Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Что такое заповедник?»
Программные задачи:
Познакомить детей с заповедниками Забайкальского края.
Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Материал: Видеоматериал-слайды: карта Сохондинского заповедника, эмблема, пейзажи природы; картинки диких животных и птиц обитающих в заповеднике; конверт с загадками; игра «Лесник».
Предварительная подготовка: , занятия по экологии: «Как всё живое растёт»,
«Учитесь жалеть и беречь».
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. (показываю конверт)
Давайте посмотрим, что нам написали. (Вскрываю конверт. Там загадки) отгадав первую загадку ребята вы узнаете кто прислал нам письмо.
Я живу в глухой избушке,
Знаю каждую опушку,
Каждый холмик и нору
Ведь работаю в бору.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт. (солнце)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая?
(вода)
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(ягода)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
(пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыба)
- Ребята, как можно одним словом сказать, о чём загадки? (о природе)
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыбы, деревья - это всё_ природа.
Д игра: «Что будет, если…….»
- Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
А как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, очищают реки и т.д.)
-Может ли человек губить природу? ( Вырубает леса, загрязняет реки, отлавливает животных и т. д.)
-Люди могут преумножать природу, а могут погубить оставшееся. Известно, что с лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа может жить по своим законам. Это место охраняется государством. В заповеднике запрещается рвать травы, цветы, грибы, ягоды, ломать деревья, охотиться на птиц, животных, ловить рыбу. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
На территории Забайкальского края немало заповедников: ребята а вы знаете какие у нас есть заповедники? «Даурский»,
«Сохондинский», национальный парк «Алханай». В один из заповедников мы совершим сегодня экскурсию. А вы хотели бы совершить экскурсию в заповедник?
Физминутка:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём,
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер,
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
К небу руки потянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
- Что вы видите на экране? (карта)
Правильно, это территория Сохондинского заповедника. Это первый заповедник в нашем крае. Сохондо – означает «голец».( Гора лишённая растительности на своей вершине).
- А это эмблема Сохондинского заповедника. Что на ней изображено? (солнце, лес, горы, животное).
- Животное, изображённое на эмблеме называется кабарга. Кабарга- это
маленький олень. Вы видите её на экране. Она коричневого цвета, иногда по спине и бокам разбросаны светло-серые пятнышки. У самца из-под верхней губы торчат клыки. Питается она в основном лишайником, хвоёй пихты и кедра, растительностью летом. Увидеть её очень трудно. Обитает она в глухой тёмнохвойной тайге. Ночью глаза у них светятся жёлто-зелёным светом. Обычно кабарга живёт поодиночке. За ней охотятся рысь, лисица. Но она быстро уходит от преследования, она подобно зайцу запутывает следы, с одного длинного прыжка набирает скорость.
- В заповеднике много и других животных. Какие животные обитают в Сохондинских лесах вы назовёте сами. Дети называют животного и рассказывают стихотворение
Заповедная природа,Заповедный дивный край,Радуга под небосводом —Цвет любимый выбирай!Эти чистые озёра,Лес и реки, и лугаПод защитой государства —Заповедны берега.Здесь животные и птицыПо полям без страха бродят.Сохраним эти крупицы,Сохраним нашу природу!
Лось.Лось - рога ветвистыеДа копыта быстрые.Головой качая, онЗадевает небосклон.
Медведь.На колоде у болотаШил медведь медвежьи боты.Любовался ботами - Хорошо сработаны!Мехом оторочены,Пятки скособочены.Ходят медвежатки,Косо ставят пятки
Вы не видели в лесуЯрко-рыжую лису?Эта рыжая плутовкаСлед свой прячет очень ловко,То по веточкам пройдёт,То обратно повернёт.Не распутать этот след –Ни конца, ни края нет.
Ходит-бродит серый волк.Ходит-бродит серый волк. И зубами щёлк да щёлк. Шёрстка как щетинка, Вздыбилась на спинке. Он грибов не хочет, Только зубы точит,
Рысь кошка красивая,
Мех рыжеватый,
Кисточки уши , мощные лапы.
Только пожалуй ты с ней не водись
Хищник опасный зовут его – рысь.
крутись и не резвись,Рыси ты остерегись.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою белый,
Он скажите вам знаком? (заяц)
- Там обитают крупные птицы, как глухарь, тетерев, лесная курочка – куропатка и множество мелких птиц, которые будят тайгу своими трелями.
- Богат и растительный мир этого уголка. Его красотой мы просто полюбуемся. (Фотографии природы на экране).
- Заповедники – это уголки спасения природы от человечества. Это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе - у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев)
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
- Правильно, охранять природу надо в любом месте. Давайте с вами вспомним правила охраны природы.
Игра: «Лесник» (Дети поочерёдно выполняют роль лесника, выбирают один из экологических знаков и рассказывают, как нужно вести себя в лесу
Итог: ребята кто прислал нам письмо? Лесник
что нового мы узнали от лесника?
В какой заповедник мы путешествовали?
Что мы там увидели?
В какую игру играли?
Ребята вам понравилось путешествие?
Комитет образования и молодежной политики
Муниципальное дошкольное учреждение №2 «Солнышко»
НОД в старшей группе
по экологии
«Что такое заповедник?»
Воспитатель: Осадчук.Т.Н
Борзя 2015 год