План самообразования на тему: «Развитие детей дошкольного возраста творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения; закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: -Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; -Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; -Внимания и усидчивости; -Мышления; -Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; - Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Перспективный план по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования на 2018-2019 учебный год.
Месяц | Тема | Содержание работы | Форма работы |
Сентябрь | Развитие нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста. | Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов. Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | Памятка для родителей по теме: «Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста» |
Октябрь | Рисование пальчиками «Мой любимый дождик» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. | Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования. |
Ноябрь | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) «Ягоды на тарелочке». | Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.) . |
Декабрь | Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы и техники рисования» |
Январь | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Выставка детских работ. |
Февраль | Рисование пальчиками «Весёлый снеговик» | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Оформление выставки «Зимушка – зима» |
Март | Скатывание бумаги «Мимоза для мамы» | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования. | Создание подарка для мамы на «8 марта» |
Март | Открытый показ ОД в средней группе №1 | Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения; закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства | |
Апрель | Рисование ладошкой «Жили у бабуси два веселых гуся» | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дорисовывать детали | Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». |
Май | Рисование пальчиком «Одуванчик» | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Выставка рисунков детей в разных техниках. |
Список использованной литературы:
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
4. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
5. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
7. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
8. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
10.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
Подготовила воспитатель средней группы №1