Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»
Подготовила воспитатель I категории Козубова О. П.
Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Тема: «Народные промыслы»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Развивающие: развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
Образовательные: продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор, ярмарка.
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, презентация, видеописьмо.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
Методы и приёмы:
Словесные: рассказ, беседа, вопросы.
Наглядные: рассматривание старинных вещей.
Ход НОД
В: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
В: ребята сегодня к нам пришёл необычный гость. Посмотрите кто это? (ответы детей)
(на экране картинка Незнайка) и он что- то хочет нам рассказать, давайте послушаем? (давайте)
Н: Ребята, я был в таком удивительном месте, называется оно ярмарка. Я так торопился рассказать своим друзьям из Солнечного города, где я был и что я видел, но я всё забыл и не смог ничего рассказать. Помогите мне ребята всё вспомнить, пожалуйста?
В: ну что ребята поможем Незнайке? (да)
Картинка Ярмарка
Ярмарка – это такое место, где всегда собиралось и собирается много народу.
В: на ярмарках продавали и покупали разные расписные товары сделанные своими руками. Эти люди были мастерами своего дела, а товары которые они продавали назывались, народными промыслами.(картинка) А также на ярмарках веселились, пели, плясали, играли и хвалились своими умениями.
Чтобы нам оказаться на ярмарке и посмотреть на эти народные промыслы нужно закрыть глаза, посчитать до 5, медленно(переодеться за это время в сарафан).
К нам сюда скорее просим
Подходи честной народ!
Веселиться начинайте
Всех нас ярмарка зовёт!
1 На стол поставить разнос с хохломской росписью
В: вы не знаете ребята от чего и почему
Очень часто называют Золотою Хохлому? (ответы детей)
Что вы видите перед собой? Из каких элементов состоит орнамент?
Как вы думаете, из какого материала изготовлены эти предметы?
Ответы детей
В: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
В: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»
2 А рядом есть стол с другим товаром, давайте подойдём к нему и рассмотрим поближе. Что вы здесь видите? (ответ детей)
Далеко до лета, за окном метель
Но не страшно это
Тем, кто любит Гжель.
Любы им просторы укрытые в снега
Да бескрайность неба цвета василька.
- Какой цвет используют мастера при этой росписи?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
В: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Ребята, ведь на ярмарке не только продавали одежду, посуду и еду, но и ещё играли в различные игры, вот и я вас приглашаю поиграть:
Физминутка (р.н.и. «Моталочка»)
Уважаемый народ! Всех давно игра вас ждёт
Все за мною проходите
И друзей с собой ведите!
(правила: дети делятся на пары, на двоих даётся ленточка, дети должны смотать ленточку к центру, кто быстрей, тот и выиграл)
В: молодцы ребята, вижу, что вы все смелые, ловкие, умелые!
А теперь повернись и дальше по ярмарке пройдись.
3 В: (Показывает дымковскую игрушку)
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду мы поклонимся не раз
И о Дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
В: Что мы видим перед собой? (игрушки)
Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
В: Из какого материала они изготовлены?
Дети: Из глины.
В: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Посмотрите ребята сколько разных товаров мы увидели с вами на ярмарке и узнали много интересного, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте закроем глаза и посчитаем до 5 (1, 2, 3, 4, 5 попадём мы в сад опять)
Вот мы и снова в нашей группе, и теперь мы с вами можем рассказать Незнайке всё то, что мы увидели и узнали. Рефлексия
В: где мы были? Что видели?
Может ребята что – то было для вас сложным, трудным?
А что больше всего вам понравилось, и что было самым интересным? Как вы думаете, ребята помогли мы Незнайке? А давайте послушаем что он сам нам скажет: Включить картинку незнайку(весёлого)
Я думаю, что теперь он сможет всё рассказать своим друзьям из Солнечного города.
Молодцы ребята! Можете сегодня дома рассказать родителям о вашем путешествии.
А теперь давайте скажем спасибо нашим гостям и пройдём со мной.
Самоанализ
Вашему вниманию было представлено занятие по познавательному развитию на тему «Народные промыслы», разработанное для детей среднего дошкольного возраста.
Составляя конспект занятия и материалов к нему я опиралась на образовательную программу ДОУ, учитывала возрастные и психологические особенности детей.
Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание детей и познавательный интерес на протяжении всего занятия (20 минут).
Цель: Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Развивающие: развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
Образовательные: продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Занятие построено на доверительном отношении между ребёнком и педагогом, использовала личностно-ориентированный подход в работе с детьми. Дети свободно выражали свои знания о народных промыслах.
Для осуществления поставленных задач мною были использованы следующие методы и приёмы:
Словесные: рассказ, беседа, вопросы.
Наглядные: рассматривание старинных вещей.
Для поддержки активности детей на протяжении всего занятия чередовала виды деятельности с игровой, практической деятельности.
Структура занятия соответствовала общепринятой, содержала 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Каждый этап был направлен на решение поставленных задач. Считаю, что поставленные задачи мы с детьми реализовали.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению и хочу создать проект на тему: «Традиции, обряды, праздники и промыслы народов России».
Ярмарка – это такое место, где всегда собиралось и собирается много народу.В: на ярмарках продавали и покупали разные расписные товары сделанные своими руками. Эти люди были мастерами своего дела, а товары которые они продавали назывались, народными промыслами.(картинка) А также на ярмарках веселились, пели, плясали, играли и хвалились своими умениями.Чтобы нам оказаться на ярмарке и посмотреть на эти народные промыслы нужно закрыть глаза, посчитать до 5, медленно(переодеться за это время в сарафан). К нам сюда скорее просим Подходи честной народ! Веселиться начинайте Всех нас ярмарка зовёт! 1На стол поставить разнос с хохломской росписью В: вы не знаете ребята от чего и почему Очень часто называют Золотою Хохлому? (ответы детей)Что вы видите перед собой? Из каких элементов состоит орнамент? Как вы думаете, из какого материала изготовлены эти предметы? Ответы детей В: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». В: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» | 2 А рядом есть стол с другим товаром, давайте подойдём к нему и рассмотрим поближе. Что вы здесь видите? (ответ детей) Далеко до лета, за окном метель Но не страшно это Тем, кто любит Гжель. Любы им просторы укрытые в снега Да бескрайность неба цвета василька. Какой цвет используют мастера при этой росписи? Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом. В: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Ребята, ведь на ярмарке не только продавали одежду, посуду и еду, но и ещё играли в различные игры, вот и я вас приглашаю поиграть: Физминутка (р.н.и. «Моталочка») Уважаемый народ! Всех давно игра вас ждёт Все за мною проходите И друзей с собой ведите! (правила: дети делятся на пары, на двоих даётся ленточка, дети должны смотать ленточку к центру, кто быстрей, тот и выиграл) В: молодцы ребята, вижу, что вы все смелые, ловкие, умелые! А теперь повернись и дальше по ярмарке пройдись. |
3 В: (Показывает дымковскую игрушку) Говорят о ней повсюду Удивительному чуду мы поклонимся не раз И о Дымковской игрушке поведём сейчас рассказ. В: Что мы видим перед собой? (игрушки) Как называются эти игрушки? Дети: Дымковские игрушки. В: Из какого материала они изготовлены? Дети: Из глины. В: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии. Посмотрите ребята сколько разных товаров мы увидели с вами на ярмарке и узнали много интересного, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. | Давайте закроем глаза и посчитаем до 5 (1, 2, 3, 4, 5 попадём мы в сад опять) Вот мы и снова в нашей группе, и теперь мы с вами можем рассказать Незнайке всё то, что мы увидели и узнали. Рефлексия В: где мы были? Что видели? Может ребята что – то было для вас сложным, трудным? А что больше всего вам понравилось, и что было самым интересным? Как вы думаете, ребята помогли мы Незнайке? А давайте послушаем что он сам нам скажет: Включить картинку незнайку(весёлого) Я думаю, что теперь он сможет всё рассказать своим друзьям из Солнечного города. Молодцы ребята! Можете сегодня дома рассказать родителям о вашем путешествии. А теперь давайте скажем спасибо нашим гостям и пройдём со мной. |