Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПОГРУЖЕНИЕ В ДУХОВНУЮ И КУЛЬТУРНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ КАК МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ОВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПОГРУЖЕНИЕ В ДУХОВНУЮ И КУЛЬТУРНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ КАК МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ОВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

Айрапетяни Джульетта Мушеговна

Учитель русского языка и литературы

Отличник народного просвещения

На базе школы №18 г.Пятигорска продолжает свою работу инновационная площадка по теме: «Изучение русского языка детьми-инофонами и их адаптация в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся».

В рамках апробационного этапа, который предполагает проведение мероприятий разной направленности, во время летних каникул в период с 1 июня по 1 июля 2016 года в школе была организована экспериментальная площадка для детей-инофонов под названием: «Я изучаю русский язык и русскую культуру».

В основу разработки программы летней площадки была положена известная лингвистическая концепция немецкого ученого XIX века Вильгельма фон Гумбольдта, а именно:  учение о тождестве "духа народа" и его языка (язык народа "есть его дух, и его дух есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное"). По мнению В.Гумбольдта, язык – это путь выражения мировоззрения народа, и национальное своеобразие языка определяется духовным, культурным наследием конкретного народа, т.е. язык является отражением характера народа. Менталитет народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература, т.е. все, что входит в понятие "дух народа", находит отражение в языке. Язык является своеобразным "промежуточным миром", находящимся между народом и окружающим его объективным миром. (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1980).

Исходя из вышеизложенной концепции, приходим к выводу, что, изучая  комплекс интеллектуальных ценностей и всю совокупность культуры народа, его духовное своеобразие, можно глубоко постичь логику изучаемого языка и, следовательно, сам язык.

Таким образом, основной целью организации и работы летней площадки было полное погружение учеников в духовную и культурную русскоязычную среду через изучение русской истории, русской литературы, песен и собственно русского языка. Занятия проводились по 6 часов ежедневно, нагрузка распределялась по следующей схеме: 2 часа – уроки русского языка, 2 часа – работа с руководителем театрального кружка, 1 час – урок истории, 1 час – занятие с музыкальным руководителем.

Все уроки представляли собой единую систему со взаимосвязанными, взаимообусловленными, взаимодополняющими друг друга элементами. Темы уроков русского языка, направленные на изучение норм русской фонетики, лексикологии, грамматики, аспектов культуры речи, повторялись и закреплялись на занятиях с театральным (благодаря постановкам фрагментов произведений из русской художественной литературы и устного народного творчества) и музыкальным (благодаря изучению русских песенных произведений) работниками. Соответственно, одно занятие плавно «перетекало» в другое. В результате, изучение нового материала проходило в различных, практикоориентированных формах подачи, при этом основная цель всех уроков имела лингвистическую основу.

Обязательными составляющими всех занятий с детьми-инофонами были следующие элементы:

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для органов речи.

Фонетическая разминка (повторение вслед за учителем слогов, слов, фраз).

Чтение слогов, слов, фраз

Семантизация лексики. Осуществлялась с помощью иллюстрации, предмета или имитации действия (движения).

Чтение: слова, предложения, текста.

Отработка интонационных конструкций, соответствующих содержанию текста.

Ответы на вопросы на понимание текста.

Игры.

Скороговорки.

Просмотр видеоматериала

Занятия по русскому языку имели комплексный характер и включали упражнения и по фонетике, и по грамматике с использованием ранее изученной и новой лексики. Скрупулезно отобранный материал для работы театрального кружка и тексты русских песен позволили синхронизировать отработку навыков использования грамматических конструкций, лексики, функционирования артикуляционного аппарата у учащихся. Расширению и закреплению лексического запаса способствовало неоднократное использование изученных лексем в диалогах, повторение их в специально отобранных текстах художественных произведений, в текстах песен.

Учебный процесс строился на основных принципах методики обучения русскому языку как неродному: коммуникативной направленности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и их различным сторонам, единства приобретения знаний и умений и формирования их практического использования (взаимосвязи языковой и речевой компетенций при их формировании), соотнесенности с родным языком детей-инофонов. 

До начала и после функционирования летней языковой площадки было проведено тестирование учащихся (20 мая 2016 г.) с целью сравнения уровня стартового владения языком с результатами, полученными на завершающем этапе работы (29 июня 2016 г.).

В тестировании приняли участие 23 человека. Процент ошибочных ответов «до» (от общего числа вопросов теста - 120) варьировался: 0 % — 0 случаев, 1—10 % — 0 случаев, 11—20 % — 7 случаев, 21—30 % — 5 случаев, 31—40 % — 4 случая, 41—50 % — 8 случаев, 51— 90 % — 1 случай, 100 % — нет. Процент ошибочных ответов «после» (от общего числа вопросов теста - 120) варьировался: 0 % — 3 случая, 1—10 % — 5 случаев, 11—20 % — 7 случаев, 21—30 % — 6 случаев, 31—40 % — 2 случая, 41—50 % — 0 случаев, 51— 90 % — 0 случай, 100 % — нет. Прогресс очевиден. Типичные недочеты основной группы учащихся, выполнивших тест с ошибочными ответами в 21-30% - различение видовременных форм глагола.

Навыки и умения, приобретенные в результате погружения в языковую среду можно классифицировать следующим образом: а) в области письма - четкое различение мягкости-твердости согласных, различение предлогов и приставок, составление простого плана к тексту, написание изложения из 12-15 предложений, письменные ответы на вопросы по предложенному тексту; б) восприятие незнакомого текста — умение уловить основную мысль текста, отвечать на вопросы по прочитанному или услышанному, пересказывать прочитанный или услышанный текст, составлять план прочитанного, умение понять по контексту значение незнакомого слова; в) воспроизведение — общаться в семейно-бытовой и учебной сферах ( здороваться и прощаться, поздравлять с чем-либо, выражать благодарность, обмениваться информацией в типовых ситуациях и получать ее), составлять диалог, используя основные типы диалогических единств, рассказывать о себе, о своей семье, о своих друзьях, о школе; давать описание внешности человека или явлений природы, умение описывать картинку или иллюстрации, умение построить небольшие высказывания с учетом грамматики русского языка.

Таким образом, метод погружения в духовную и культурную национальную среду интенсифицировал процесс овладения русским языком детьми-инофонами, а следовательно, его можно отнести к одному из наиболее эффективных в изучении языка

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области