проект

Ознакомление детей с традициями башкирского и татарского народов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект на тему:

«Традиции и культура народов Оренбуржья»

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной».

Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать с дошкольного детства. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Следовательно, стоит обогатить ребенка человеческими ценностями, зародить интерес к истории, обычаям и культуре своей Родины.

Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, немцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Окунаясь в историческое прошлое народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Структура проекта

Вид проекта: исследовательско-творческий, познавательно – игровой

Тип проекта: краткосрочный

Объектом исследования подвижные игры

Предметом исследования культура и традиции башкирского и татарского народов через подвижную игру.

Участники проекта: Дети группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет, воспитатели, родители.

Идея проекта

Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Оренбуржья, национальных традиций и обычаев, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Задачи проекта:- Расширить знания о жизни людей, живущих в Оренбургской области, их обычаях, традициях, фольклоре. - Познакомить с национальной одеждой народов живущих в Оренбургской области;- Дать представление о национальных жилищах татар, казахов, русских;- Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей в своей группе и в общем, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Цель:

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях башкирского и татарского народов через подвижную игру.

Образовательные области реализуемые в проекте: познавательное, социально – коммуникативное, художественно - эстетическое, речевое, физическое развитие.

Практическая значимость для ДОУ:

Создать мини-музей в группе ;

Пополнение музея предметами быта, утвари, национальной одежды народов Оренбуржья

Пополнение картотеки подвижных игр играми народов Оренбуржья (татар, башкир);

Собрать коллекцию кукол в национальной одежде;

Подбор и пополнение библиотеки народными сказками.

Виды деятельности

Педагоги

1. Организация работы над проектом

• Составление плана

• Подбор программно-методического обеспечения-литературы, иллюстраций, игр.

2. Консультация для родителей; оформление родительского уголка

3. Создание в группе этнического мини-музея

4. Составлять презентации: «Татарские народные игры на празднике сабантуй», «Мое Оренбуржье» и т.д

6. Проведение итогового развлечения и родительского собрания совместно с муз. руководителем.

Детей:

1. Участие в играх, занятиях, организованных педагогом

Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование по данной теме)

3. Беседа на тему «Что такое семейные традиции»

4. Рассматривание книг, иллюстрации.

5. Разучивание песен, стихов, хороводов, игр. (татарского и башкирского народа)

6. Рассказывание по презентациям, фотогазетам, рисункам о культуре, традициях, обычаях своего народа детьми разных национальностей

7. Участие в родительском собрании.

Родителей:

1. Просвещение : через родительский уголок, через папки-передвижки.

2. Оформление фотогазет, рисунков на тему «Наши семейные традиции», «Мой город-Оренбург»

3. Совместная поездка в музеи: «Национальная деревня», краеведческий, музей под открытым небом.

4. Участие в анкетировании «Обычаи традиции моего народа»

5 Участие в проведении мини-викторины «Что я знаю о родном городе- Оренбурге»

6. Участие в выставке рисунков: совместная работа родителей и детей.

7. Участие в создании мини-музея и коллекции национальных кукол

Этапы проекта

Подготовительный

Основный

Заключительный

Формы и методы  реализации проекта:

- подвижные и дидактические игры;

- чтение стихотворений;

- рассматривание альбома;

- просмотр видеороликов, презентаций ;

- беседы;

- изо деятельность;

- продуктивная деятельность.

Технологическая карта проекта

Образовательная область

Содержание дисциплин

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Угадай подвижную игру по картинке».

Речевое развитие

Беседа «Юрта – жилище башкирс-кого народа».

Беседа «Тюбетейка – головной убор татар».

Познавательное развитие

Внесение кукол в башкирском и татарском национальном костюмах.

Просмотр видеороликов «Башкирская народная игра «Юрта», «Татарская подвижная игра «Тюбетейка».

Рассматривание альбома «Народные подвижные игры».

Физическое развитие

Разучивание и проведение подвижных народных игр.

Художественно-эстетическое развитие

Пластилинография «Тюбетейка».

Рисование «Юрта».

Слушание национальной музыки.

Описание игр

Башкирская подвижная игра «Юрта»

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в простран-

стве.

Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая

из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Татарская подвижная игра «Тюбетейка»

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди передают тюбетейку на голову рядом стоящему ребёнку. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Задания для играющих:

1. Выбрать напарника и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники»).

2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).

3. Исполнить роль Тимербая в игре «Тимербай».

4. Выбрать себе пару и наперегонки проскакать на двух ногах дистанцию. (игра «Спутанные кони»).

5. Общая татарская народная пляска.

Заключение

Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.

В перспективе продолжить работу над циклом проектов «Национальность дружбе не помеха».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?__________________

Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В лес

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)_______________________________________________

______________________________________________________________

Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?______________

____________________________________________________________

В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________

_____________________________________________________________

Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________

__________________________________________________________________

Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________

__________________________________________________________________

Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______

 Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?________________________ __________________________________________________________

Беседа «Юрта – жилище башкирского народа»

- Юрта сделана из живых материалов: шерсти, дерева и кожи. Нижняя часть – решетка, слегка скреплена в перекрестках ремнями так, чтобы было удобно складывать, когда нужно вести юрту; и раздвигать когда юрту ставят. Деревяный круг, служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывалась отдельной верхней кашмой. Важнейшим элементом башкирской юрты была зановесь (шаршау, которая разделяла жилище на 2 неравные части. Правая от двери, меньшая была женская (спальня, там хранились предметы хозяйственной необходимости, одежда, припасы. Левая большая предназначена для мужчин была гостевая. Башкирский народ использовал для украшения своего жилища вышитые ковры, вышитые полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие.

Беседа «Тюбетейка – головной убор татар»

У каждого народа свой национальный костюм, мы с вами попозже узнаем, как называется части костюма, и подробно поговорим. Сегодня для вас я принесла в группу, татарский головной убор мужчины, называется он, тюбетейка.

Воспитатель: Повторяем вместе со мной – тюбетейка.

Воспитатель: Вы знаете, она бывает разного цвета, на рисунке она представлена черно – зеленого цвета, а в руках у меня, какого цвета?

Дети: Белого цвета.

Воспитатель: Верно, белого.

Воспитатель: Что мы видим не ней, если внимательно посмотреть?

Дети: Узоры.

Консультация для родителей

«В подвижные игры играем – здоровье укрепляем»

«Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их Духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский

   Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни. В настоящее время дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития. Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, лазанье, прыжки. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Подвижные игры вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма, приучают к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Ограничение действий правилами, принятыми в подвижной игре, при одновременном увлечении игрой отлично дисциплинирует детей. В настоящее время забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии детей стали занимать приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны активные, здоровые и гармонично развитые личности. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие речи и обогащение словаря – основные воспитательные задачи, которые мы осуществляем при помощи разнообразных подвижных игр.

Уважаемые, родители!

Я предлагаю вашему вниманию подвижные игры, которые будут интересны не только вашим детям, но и вам.

Игра «Поймай мяч».

Цель: развивать у детей ловкость, быстроту реакции.

Ход: участники игры делятся на две команды с равным количеством игроков. Все игроки стают в круг. Водящий, выбранный с помощью считалки, подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают игроки одной команды, то они начинают его перебрасывать друг другу так, чтобы игроки другой команды не смогли его захватить. Бросать мяч можно только руками. Победит та команда, которая дольше всего удержит мяч.

«Игра наоборот».

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход: В этой игре все движения делаются наоборот. Ведущий выходит на середину и становится перед игроками, стоящими в шеренгу. Затем он показывает какое-нибудь движение, а игроки должны показать его наоборот. Например, если ведущий поднял руку, то игроки должны опустить, если он развел ладони, то все должны свести и т. д. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Игра «Бегает или летает?».

Цель: развивать внимание, умение ловить мяч.

Ход: Участники этой игры встают в круг. Один из игроков подбрасывает мяч в воздух и называет какое-нибудь существо. Если названное существо летающее, игроки должны поймать мяч на лету. Если водящий назвал ползающее или лазающее по земле существо, то игроки должны поймать мяч, отскочивший от земли. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра «Воздух, вода, земля, ветер».

Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

Ход: играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте. Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь!». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.

Желаю успехов!





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.09.2020