Проект «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»
Название проекта: «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»
Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители.
Вид проекта: краткосрочный
Предполагаемые продукты проекта:
- выставка книг «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»
- выставка детских рисунков по сказкам В. Сутеева
- книжки-малышки по произведениям В. Сутеева (совместное творчество родителей и детей)
- разрезные картинки по сказкам В. Сутеева
Актуальность
Первое, на что маленький дошкольник обращает внимание при знакомстве с книгой, - это картинки. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Они учат восприятию образа, цвета, пропорции, формирует у детей эстетический вкус, ассоциативное мышление.
Приобщение детей к чтению необходимо. Книга помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Недостаточное внимание родителей и детей к книге также послужило причиной начала работы над проектом.
Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
Цель проекта: формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности через знакомство с творчеством В. Сутеева
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.
2. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.
3. Формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, название произведения, определять жанр и тему).
Развивающие:
1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
2. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания произведений В. Сутеева.
Интеграция с другими направлениями
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта
I. Этап: подготовительный
Цель. Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева:
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями, консультация для родителей «Познакомьтесь: В. Сутеев!»;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- составление перспективного плана работы;
- анкетирование родителей «Ребёнок и книга»
II. Этап: основной
Цель. Формирование интереса дошкольников к обобщённому образу художника – иллюстратора (через знакомство с творчеством В. Сутеева); воспитание активного отношения к творческой деятельности художника – иллюстратора; желание узнавать новое.
ООД:
1. Беседа: «Детский художник-писатель Владимир Сутеев».
2. Чтение сказки В. Сутеева «Под Грибом».
3. Пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка».
4. Рисование по сказке «Котенок Гав» и «Под грибом».
5. Лепка барельефная «Петушок».
ВНЕ ОД:
1. Чтение сказок: «Про бегемота, который боялся прививок», «Дядя Миша», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Три котенка», «Петух и Краски», «Кораблик» и др.
2. Инсценирование сказки В. Сутеева «Под Грибом».
3. Раскраска по сказке «Котенок Гав» и «Под грибом».
ИГРЫ:
1. Словесная игра «Назови героев сказки ласково»:Муравей – …? (муравьишка).Воробей – …? (воробьишка).Мышь – …? (мышка).Заяц – …? (зайчик, зайчишка).Лиса – …? (лисичка, лисонька).Называем слова, противоположные по значению (антонимы):Маленький – …? (большой).Мокрый – …? (сухой).Спрятаться – …? (выглянуть).Тесно – …? (свободно).
2. Викторина «Из какой сказки отрывок?»
3. Загадки по сказкам В. Сутеева
4. Пальчиковая гимнастика «Под грибком».
III. Этап: заключительный.
Цель: Обобщение знаний детей о В. Сутееве, формирование устойчивого познавательного интереса к книге:
- выставка рисунков по произведениям В. Сутеева;
- книжки-малышки (совместное творчество родителей и детей);
- разрезные картинки по сказкам В. Сутеева;
- выставка книг «Мир сказок Владимира Сутеева»
Результат проекта:
Дети знают произведения писателя Сутеева, умеют анализировать явление, событие, поступки героев, аргументированно их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретаются навыки бережного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.
Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
- Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.
- Участие в проекте 23 % семей группы (в сборе информации про В. Сутеева, в подборе книг для выставки, изготовление книжек-малышек, в распечатке картинок для раскрашивания, в создании иллюстраций по сказкам)
- Участие в анкетировании 50% семей группы.
Тема анкеты «Ребенок и книга».
Цель: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формирования эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.
Все родители ответили «да» на вопрос «Есть ли у Вашего ребенка книжная полка?». Большинство родителей читает своему ребенку по своей инициативе, либо по просьбе ребенка ежедневно или несколько раз в день. Очень важно то, что 64% семей обсуждают прочитанное всегда, 34% - иногда, 2% - не обсуждают. Дети предпочитают следующие книги:
- сказки, стихи – 70%
- книги познавательного содержания, энциклопедии – 17%
- нет определенных предпочтений – 13%
Больше половины детей рассказывают о тех книгах, которые прочитали в детском саду!
Кроме того, все родители, участвовавшие в анкетировании, положительно ответили на вопрос о том, читают ли они сами литературу разных жанров.
Приложение 1.
Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»
Цель: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формирования эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.
1. Есть ли у Вашего ребенка книжная полка?
2. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:
ежедневно
несколько раз в неделю
редко, когда есть время
3. Вы читаете детям книги:
по просьбе ребенка
по своей инициативе
4. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
5. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и пр.)
6. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
сказки
стихи
литературу о природе
энциклопедии, книги познавательного содержания
нет определённых предпочтений
7. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
8. Ходите ли вы с ребёнком в библиотеку?
9. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?
10. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:
периодическую литературу (журналы, газеты)
познавательную литературу
художественную литературу
Приложение 2
Портрет В. Сутеева
Сутеев
Владимир Григорьевич
(05.07.1903 – 10.03.1993)
Приложение 3
Владимир Сутеев, его биография и сказки
Владимир Григорьевич Сутеев (5.07.1903 - 10.03.1993) был очень талантливым человеком.
Его работа художником-иллюстратором началась с журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и т.д. Он рисовал иллюстрации к детским книгам: произведениям Чуковского, Михалкова, Маршака,
Д. Родари и других писателей.
Сутеев участвовал в создании многих известных советских мультфильмов, работал в мультипликации: режиссером, режиссером-постановщиком, сценаристом, аниматором, художником, художником-постановщиком. Создал первый советский оригинальный звуковой мультфильм, внес вклад в освоение цветного кино.
Воевал. Через несколько лет после войны вышла первая книга с его собственными сказками: «Две сказки про карандаш и краски».
Другие сказки Владимира Сутеева: "Дядя Миша", "Яблоко", "Мешок яблок", "Кораблик", "Кто сказал "Мяу"?", "Под грибом", "Разные колёса", "Мышонок и карандаш", "Капризная кошка", "Палочка-выручалочка", "Цыплёнок и утёнок", "Кот-рыболов", "Петух и краски", "Три котёнка", "Это что за птица?", "Терем-теремок", "Про Бегемота, который боялся прививок", "Мы ищем Кляксу", "Петя и Красная Шапочка", "Волшебный магазин" и т.д.
Его сказки добрые и поучительные, по ним было создано более 30 мультфильмов. Рисунки и мультфильмы Сутеева, как и сказки, добрые, живые, запоминающиеся. В нашей стране на них выросло уже не одно поколение.
Приложение 4
Конкурс загадок по сказкам В. Г. Сутеева
Цель. Закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении отгадывать загадки.
Ход мероприятия
Появляется Зайчишка.
– Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Кто из вас, ребятки, любит отгадывать загадки? (ответы детей).
Нужно сказки Сутеева знать,
Чтобы загадки мои отгадать.
Вам успехов я желаю
И загадку загадаю.
Конкурс загадок
Он зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь.)
Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко).
Над цветком порхает, пляшет,
веерком узорным машет. (Бабочка).
4. Сидит в норке,
Ест хлеба корку. (Мышка).
5. На овчарку не похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
6. Погляди на молодцов,
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей…
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (Муравей).
7. Аленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей).
8. По полю скачет,
Ушки прячет,
Встанет столбом,
Ушки торчком.
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц).
9. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб).
10. Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж).
11. Летит песня, как птица,
И за сердце берет.
Едва видна певица,
Но как она поет: ква, ква, ква! (Лягушка).
Приложение 5.
В группе мы организовали мини-выставку сказок В. Сутеева. Для этого ребята принесли из дома имеющиеся книги, нарисовали вместе с родителями иллюстрации к сказкам «Под Грибом», «Петух и краски». На занятии по художественному творчеству мы сделали коллективную аппликацию «Кораблик» (по мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик»).