к создавшим его людям, был разработан и реализован педагогический проект «Волшебный колосок». Вместе с детьми мы проследили весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
I-Этап «Выбор темы»
Однажды на музыкальном занятии музыкальный руководитель Ольга Александровна представила детям видео презентацию с русскими песнями, которые помогали выполнять различные трудовые действия. На экране появилось пшеничное поле, и был задан вопрос, что на этом поле растёт и что держит в руках женщина. Ребята не смогли ответить на вопрос. Когда они услышали, что это хлеб, были очень удивлены.
Поэтому возникла необходимость реализовать проект «Волшебный колосок» и познакомить детей с приключениями и превращениями пшеничного колоска, а также с теми профессиями, которые помогают хлебу попасть на наши с вами столы.
Далее использовали метод трёх вопросов, ответы записали в таблицу.
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как можно найти ответы на наши вопросы? |
«Колосок-это растение» Дамир К. | Где растёт колосок? | Расскажет воспитатель |
«Колосок-это хлеб» Женя Ф. | Как колосок превращается в хлеб? | Спросить у родителей |
« Колосок-это пшеница» Ксюша Л. | Что такое пшеница? | Прочитать в энциклопедии |
«Колосок-это что?» Серёжа П. | Кто помогает колоску в его превращениях? | Посмотреть в Интернете |
«Колосок-это косичка» Ева А. | А где ещё можно использовать колосок? | Спросить у Ольги Александровны (музыкального руководителя) |
Изучив интересы детей, мы определили блоки педагогической работы и составили «системную паутинку».
II-Этап «Сбор сведений»
Проект предполагает познавательно-исследовательскую деятельность, поэтому для детей были подготовлены следующие мероприятия для обогащения знаний6
Подбор иллюстраций по теме:
Организация и проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр:
Рассматривание колосков пшеницы, составление композиций.
Рассматривание изделий из соломы.
Конструирование из бумаги способом оригами «Колосок»
Лепка из солёного теста «Вкусная выпечка»
Рисование «Золотистый колосок»
В ходе проекта использовали технологии ОТСМ ТРИЗ, такие как «Синквейн» и мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления рассказов.
Активное участие родителей в пополнении РППС группы.
Составление книги семейных рецептов домашней выпечки.
Участие в конкурсе тематических газет внутри ДОУ
IV-Этап «Выбор проектов»
V-Этап «Реализация проектов»
Познавательное развитие:
Просмотр презентации «Как растет пшеница»
Просмотр презентации «Труд комбайнера»
Рассматривание наглядно-дидактического пособия "Откуда что берется. Хлеб".
Рассматривание наглядно-дидактического пособия "Как наши предки выращивали хлеб"
Беседа «Как выглядит пшеница?»
Речевая игра «Отгадай, что это?»
Беседа «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
Разучивание считалок о поле и колосках
Рассматривание колосков пшеницы и ржи
Речевое развитие:
Чтение Т. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке»
Чтение Я. Тайц «Все здесь», Крупин «Отцовское поле».
Чтение сказки «Пшеничные лекарства»
Разучивание пословиц и поговорок о поле и колосках
Речевая игра «Придумай слово»
Разучивание считалок о поле и колосках
Чтение сказки «Как на земле появилась пшеница»
Пальчиковая игра «Колоски»
Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование из бумаги способом оригами «Колосок»
Лепка из солёного теста «Вкусная выпечка»
Рисование «Золотистый колосок»
Слушание: «Песенка про колосок», «Расти, колосок»
Просмотр м/ф «Колосок»
Рассматривание картин знаменитых художников с изображением хлебного поля
Раскрашивание изображений колосков цветными карандашами.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактическая игра «Назови профессию»
Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба
Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом
Дидактическая игра «Собери колосок»
Физическое развитие:
Комплекс утренней гимнастики «Как рождается хлеб»
Подвижные игры:
«Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»,
«Кто быстрее соберет колосья?»,
«Дружные зерна»,
«Покажи колосок»,
«Найди и промолчи»
Физминутки «Колоски»
VI-Этап «Презентация проекта»
Заключительным этапом нашего проекта стало проведение мастер-класса «Соломенная кукла». Мама Вани подготовила для детей интересное сообщение и презентацию о применение колосков пшеницы в различных целях: одежда, обувь, аксессуары, интерьер, и, конечно, игрушки. В нашей стране очень бережно относятся к пшенице и после молота солому не выбрасывали, а использовали, как постель, плели коврики, делали детям игрушки. Ещё ребята узнали, что соломенная кукла являлась оберегом от болезней, её делали, когда наступала болезнь и сжигали, когда человек выздоравливал. Дети своим куклам придумали имена и загадали, что будет оберегать оберег, сделанный своими руками.
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
Как вырастить хлеб.
Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентации о том как выращивают хлеб.
Узнали, сколько интересного можно сделать, используя колоски пшеницы и пшеничную солому.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Список литературы:
1.Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. ; Просвещение, 1992
2.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001
3.Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » Часть1 СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
4.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СП б. : Детство – Пресс, 2004
5.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
6.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
7.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
8.Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
9.Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. ; Просвещение, 1992