Экономика для старших дошкольников: знания или представления?
В последние десятилетия все более актуальной обозначается проблема экономического воспитания дошкольников, необходимость получения элементарных экономических знаний еще с дошкольном детстве. Независимо от того, уделяет ли дошкольное учреждение внимание экономическому воспитанию детей, ребенок черпает некоторую информацию из повседневной жизни, но она остается лишь информацией, а задача педагога или родителя сделать ее инструментом для дальнейшего использования. Но возможно ли старшему дошкольнику получить экономические знания или все же он получает экономические представления?
В психологии понятие «представление» рассматривается как образ предмета или явления, которое здесь и сейчас человек не воспринимает; а также психический процесс формирования этого образа. Большинство представлений у деток достаточно размыты и несущественны, однако это всего лишь начало, далее они развиваются в более устойчивые образы.
Таким образом, можно сделать вывод, что все представления ребенка имеют свойство развиваться с течением времени, и в связи с постоянной деятельностью.
Психолог Ж. Ф. Ришар отмечает, что знания — это конструкции, обладающие постоянством и существенно не зависящие от выполняемой задачи. Так же он утверждает, что знания хранятся в долговременной памяти, и до тех пор, пока их специально не модифицировали, предполагается, что они имеют ту же самую форму. В словарном определении «знание — то, что уже отложилось в сознании и составляет часть памяти. Знание — это не собрание случайных фактов, а набор сведений, объединенных в определенную упорядоченную систему» [1].
Иными словами, критериями разграничения знаний и представлений являются «объективность», «адекватность» первых и отсутствие данных качеств у вторых.
Термин «представления», как упоминалось выше, используется в широком смысле, другими словами “представления” включают в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По мнению А. М. Шахнаровича И Н. М. Юрьевой: «Представление — субъективное отражение связей и отношений действительности, и это субъективное отношение эмоционально”.
Таким образом, рассмотренное выше позволяет придти к выводу о том, что «знания» у детей формируются посредством «представлений». Если бы у человека в сознании оформлялись только восприятия, и не было бы представлений, наши знания не вышли бы за эмпирический уровень познания и ограничились бы только тем, что мы непосредственно наблюдаем.
Представления являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний об окружающем мире, эмпирической базой для развития познавательных, нравственных и культурологических качеств личности, условием развития мышления, памяти и воображения дошкольников.
Вместе с тем, говоря о понятии «экономика» для дошкольников, мы не можем констатировать, что ребенок получает некоторые элементарные экономические знания. Правильнее будет сказать, что у него «формируются экономические представления». Связано это с тем, что мозг ребенка в этом возрасте еще не может до конца воспринять информацию экономического содержания.
Как отмечает исследователь З.Т. Шатуева, «еети старшего дошкольного возраста знают названия разных профессий, но не до конца осознают значение каждой из них; например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе. Старшие дошкольники понимают назначение торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми, но осознать правила экономической деятельности им еще трудно» [2].
Основной целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста является знакомство детей с элементарными сведениями из экономической области, обучение их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию, обучение дошкольников ценить результаты труда взрослых, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.
1. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.
2. Шатуева З.Т. Организация экономического воспитания дошкольников. В сборнике: Ступень в педагогическую науку материалы V Международного форума работников образования. Центр научной мысли. 2014. С. 53-55.