МКОУ «Джангарская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка
с применением технологии УДЕ
Тема: Имя Существительное.
Исследование имени существительного СНЕГ.4 класс
Учитель:Гаряева Р.И.
2018г.
Тема: Исследование имени существительного СНЕГ.Сравнение именительного и винительногопадежей.Цели: Создание условий для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе исследовательского метода обучения.Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.Развивать системное мышление, способствоватьросту творческого воображения, активизировать и расширять словарный запас на основе технологии«Укрупнения дидактических единиц в обучениирусскому языку».Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран;словари;
Карточки с народными приметами;шаблоны для исследования существительныхв группах;
Снежинки с заданиями;
презентация урока «Существительное СНЕГ»;
Вступительное слово.Здравствуйте, ребята!Мы обобщим знания по теме «Имя существительное», чтобы определить, готовы ли мы перейти к изучению следующей темы.- Ребята! Отгадайте, о чём эти строки?
Он летает белой стаейОн за ворот и в карманы
И сверкает на лету.Залетает он с тобой.
Он звездой прохладной таетОн и белый и мохнатый,
На ладони и во рту.И пушистый, как медведь.
Он на солнышке румяный,Раскидай его лопатой,
Под луною голубой.Назови его скорей!
- Что же это? (СНЕГ).
- Сегодня на уроке мы будем исследовать имя существительное СНЕГ.
Снег кружится, летает, летает,
И позёмкою клубя,
Заметает зима, разметает
Рой снежинок. Лови, детвора!
/снежинки разлетаются по классу/
- Вы любите разглядывать снежинки? Давайте рассмотрим каждую из них.
1 снежинка - ЛЕКСИКА.
- Что изучает эта наука? (Значение слова, многозначность.
синонимы, антонимы…)
- Дайте определение существительному СНЕГ.
- Можно обратиться к словарю.
СНЕГ – атмосферные осадки в виде белых хлопьев,
представляющих собой кристаллики воды, а также
сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.
- А это что за снежный лабиринт? Найди начало и конец.
- Выделите народные приметы, объясните их смысл. Не заблудитесь!
СНЕГГЛУБОК-ГОДХОРОШ
С
Н
МУТЕНУДЕЛСИУТЕНУГЕ
Н
О
ГОСНЕГА-МНОГОХЛЕБА,
М
Н
ЫВАРТОГОНМ-ЫДОВОГО
2 снежинка – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
- Соберите хоровод «снежных» слов.
- Итак, игра «Аукцион» -
Кто больше раздобудет слов?
- Выберите однокоренные слова существительного СНЕГ.
СНЕЖНАЯ СКАЗКА.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В Снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Назовите слова, которые являются однокоренными существительному СНЕГ.
- Кто набрал больше всех слов?-СНЕГ
Тому букет «снежных» цветов!
Только букет ещё надо собрать, УРНИКСНЕЖ
Части слов по местам расставлять. ПОД
ИНК ОЧК
- Какие цветы вы собрали? (ПОДСНЕЖНИКИ)
Физминутка
3 снежинка – ФОНЕТИКА.
- Перед вами огромный сугроб
Кто в нём «снежные» звуки найдёт?
- Найди транскрипцию, подходящую к существительному СНЕГ.
[ с н э х ]
[ с н’ е к ]
[с н’ э к ]
[ с н э г ]
- Охарактеризуйте каждый звук.
- Сколько гласных звуков? Назовите.
- Сколько согласных звуков? Назовите их.
- Сравните количество звуков и букв.
4 снежинка – СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.
С неба падают зимо
И кружатся над землёю …
Лёгкие пушинки, ! ?
Белые …………….. . .
- Произнесите это предложение с разной интонацией:
СЕГОДНЯ ВЫПАЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ (. , ! , ? , …)
- Составьте словосочетания:
СНЕГ
ХЛОПЬЯМИПЫЛЬЮ
КРУПОЙМОКРЫЙ
- А вот вам зимняя примета.
Согласны вы со схемой этой?
П. --------- Ск.
какой? когда? до чего?
ПЕРВЫЙ СНЕГ ВЫПАДАЕТ ЗА СОРОК ДНЕЙ ДО ЗИМЫ.
- Напишите сочинение-миниатюру «Первый снег», распространив данные предложения:
Небо нахмурилось.
Ветер подул.
Закружились снежинки.
Повалил снег.
Он был…
- Закончите сочинение восклицательным предложением.
Укажи верное расположение падежей.- Просклоняйте существительное СНЕГ, работая на карточках. - Необходимо подставить данные слова , распределяя их по падежам, обсуждая в группах. Возьмите карточки./ самостоятельная работа./ чтение сочинений, выбор лучшего/.
5 снежинка – МОРФОЛОГИЯ.
- Что изучает морфология? (Части речи).
Внимание! Игра «Дуэль».
Ну что опять за канитель?
Команда – раз, команда – два,
Нам снежный ком катать пора!
- Первая команда по цепочке составляет «снежные» слова – имена существительные, а вторая – имена прилагательные.
- Кто быстрее и больше накатает «снежный ком»?
Сделать морф. разбор СНЕГ, СНЕЖНЫЙ.
6 снежинка – ОРФОГРАФИЯ.
Орфография – известная страна,
Изучает правила она.
- Найдите и объясните «опасное» место в слове СНЕГ.
- Подберите проверочное слово. (Снега).
- Появилась другая орфограмма. Объясните её.
- Придумайте и запишите по 5 слов на правила «Правописание безударной гласной в корне слова», « Правописание парной согласной в корне слова». Подберите проверочные слова.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.
Снег на полях,
Лёд на водах.
Вьюга гуляет,
Метель подпевает.
/Предварительное объяснение орфограмм.
Физминутка
7 снежинка – ФРАЗЕОЛОГИЯ.
- Какие вы знаете крылатые выражения
в русском языке со словом СНЕГ?
/возможно использование
фразеологического словаря.
БЕЛЫЙ КАК СНЕГ.
Абсолютно белый. – О волосах человека, об одежде, о ткани, шерсти животного, об оперении птицы, о предмете, поверхности чего-либо.
- Она была в голубоватом платье.
- Нет, в белом как снег.
ПОБЕЛЕТЬ КАК СНЕГ.
Побелеть от нервного потрясения, волнения, испуга. – О лице человека.
- Почему Маша на балкон не выходит?
- Она высоты боится, белеет сразу как снег.
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ.
1. Появиться где-либо, прибыть к кому-либо неожиданно. – О человеке.
- Вы не ждали меня?
- Абсолютно. Ты как снег на голову свалился.
2. Произойти или стать известным совершенно неожиданно. – О событии.
Всё это произошло для вас неожиданно?
- Как снег на голову обрушилось…
КАК ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ.
Совершенно не нужен. – О человеке, о предмете.
- Он намерен преподнести вам сюрприз.
- Нужен мне сейчас сюрприз как прошлогодний снег.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
- Во что превратилась снежинка? (В капельку воды).
- Посчитайте, сколько фразеологизмов принесла вам растаявшая снежинка.
КАК РАБОТАЕТ СЛОВО.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло…
О смелом мы вправе сказать наперёд:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
А гуси и утки сухие всегда:
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою – ты правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
- Довольно лить воду, ты дело давай!
Сказать болтуну мы порою не прочь:
- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
- Довольно лить воду, ты дело давай!
-Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте проведём итог.- Вспомните, какие снежинки мы с вами рассматривали?-Какую часть речи мы с вами исследовали? (сущ)
Давайте проведём рефлексию и создадим свои снежинки в группах.
Напишите на снежинке. ..Задание какой снежинки вам больше всего запомнилось?При выполнении задания какой снежинки вам было труднее всего?Оцените работу своей группы самиСдайте свои снежинки! Я надеюсь, что знания, полученные на уроках русского языка, помогут вам проложить дорогу в счастливое, доброе будущее. Спасибо за урок!