Открытый урок по предмету «Сценическая речь»
Тема урока «Работа над произведением (стихотворение). Выразительные средства голоса. Урок – показательное выступление.»
Дата проведения 14.01.2014.
Цель урока: Показать основные принципы работы над произведением.
Задачи:
Образовательные:
Формировать и укреплять навыки речи.
Добиваться интонационного произношения с соблюдением логических ударений и пауз.
Вырабатывать у учащихся умение правильно, интересно преподнести текст (стихотворение) зрителю.
Развивающие:
Продолжать формирование голосо-речевых навыков и умений;
Продолжать развитие литературного вкуса;
Развивать сценическую восприимчивость, умение анализировать, сопоставлять;
Расширять кругозор учащихся через репертуар (в произведениях Г.Граубина; Э.Асадова; К.Бальмонта; Н.Гумилёва);
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержании текста;
Врспитывать интерес к литературе Забайкалья, Серебряного века;
Воспитывать желание исполнять стихотворения в самостоятельной деятельности;
Воспитывать любовь к литературе, потребности в общении с искусством слова.
Методы обучения:
наглядный (слуховой, зрительный);
словесный (исполнение стихотворения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно-поисковой;
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным;
Методические приемы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащегося, групповой и индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе исполнения стихотворения;
воспитание характера, отражение его в произведении;
вариативность заданий при повторении упражнений и словесного материала. (скороговорки);
нахождение «опорной точки» в зале;
выделение ударных, главных слов в тексте;
использование и контроль мимики, жестов, пластики;
использование элементов сценического костюма, атрибутов для придания сценического образа;
владение свободной, ясной, четкой речью;
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимулюции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей;
Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учет уровня театрального развития, способностей;
учет индивидуальных особенностей (возраст, социальное положение, эмоциональность и т.д.)
дифференцированный подход;
Оборудование:
зал со сценой;
тексты произведений (стихотворения)
портреты авторов(поэтов)
стулья
сценические костюмы
атрибуты (кепка, прутик, шаль, пуговицы и т.д.)
Структура урока
Организационный момент (приветствие, объявления, знакомства)
Вступление (преподаватель озвучивает авторов представляемых учащимися)
Постановка цели и задач урока-выступления.
Разминка и разогрев голосо-речевого аппарата учащихся.
Упражнения с ударными, главными словами.
Упражнения на повышение и понижение голоса
Дыхательная гимнастика (4 упражнения по Стрельниковой)
Основнй этап (Выступление учащихся 1-ой группы с произведениями Г.Граубина)
Основной этап (Выступление учащихся 2-ой группы с произведениями Э.Асадова, К. Бальмонта, Н.Гумилева.
Рефлексия. Заключительный этап. Анализ выступления учащихся. Подведение итогов, похвала, высказывания учащихся: Работа над интонацией, полетности голоса, с паузами, жестами, мимикой, пластикой. Выставление оценок.
Спасибо за урок!
Используемые тексты для урока – выступления:
I.группа (возраст 10-12 лет)
Стихотворения Г. Граубина
«Мозоль»
«Зазвенела война»
«Верная примета»
«Чудак»
«Обыкновенный старичок»
«Упрямый осел»
«Гусь и рак»
«Пуговицы»
II. группа (возраст 13-16 лет) Стихотворения Э.Асадова
«Я могу тебя очень ждать»
«Артистка»
«Цвета чувств»
«Письмо»
«Не бейте детей»
«Дорожите счастьем»
«Чудачка»
«Верность»
Стиховорение К. Бальмонта
«Золотая рыбка»
Стихотворение Н.Гумилева «Жираф»
Используемая литература:
Н.Н.Лавров «Дыхание по Стрельниковой» Ростов на Дону «Феникс» 2003 год
«33 Егорки» - Скороговорки. Изд. Детская литература 1986 год
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина «Детская риторика» «Ювента. Баласс» Москва 2005 год
«Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» «Лингвострановедческий словарь под редакцией Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова. Москва изд. «Русский язык» 1979 год
Русский язык и культура речи. Ростов на Дону «Феникс» 2007 год
«Серебряный век русской поэзии» Москва. «Просвещение»1993 год
Г.Граубин «Везет подарки поезд» Стихи для детей Иркутск 1989 год Восточно-Сибирское книжное издательство.