Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «Кинетический песок – универсальная игрушка в работе с детьми, их родителями и педагогами»

Цель развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком. Задачи • развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук • развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка • развитие речи, обогащение и активизация словаря детей • закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям «Речевое развитие», «Познавательное развитие» • развитие творческих способностей детей креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение • приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности • установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый» • установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей • привлечение родителей законных представителей к совместной деятельности с детьми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Солнышко»

Проект на тему

«Кинетический песок –

универсальная игрушка в работе с

детьми, их родителями

и педагогами»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Батракова Е.А.

Актуальность проекта

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия.

Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который

оказывает развивающее действие на детей.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Для подобных игр есть название - песочная терапия.

Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из

обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу…!». Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, мира глазами ребенка.

Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному,

конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную

чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает

дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения

общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей

коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и

воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Паспорт проекта

Название: «Кинетический песок – универсальная игрушка в работе с детьми, их родителями и педагогами».

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: обучающий, исследовательский, творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный, 5 месяцев

Объект исследования: кинетический песок и его возможности для обучения

и развития детей в ДОУ

Участники проекта: дети разновозрастной группы (от 2 до 7 лет), родители,

воспитатель.

Цель: развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

Задачи:

• развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук;

• развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;

• развитие речи, обогащение и активизация словаря

детей;

• закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;

• развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение);

• приобретение коммуникативных навыков и навыков

совместной деятельности;

• установление и развитие отношений

партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

• установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

• привлечение родителей (законных представителей)

к совместной деятельности с детьми.

Проблемные вопросы:

• Что можно построить из кинетического песка?

• Целесообразно ли использовать кинетический песок на обучающих и развивающих занятиях в ДОУ?

• Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе с детьми?

• Является ли кинетический песок универсальной игрушкой в работе с детьми и взрослыми?

Формы реализации проекта с детьми:

• в организованной образовательной деятельности с детьми по всем образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

• педагогическое обследование детей, результаты которого могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.

• подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность взрослых с детьми;

• самостоятельная и совместная игровая деятельность детей;

• серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей.

с родителями и педагогами:

• анкетирование родителей;

• просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций - презентаций, семинаров-практикумов, оформление информационного уголка для родителей и педагогов;

• привлечение родителей к составлению методических рекомендаций для работы с кинетическим песком;

• совместные развлечения с использованием кинетического песка;

• фотовыставка;

• индивидуальная консультативная работа;

• мастер – классы для педагогов и родителей «Играем с кинетическим песком»;

• родительское собрание с показом практической работы с детьми.

Методы проекта

1.Информационно-рецептивный: показ воспитателя, рассматривание, наблюдение;

2.Исследовательский метод: проблемные вопросы, опыты по исследованию свойств кинетического песка;

3.Репродуктивный метод: ООД, игры и упражнения с кинетическим песком;

4.Эвристический метод: эвристическая беседа, консультации для родителей, объяснения, словесные рекомендации, индивидуальные беседы.

Условия реализации проекта: игры в образовательный процесс ДОУ и семьи; создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей; включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с кинетическим песком; вовлечение родителей в работу над проектом; подготовка оборудования, материалов и инструментов; обогащение РППС в группе и дома.

Предварительная работа с детьми:

проведение игр с кинетическим песком (педагогическое обследование имеющихся у детей знаний и навыков для игр с песком);

с родителями:

• анкетирование родителей, с целью выявления их отношения к теме проекта;

• информирование родителей о задачах и содержании проекта на родительском собрании;

• вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• подготовка оборудования, материалов и инструментов;

• консультация «Знакомство с кинетическим песком».

с педагогами:

• проведение консультации для педагогов МБДОУ и выступление на РМО

на тему «Кинетический песок – универсальная игрушка для детей»;

• презентация проектной деятельности (информирование педагогов с целью, задачами и этапами реализации проекта).

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Презентационный.

Ожидаемый результат по проекту для детей:

• знакомство детей с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, дети научатся создавать собственные песочные композиции;

• развитие мелкой и крупной моторики рук;

• развитие у детей творческих способностей: креативности или оригинальности мышления, а именно способности порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение;

• совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение словарного запаса детей;

• совершенствование игровой деятельности, что способствует приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей.

для родителей:

• развитие у родителей интереса к образовательному процессу в ДОУ, к развитию творчества, знаний и умений у детей, желания участвовать в жизни

группы;

• становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

• обогащение родительского опыта в воспитании детей;

• обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

• создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у

ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.

для педагогов:

• знакомство педагогов с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов

(игрушек) в работе с кинетически песком;

• повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми;

• повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;

• развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений в работе с детьми и родителями;

• развитие творческого потенциала и креативности педагогов, их самостоятельности и инициативы в использовании инновационных

технологий в обучении и воспитании детей.

Этапы проекта:

I этап

Подготовительный

01.09. – 01.10.2016г.

1.Изучение и анализ психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2.Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

3.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта.

Ожидаемые результаты

по I этапу

1.Определение целей и задач проектной деятельности.

2.Составление плана работы по проектной деятельности.

3.Проведение педагогического обследования детей и анкетирования

родителей с целью определения актуальности проекта.

5. Оформление информационного уголка для родителей: размещение

рекомендаций, консультаций, буклетов по теме проекта.

6. Привлечение родителей к сбору методического материала и коллекции

игрушек по разной тематике для песочной терапии.

II этап

Основной

01.10.2016 – 12.01.2017г.

1.Разработка конспектов ООД, сценария развлечения с использованием кинетического песка.

2. Подготовка консультаций, мастер – классов, развлечений по использованию кинетического песка для родителей и педагогов.

4.Привлечение родителей к сбору и оформлению методических

рекомендаций, картотеки игр и упражнений для работы с кинетическим

песком.

Ожидаемые результаты

по II этапу

1.Проведение ООД, развлечений с использованием кинетического песка и

интерактивной песочницы воспитателем.

2.Просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций, мастер – классов.

3.Картотеки игр и методические рекомендаций по использованию

кинетического песка для воспитателей и родителей.

4.Проведение игр с использованием кинетического песка с родителями и

детьми.

III этап

Презентационный

12.01– 25.01.2017г.

Обработка и обобщение полученных данных, которые должны подтвердить

поставленные цель и задачи, актуальность проекта (систематизация и

обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов, подготовка презентации для

представления результатов проекта для педагогов ДОУ и родителей).

Ожидаемые результаты

по III этапу

1. Педагогическое обследование детей и анкетирование родителей.

2.Обработка результатов педагогического обследования и анкетирования, с целью соотношение целей и результатов проекта.

2.Выставка «Чудеса на песке» (фото)

3.Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей .

Мероприятия в рамках проекта

С детьми

Сентябрь

1.Педагогическое обследование детей (оценка индивидуального развития

детей с помощью игр с кинетическим песком).

2.Игра - занятие на тему «Знакомство с кинетическим песком. Путешествие в

песочную страну».

3.ООД по познавательному развитию на тему «Дары осени». Практическая

часть «Поможем зайке посадить огород».

Цель:

• определение актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком;

• познакомить детей с свойствами, правилами и способами работы с

кинетическим песком;

• закрепление знаний детей об овощах и фруктах;

• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом.

Октябрь

1.ООД по развитию речи на тему «Сердцу милый уголок». Практическая часть «Мое село родное» (с использованием интерактивной песочницы).

Цель:

• закрепление знаний детей о родном крае, селе, его жителях, достопримечательностях;

• приобретение навыков и знаний работы с интерактивной песочницей;

• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной

деятельности в общении с детьми и педагогом.

Ноябрь

1.Проведение ООД по рисованию на тему «Аквариум с рыбками». Практическая часть «Лепим рыб из кинетического песка».

Цель:

• расширять знания о рыбах;

• упражнять в технике печатания;

• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной

деятельности в общении с детьми и педагогом.

• установление и развитие отношений партнерства в системе в сотрудничестве в системе

«ребенок - родители».

Декабрь

1.ООД по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией

повар. Экскурсия на кухню». Практическая часть «Мы повара».

2.Проведение экскурсии на Птичий двор. Практическая часть «Птицеферма»

ООД «В гостях у бабушки Арины»

• познакомить детей с профессией повара и его работой;

• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной

деятельности в общении с детьми и педагогом.

• закрепить знание детей о домашней птице и домашних животных;

• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной

деятельности в общении с детьми и педагогом.

Январь

1.Фотовыставка «Чудеса на песке» (играем с песком дома)

2.Педагогическое обследование детей.

• развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей, развивать творческое воображение;

• приобретение навыков совместной деятельности детей и родителей.

• обследования знаний, навыков и умений детей в работе с кинетическим песком.

С родителями

1.Сбор коллекции игрушек и бросового материала для игр в песочнице.

2. Подборка методической литературы для работы с кинетическим песком.

• с целью определения актуальности проекта;

• практическое оснащение проекта для игр с кинетическим песком;

• вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

3. Оформление информационного уголка для родителей: размещение

рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме.

• познакомить родителей с кинетическим песком, его свойствами, правилами и способами работы с ним.

• информирование родителей о кинетическом песке и способах работы с ним.

4. Консультация для родителей «Интерактивная песочница в работе с

детьми дошкольного возраста».

Демонстрация интерактивной песочницы «Играем вместе».

• познакомить родителей с интерактивной песочницей и ее возможностями для обучения и развития детей.

5.Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки

игр с кинетическим песком для воспитателей и родителей.

• развивать интерес к совместной деятельности

детей и родителей;

• обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок - родители»;

• обогащение родительского опыта в воспитании детей;

• вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

6.Фотовыставка «Чудеса на песке» (играем с песком дома).

7. Выступление воспитателя с презентацией на родительском собрании.

• создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.

• представления результатов проекта родителям;

• развитие у родителей желания участвовать в жизни группы;

•становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной

организации жизни группы.

С педагогами

1.Презентация для педагогов «Кинетический песок – универсальная игрушка для детей».

2.Мастер – класс для воспитателей «Кинетический песок в работе с детьми».

• познакомить педагогов ДОУ с кинетическим песком, его свойствах, правилах и способах работы с ним;

• повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми.

3. Проведение экскурсии на Птичий двор.

Практическая часть «Птицеферма».

• повышение профессиональной компетенции педагогов в

использовании инновационных технологий в работе с детьми.

4.Консультация для педагогов «Интерактивная песочница в работе

с детьми дошкольного возраста». Демонстрация интерактивной

песочницы «Играем вместе».

•познакомить педагогов ДОУ с интерактивной песочницей и ее

возможностями для обучения и развития детей;

•повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми.

5.Презентация проекта на педсовете.

• представления результатов проекта родителям;

•формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Для педагогического обследования детей я использовала игры с кинетическим песком по программе Е.Ю. Конанихиной «Волшебный мир песка», «Чудесный песок», как индивидуально так с подгруппой детей в непринужденной обстановке в вечернее время.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под

редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2015

2. Н.А. Кочкина Метод проектов в дошкольном образовании. 2012

3. Интернет сайт «Дошколенок» -

4. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования - наша сеть» -

5 . Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с

детьми . – М.: Генезис, 2016 – 128стр.

6.Конаныхина Е.Ю. Программа «Секреты Волшебной Песочной страны».

7.Конаныхина Е.Ю. Программа «Кинетический песок – чудесный материал в

работе с детьми и взрослыми», «Чудесный материал».

8.Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб.: Речь, 2013.

9.Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация

«педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" //

10.Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области