Тема урока: «Имя существительное как часть речи » 5 класс
Цели урока:
- деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Запишите в тетради сегодняшнее число , оставьте пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.
Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. «Ученику – удача, учителю – радость»
Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.
- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.
(красные – высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень)
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов. Давайте составим фрейм, который поможет нам легко узнавать эту часть речи.
(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)
3.Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.
- Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»
игра: слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек (морфологические признаки)
Исправление ошибок: Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Сказка.
Давным давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»
- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.
Разноуровневое задание:
При этом высказывают версию «синие».
«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.
(ученики могуг классифицировать существительные по родам или по склонениям).
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: алгоритм правильного действия.
Проблемное задание.
- К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?
Задание было таким: Подчеркнуть существительные. Посмотрите, как выполнил его Петя.
Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.
- Ребята, давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.
Составим алгоритм:
(Записывают в справочники)
Обучающиеся дают алгоритм действия:
1.Задать вопрос Кто? или Что?
2.Значение – предмет
3.Имеет ли род, склонение
4.Изменяется ли по числам, падежам
Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.
6.Первичное закрепление изученного.
Цель этапа:
выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.
Задания трёх уровней.
3 уровень «зелёные»:
Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77
2 уровень «синие»:
Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78
1 уровень «красные»:
Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.
Физминутка зрительная
Игра «Путаница:
- Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты.
- А теперь вы становитель конструкторами новых слов. Запишите получившиеся существительные.
Словесный конструктор
волейбол (суффиксальный)
Храбрый (суффиксальный)
Погода (приставочный)
Город (приставочный)
лес (прис.-суф.)
Служить (прис.-суф.)
Луна, ходить (сложение)
Железо, бетон (сложение)
Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю
Цель этапа: закрепление алгоритма действий
- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.
Задания по уровням (карточки).
.
Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого.
8. Этап включения нового УУД в систему
1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .
Подбирают и записывают слова парами
Беда – (несчастье) Ложь –(неправда)
Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)
Свобода – (независимость) Враг – (недруг)
Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)
2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:
Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.
Ученики находят и объясняют свой выбор.
3.Речевая ситуация:
- Ребята, объясните сложившуюся речевую ситуацию.
Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.
В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.
- Попробуйте подобрать свои примеры.
Ученики объясняют разницу в ситуациях.
Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)
Домашнее задание.
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание трёх уровней.
1 уровень:
Составить кроссворд по теме «Имя существительное».
2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных.
3 уровень: Тест.
9.Этап рефлексии
- В заключении – сюрприз!
Разгадайте кроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке.
Морфология
Винительный
Подлежащее
Творительный
Число
Склонение
Род
1.Раздел науки о языке, изучающий части речи.
2.Падеж существительного (вижу)землю.
3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным.
4.Падеж, обозначающий орудие действия.
5.Количество предметов у существительного.
6.Изменение существительных по родам.
7.категория существительного, различающая нас по полу.
- Как же я оцениваю вашу работу на уроке? (отлично!)
- Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»
Выставление оценок за урок.