Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние организации ситуации успеха на успешное обучение школьников на уроках биологии

Цель работы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение школьников на уроках биологии. В соответствии с целью, были сформулированы следующие задачи • раскрыть понятие «успеха» и «ситуации успеха» • выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе • определить влияние ситуации успеха на обучение обучающ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

I.Введение.

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя.  Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:

- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому; Роль учителя в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. В связи с этими условиями учитель должен уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему.

Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности.

Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения и наша задача - воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи для собственного развития.

Цель работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение школьников на уроках биологии.В соответствии с целью, были сформулированы следующие задачи: 

раскрыть понятие «успеха» и «ситуации успеха»;

выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;

определить влияние ситуации успеха на обучение обучающихся;

Для реализации задач использовался комплекс методов:

теоретический анализ научной литературы;

наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и внеурочное время;

проведение психологической и педагогической диагностик;

анкетирование и тестирование обучающихся.

Гипотеза: преодоление трудностей в обучении возможно при создании условий:- создание ситуации успеха;- учет индивидуальных особенностей

 Ресурсное обеспечение проекта: Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса. Техническое оснащение кабинета: - кабинет соответствует санитарно-гигеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для обучающихся и учителя;- имеется компьютер, мультимедийный проектор;- экран;- имеются электронные пособия ,накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем, дидактические материалы, медиафайлы.Включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Пути решения профессиональной проблемы: интерактивные формы и методы обучения позволяют значительно быстрее раскрыть творческий потенциал обучающихся, поэтому использую эти формы в классах различных образовательных ступеней.

II. Основная часть.

Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости постижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. И крушение этого желания является самой серьезной проблемой обучения современной школы.

В этой связи задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому ученику почувствовать радость труда, чтобы не осталось в классе равнодушных детей, чтобы учение не превратилось в утомительную обязанность. И только ситуация успеха, которую учитель будет создавать для каждого ученика, поможет успешно решить стоящие перед педагогом задачи. Только успех в учении, его ожидание поможет утвердить ребенку свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

О том, как сохранить, поддержать интерес детей к учению рассуждали многие педагоги прошлых лет.

К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении»отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Первой заповедью воспитания он считал дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Один из известных американских ученых, психолог Уильям Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни».

И многие наши современники, а именно Белкин А.С., Сластенин В.А., Цукерман Г.А., так же высказывают мысли о том, что «ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом».

Надо отметить, что с психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения, оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Для того чтобы быть успешным в изменяющемся мире, человек должен уметь анализировать информацию и принимать решения о важности и целесообразности ее использования. Задача учителя - научить учащихся связывать различные части информации между собой, научиться рассматривать и осмысливать новые идеи и знания в соответствующем контексте.

В этой связи необходимо отметить, что успех – это результат ситуации успеха.

Ситуация -это сочетание условий, которые обеспечивают успех

Успех - это результат подобной ситуации

Ожидание успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

Успешность формируется из трёх составляющих:

ХОЧУ-МОГУ-НАДО

Когда ХОЧУ, МОГУ и НАДО пересекутся, тогда это будет успешным выбором в жизни.

ТИПЫ СИТУАЦИИ УСПЕХА :

Сбывшаяся радость

Неожиданная радость

Общая радость

Радость познания

•Сбывшаяся радость (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи).

Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.

•Неожиданная радость (типично для детей с традиционно невысокими показателями)

Задача педагога: убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания

Мнимый успех (удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи)

Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых учащийся повышает свои достижения.

Для формирования успешности необходимо:

•Видеть в каждом ученике уникальную личность

«Все дети талантливы».

•Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

«Учиться победно!»

•Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

«Ребенок хорош, а плох его поступок»

•Предоставлять возможности и помогать детям.

«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»

Очень важен контакт с родителями. Родитель, не понимающий педагога, превращается в недруга. Очень часто родители пытаются оградить детей от разочарования, когда те не получают того, чего хотят. Уверенность в своих силах – это очень важный аргумент. Но как ребёнку её приобрести? Есть фактор наследственности, который не нужно поддерживать, такой ребёнок имеет крепкую нервную систему и уверенно (хорошо или плохо) шагает по жизни. А как воспитать уверенность остальным детям? На помощь должны прийти родители и вести с учителем согласованную работу.

Очень важно родителям не говорить детям: «Я тобой не довольна». Нужно: «Я не довольна твоими оценками, тетрадями, поведением», «Ты можешь стараться, здесь старания не было».  Нельзя сравнивать с другими.   Не сравнивая ребёнка с другими детьми и позволяя быть самим собой, родители способствуют развитию собственного потенциала ребенка. Ребёнок понимает, чего он ХОЧЕТ и МОЖЕТ. Когда родители не ругают за ошибки детей и сами признают свои неудачи, корректируют себя и учатся на ошибках, дети учатся у них добиваться новых успехов.

Формы выявления успешности обучающихся:

собеседование

опрос

тестирование и анкетирование

контрольные занятия

выставки

конкурсы, фестивали, турниры

творческие работы, проекты

спектакли

соревнования

Не малую роль в достижении успеха играет мотив. Мотивы — это причины, которые заставляют вас что-либо делать. Их выявление очень важно, в особенности потому, что они не всегда осознаются и часто бывают скрыты от нашего внимания. Выявляя их, мы можем более активно влиять на нашу деятельность и добиваться успеха.

III.Экспериментально-практическая часть.

ТЕСТ на выявление мотивации успеха

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» («скорее да, чем нет») или «нет» («скорее нет, чем да»). Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, как правило, надеясь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо легкие задания, либо высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Итоги работы в основном зависит от собственного желания, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность работы ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу.

12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи желание выполнить еще более возрастает.

ОБРАБОТКА и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

«ДА»: 1, 2, 3. 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

«НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то для вас характерна мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, это свидетельствует о том, что для вас характерно в равной степени как мотивация на неудачу (боязнь неудачи), так и мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных балов от 14 до 20, то вас отличает мотивация на успех (надежда на успех).

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. В данном случае активность ученика связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, ребенок уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. Ученик, начиная дело, стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного. В основе активности его лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие дети обычно уверены в себе, ответственны, инициативны и активны.

Так же важно учителю определить настрой ученика на работу(стереотип).Определить, какими качествами должен обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ВОСПРИЯТИЯ УСПЕШНОГО УЧЕНИКА (для учителя)

Шкалы: типы успешного ученика: субъективно-творческий, общетрудовой, владеющий учебными умениями, обладающий хорошими познавательными способностями, мотивационно-волевой, приспособительный, комбинированный

Инструкция к тесту: выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств. ТЕСТ

1. Дисциплинированный. 2. Умный, сообразительный. 3. Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе. 4. Хорошая память. 5. Трудолюбивый, усидчивый. 6. Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.). 7. Владеет самоконтролем. 8. Умеет планировать работу и выполнять свой план. 9. Любознательный, любит учиться. 10. Всегда нацелен на успех. 11. Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать. 12. Работает на оценку. 13. Хорошее внимание. 14. Ответственный. 15. Умеет работать с книгой. 16. Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой. 17. Аккуратный. 18. Независимый в суждениях. 19. Уверенный в себе. 20. Всегда ищет оригинальное решение. 21. Жизнерадостный. 22. Способен отстаивать свои убеждения. 23. Твердая воля. 24. Не конфликтует с учителем, покладистый. 25. Еще какое? 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: • субъективно-творческий (11, 18, 20, 22), •общетрудовой (1, 5, 14, 17), • владеющий учебными умениями (3, 7, 8, 15), • обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9), • мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23), • приспособительный (6, 12, 16, 24), • комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества. Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости. 

Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителям необходимо определить, в каких областях ребенок сам его обнаруживает.

Ребенку предлагается следующая анкета. «Карта успешности»

1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?

– Учебная деятельность.

– Спорт.

– Труд.

– Творчество.

– Здоровье.

– Общение.

– Семья.

– Личный рост.

2. Кто заметил твой успех?

– Друг.

– Учитель.

– Одноклассники.

– Родные.

– Кто-то еще.

3. Считаешь ли ты себя успешным человеком?

– Да.

– Скорее да.

– Иногда.

– Нет.

4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.

IV. Обобщение

Каковы же способы и приёмы создания ситуации успеха?

Способы и приемы создания ситуации успеха:

Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.

Снятие чувства страха.

Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.

Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.

Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

Интерпретирование недостатка, как достоинства.

Педагогическое внушение(через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.

Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.

Вселение веры ребенку в его будущие успехи.

Для создания ситуации успеха на уроках существует ряд педагогических стратегий (педагогических приемов), которые помогают учителю реализовывать цели, ставящиеся на разных стадиях урока.

Прием «Буквенный диктант» применяется при изучении новой темы. Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных заданий сами ее определяют. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.(Клюква-ягода, растущая на болоте, Лев-животное отряда кошачьих, Енот-полосатое животное, Топинамбур-земляная груша,К

Кластер.Учитель использует следующий рассказ. Платон (ученик Аристотеля), древнегреческий ученый, сказал: «Человек – это двуногое существо, лишенное перьев». Ученик Сократа принес ему ощипанного петуха.

Прием «Ключевые слова» можно использовать на стадии вызова или рефлексии.

Эволюция

Дарвин

Экспедиция

Бигль

Исследования

Идея.

На корабле «Бигль» Чарльз Дарвин отправился в кругосветную экспедицию.

Проведенные исследования подтолкнули его к идее эволюции.

Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.

Приём “Древо знаний”. Форма организации работы учащихся: индивидуальная. Предварительная работа: учитель готовит карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешивает» их на яблоне – древе знаний. На каждой карточке пишет вопрос одного из трех уровней сложности.

На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что «красные яблоки уже созрели» – они висят высоко, сорвать их тяжело - вопросы на них самые трудные, «желтые яблоки» – висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче, зеленые яблоки» – висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.

Ученики отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.

Вариант использования приема на уроке биологии

Тема: «Клеточная теория»(9 класс)

Вопросы для карточек зелёного цвета.

Дайте определение следующим понятиям: цитология, клетка, цитоплазма, ядро, хромосомы, органоиды.

В каком году Роберт Гук открыл клетку?

Что такое клеточная теория?

Авторы клеточной теории?

Вопросы для карточек жёлтого цвета.

Каковы методы изучения клетки?

Расскажи устройство светового микроскопа.

Каково значение открытия клеточной теории для развития биологии?

Закончите краткую формулировку биогенетического закона: «Онтогенез- это …»

Вопросы для карточек красного цвета.

Почему клетка структурная и функциональная единица живого?

Сравните строение клеток растений и животных?

О чём свидетельствует клеточное строение организмов?

Каковы положения современной клеточной теории? Объясните их.

Для развития зрительной памяти, быстроты реакции и внимания можно использовать прием «Задание со сменой установки». Учитель предлагает ученикам выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмов.

В начале изучения новой темы можно использовать прием «Восстанови текст».Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.

Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из капсулы и системы канальцев, длина которых в каждом нефроне составляет … мм. В каждой почке насчитывается около … нефронов.

В процессе мочеобразования выделяют два этапа. На первом этапе образуется первичная моча в количестве … литров в сутки. В результате второй фазы образуется … литра вторичной мочи. Вторичная моча стекает по мочеточникам и накапливается в течение … часов в мочевом пузыре емкостью … мл.

3, 170, 1 000 000, 750, 50, 1,5.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики пообсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время наобсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста.Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения ученик ставит соответствующий значок: «+» – согласен, « - » - не согласен, «?» - сомневаюсь.

Утверждения

+

-

?

У самки птицы развивается один левый яичник.

Оплодотворение происходит в яичнике.

Желток подвешен на двух белковых канатиках.

Источником питательных веществ служит белок.

На остром конце яйца образуется воздушная камера.

В скорлупе имеются поры, через которые осуществляется газообмен.

Толстая надскорлуповая оболочка защищает яйцо от механических повреждений.

Развитие зародыша начинается в яйцеводе и продолжается с момента насиживания.

Во время первого вдоха птенец вдыхает воздух воздушной камеры.

Выводковые птенцы появляются из яиц с открытыми глазами, способны самостоятельно двигаться.

Птенцовые птенцы выходят из яйца беспомощными и нуждаются в заботе.

При изучении учебного текста используется прием «Маркировочная таблица».

Знаю

Новое для меня

Удивило

Возникли вопросы

С помощью приема «Толстый и тонкий»развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ (Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? На что похоже? Предположите, что будет, если?), а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ (Кто? Что? Когда? Мог ли? Верно ли? Согласны ли?). Этот прием может быть использован как на стадии вызова, так и на смысловой стадии.

Прием «Синквейн» – это стихотворение, которое требует изложение большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Слово синквейнпроисходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии: Что главное? Что новое? Что интересное? Чему научились?

Как оценивать успехи школьников.

Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В настоящее время существуют следующие формы фиксации:

портфолио

тетрадь успешности

протокол аттестации

карты успеха

сундук регалий

таблица соревнований

и др.

IV.Заключение

Урок… Волшебная его сила. Он может быть разным: веселым и трудным, экскурсией и исследованием, но для нас важно одно – дух сотрудничества, царящий в нем.

На своих уроках я стремлюсь создать ситуацию успеха. Успех в учении - это залог успеха в жизни. Успех – это реализованная цель.

Учение – это свет, дающий каждому человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. В этимологическом словаре русского о школе записано: «место, где занимаются учебой». И действительно, на протяжении многих лет ребенок ходит в школу, чтобы учиться. Но школа – это не только учреждение, в котором учат писать и читать. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Здесь он учится жить, радоваться, принимать важные решения, выражать свои чувства.

Успех – это путешествие, а не пункт назначения, потому что приход в пункт назначения означает, что путь окончен. Люди, которые живут каждый день по максимуму, наслаждаясь всем, что приносит новый день, достигают успеха. Успехом можно назвать способность делать жизненный путь как можно более плодотворным и значимым. И осознание этого должно прививаться с самого детства.

Самым важным итогом урока будет то, что ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу дальше (не важно в школе или вне ее). Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Ведь успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Формула ситуации успеха на уроке:

Чувства---вера в успех---вдохновение---интерес к учению

Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Таким образом,считать создание ситуации успеха для каждого обучающегося одним из важнейших факторов и необходимых условий формирования познавательных компетенций, учитывать возможные риски детской неуспешности при организации познавательной деятельности учащихся и различных формах педагогического взаимодействия,совершенствовать формы и качество работы по созданию ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности.

Список используемой литературы.

Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 169 с.

Глассер, У. Школы без неудачников [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 71 с.

Сухомлинский, В. А. Верьте в человека [Текст] – Киев, 1960. – 234 с.

Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] – К.: Рад. шк., 1988. – 272 с.

Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] – М.: Педагогика, 1974. – 569с.

Энциклопедия психологических тестов [Текст] / Под ред. А. Карелина. – М.: Издательство АСТ, 1997. – 300 с.

7.Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе¬ния // Биология в школе. - 2009. - №2.

8.Русских Г.А. Дидактические основы моделиро¬вания современного учебного занятия // Методист. - 2003. - №1.

9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II: Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 266 с.

Интернет ресурсы:

ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

www.ufa-edu.ru

www.dialog-ufa.net

www.school2100.ru

www.1september.ru

www.1sentyabrya.ru

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области