КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
«Один день в русском селе» в подготовительной группе
МБДОУ « Детский сад № 245» г. Барнаул
Музыкальный руководитель Шевченко Надежда Петровна
Воспитатель Какоткина Елена Геннадьевна
Цель: развивать познавательный интерес детей на основе русского фольклора
Программные задачи:
- Формировать первичные представления о прошлом
нашего народа, его обычаях, традициях, культуре.
- Способствовать стремлению к получению знаний о труде крестьян, его отношению к труду, отдыху, семье, окружающей природе.
- Развивать интерес к народной музыке, выражать свое отношение
исполнительской деятельностью (движениями, пением, худ. словом)
- Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к людям труда.
Материал: видео «Восход солнца», «Утро в деревне», веретено
Ход занятия:
Дети подготовительной группы входят в зал под музыку Мусоргского
« Рассвет на Москве-реке», останавливаются по всему залу.
Муз.рук.: Ребята ,давайте поприветствуем друг друга песней.
Дети исполняют песню Дубровина « Добрый день»
Муз.рук.: Ответьте, пожалуйста, с чего начинается каждый день?(с утра, с зарядки, с маминой улыбки).Правильно, представьте себе первый лучик солнца, оживает природа и наступает утро.
(девочки исполняют танец «Утро» на музыку Ю.Антонова)
Муз.рук.: Подберите слова, которые раскрыли бы ваше настроение, вызванное этой музыкой и танцем (радость, тепло, пробуждение). Предлагаю вам провести всем вместе один день в русском селе (видео ряд «русская деревня»). Как называются жители села или деревни? (сельчанин, крестьянин, колхозник).
Воспитатель: Рано утром начинается трудовой день крестьянина. Еще и роса
не высохла и солнце только-только поднимается из-за горизонта, а крестьянину пора браться за работу. Какая же работа ждет крестьянина в поле? (косит, полет, сеет, пашет) – показать видео на тему
(предложить послушать песню « Пошли девки на работу»)
Муз.Рук.: Что можно сказать о характере песни?(бойкая, живая, озорная)
Правильно! Когда человек трудится на себя , то и работа ему в радость.
Трудятся в селе много и подолгу, но вот наступает полдень. Обычно в это время бывает самая жара, наступает час обеда. Как вы думаете какая музыка может звучать? (спокойная, певучая, частушка)
Муз.рук.: Русский человек всегда гордился землей, на которой жил, родной природой-это отражал в песнях. Давайте споем все вместе.
Дети исполняют песню « Как пойду я на быструю речку».
Воспитатель: В то время, пока крестьянин работал в поле, женщины и девушки выполняли работу по дому.(стирали, вышивали, стряпали и другую). Семьи у крестьян были большие (показ слайдов на тему)
« А в семье Гусляевых родни, как в лесу грибочков.
все по лавочкам сидят-сыновья да дочки»
Послушайте и узнайте по ритму песню (выстукиваю ложками ритм)
Дети узнают и исполняют песню « Блины» р.н.п.
Муз.рук.: Посмотрите предмет(показываю веретено)-это веретено, оно помогает прясть пряжу для рукавиц ,варежек. Женщину, которая пряла, называли пряхой. Прядет она и припевает: «Крутись, крутись веретенце, ниточка поет, разговор со мной ведет».
( дети исполняют хоровод « Позолоченная прялица» р.н.п.)
Воспитатель: Спасибо Хозяюшке за работу, но мы снова вернемся в поле.
После небольшого перерыва снова закипит работа, а потом через поле и
лесок возвращаются крестьяне домой. Настроение хорошее, люди поют
песни. Вот крестьянин и дома, но и тут работы полно: дать корм скотине,
корову подоить-кормилицу всей семьи.
Муз.Рук.: Солнце садится, наступает время вечерок, где можно поиграть, по-шутить, частушки спеть.(частушки по выбору педагога)
( Предлагаю детям исполнить танец « Течет ручей» исп. « Золотое Кольцо»)
Дети играют в любимые народные игры « Золотые ворота», « Плетень»
Воспитатель: Вот и прошел один день в русском селе. Пора и по домам!
Наше занятие тоже заканчивается, мне хочется сказать вам, что еще сохранились традиции, обычаи, говор русских людей, особенно в северных деревнях России. Во многих селениях восстанавливают храмы, и далеко-далеко над селом разносятся чудные колокольные мелодии. О чем они? Конечно же, о Родине. Спасибо всем детям, кто был старателен и активен.
Муз. рук.: Ребята, свое настроение вы можете отметить на стенде
(дети отмечают настроение от муз. занятия)
Все по –разному отметили свое настроение, значит у вас есть чувства, а значит мы живем и любим!
(дети прощаются, выходят из зала)