Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развития специфических координационных способностей у юных футболистов

Одним из эффективных средств физического воспитания школьников, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности - футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. Ряд исследований показал, что занятия футболом воспитывают у школьников такие качества как, волю, мужество, решительность, смелость, само-обладание, чувство товарищества и другие. Кроме того, занятия футболом способствуют повы-шению физической подготовленности школьников – развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В то же время подавляющее большинство исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств у школьников, занимающихся футболом в школьных спортивных клубах. Применение координационных упражнений может улучшить уровень общей физической подготовленности учащихся, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность занятий до 30-40, что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой работы. Однако до сих пор нет полной ясности об эффективности применения координационных упражнений при воспитании физических качеств юношей на занятиях в школьной секции футбола. В возрасте 8-12 лет существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процес-се обучения и воспитания развивается способность к логическому суждению и абстрактному мышлению, проявляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памя-ти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных де-талей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения. Память на движение у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в каче-ственном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет. В этот период координация произвольных движений значительно улучшается. Движения выполняются с относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в фут-бол, причем их дальнейшее совершенствование в старшем возрасте происходит весьма успешно. Учителям, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче, чем раньше дети начнут заня-тия футболом. При правильной методике, занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко морфологическими изме-нениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности. Возрастная динамика развития быстроты у начинающих заниматься футболом имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произволь-ная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий фи-зическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития фи-зических качеств у начинающих заниматься футболом, не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функци-ональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной си-стемы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосаб-ливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной дея-тельности юных спортсменов. Учитывая, что дети быстро утомляются при однообразной деятельности, целесообразно своевременно изменять характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы в тренировках по футболу должны быть частыми, но не продолжительными. Длитель-ное бездействие снижает интерес детей к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы во время занятий оправданы физиологически, так как утомление у детей проходит быстро, а восстановительный период после работы у детей короче, чем у взрос-лых. Наименьший восстановительный период наблюдается у мальчиков 11-12 лет. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функ-цией и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между со-бой, сознательно управлять ими и, приспосабливаясь к препятствиям, преодолевать их с возмож-но большей ловкостью». Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигатель-ных движений в единое целое соответственно поставленной задаче. Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами 1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылка-ми для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвое-ния спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариа-тивности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. 2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подго-товки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению ра-бочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повы-шают возможности человека в управлении своими движениями. 3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответ-ствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил. 4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных спо-собностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспе-чить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Для оценки координационных способностей футболистов можно использовать следующие тесты Для оценки способности к ритму 1. Бег по обручам с ведением мяча Инвентарь Два гимнастических обруча диаметром 80 см., измерительная лента, мел, секундомер, фут-больный мяч. Описание теста испытуемый преодолевает с максимальной скоростью с высокого старта 30 м. Отдохнув, несколько минут пробегает дистанцию 30 м по обручам рис. 3. В третьей пробе спортсмен ведет мяч ногами до первого ряда обручей и посылает мяч сбоку от них, а сам выпол-няет бег, каждый раз ставя стопу ноги в очередной обруч. После этого испытуемый снова перехо-дит к ведению мяча и поступает в соответствии со схемой, описанной выше. Тест заканчивается при пересечении испытуемым 4 линии финиша. Результат 1 время бега пo обручам без ведения мяча сек 2 время бега по обручам с ведением мяча сек 3 разница во времени бега по обручам без ведения мяча и гладким бегом на 30 м сек 4 разница во времени бега по обручам с ведением мяча и без ведения мяча сек. Точность измерения теста до 0,01 сек. №1. Бег по обручам с ведением мяча 2. Повороты на гимнастической скамейке. Инвентарь гимнастическая скамейка, секундомер. Описание теста стоя в позиции «стопа одна перед другой, на узкой стороне 10 см гимна-стической скамейки, испытуемый в течение 20 сек., выполняет повороты на 360" . Чередуя влево, вправо, не теряя равновесия рис. 6. Результат Количество выполненных поворотов за 20 сек с точностью до 0.5 оборота. Учитывается лучший результат из двух повторений. Замечания поворот считается выполненным, когда испытуемый вернется в и.п. В случае нарушения равновесия падение со скамейки, касание пола следует как можно быстрее принять исходное положение и продолжить тест. Рис. 6. Повороты на гимнастической скамейке. Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий 1. Обежать стойки Оборудование измерительная лента, мел, 3 стойки, футбольный мяч, секундомер. Описание теста на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливаются три стойки -первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, а две на таком же расстоянии друг от друга рис 8. По сигналу испытуемый преодолевает расстояние 10 м, обегая последовательно вокруг трех стоек с правой стороны. № l после отдыха 3-4 мин - слева. Затем он выполняет две пробы с одновременным веде-нием мяча. Обежать стойки с левой стороны, мяч вести левой ногой, а с другой стороны - правой. Результат 1 обежать стойки с левой стороны без мяча сек 2 обежать стойки с правой стороны сек 3 обежать стойки с левой стороны, с ведением мяча сек 4 то же, что и «3», но обежать стойки справа, с ведением мяча сек 5 разница время обежать стойки с ведением мяча и бега без ведения мяча слева ceк 6 разница время обежать стойки и ведением мяча и бега без ведения мяча с правой сто-роны сек. Измерения с точностью до 0,01 сек. Рис 8. Обежать стойки Для оценки способности и к согласованию 1, Слалом с ведением двух мячей Оборудование 3 стойки, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч. Описание теста на расстоянии 10 м устанавливается три стойки по прямой линии, из ко-торых первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, остальные две на таком же расстоянии одна от другой. По сигналу испытуемый преодолевает данную дистанцию, пробегая слаломом между стойками. Затем, выполняет то же, но с ведением одного мяча. В последней попытке он делает то же самое, но с одновременным ведением двух мячей ногами рис. 9. Результат 1 время бега слаломом между стойками с ведением двух мячей сек 2 разни-ца между временем бега с ведением двух мячей и временем бега с ведением одного мяча сек. Точность измерения до 0,01 сек. Замечания между отдельными пробами делается перерыв в несколько минут. Рис. 9. Слалом с ведением двух мячей Для оценки способности к реагированию на мяч. 1. Остановка катящегося мяча ногой Оборудование две гимнастические скамьи длиной 3 метра каждая, гимнастическая лест-ница, футбольный мяч, измерительная лента, мел. Описание тестa две гимнастические скамейки закреплены одной стороной к гимнастической лестнице на высоте 1 м от пола на расстоянии 5 см одна от другой. В проеме между их верхними краями в са-мом начале устанавливается футбольный мяч, удерживаемый экзаменатором. По сигналу второго, проводящего тест, экспериментатор снимает ладонь с удерживаемого мяча, который начинает скатываться вниз рис 10. Испытуемый, стоящий спиной к направлению скатывания мяча на рас-стоянии 4 м от конца гимнастической скамейки на полу, по сигналу поворачивается и бежит к мячу, стараясь как можно быстрее его коснуться любой ногой стопой Результат учитывается средние расстояние с точностью до 5 см, на которое скатится мяч с верхних концов скамеек из 3 попыток. Замечания испытуемый не должен трогать мяч ногой, достаточно его коснуться. К мячу следует под-бегать сбоку от скамеек с удобной стороны. Рис, 10, Остановка катящегося мяча. Для оценки способности к пространственной ориентации 1. Бег к «пронумерованным» мячам Оборудование пять набивных мячей имеющие номера от 1 до 5 - весом 2 кг, шестой набивной мяч весом 2 кг, измерительная лента, карточки с номерами от 1 до 5, мел, секундомер. Описание теста в полукруге радиусом 3 м располагаются на одинаковом расстоянии в 1,5 метра друг от друга пять пронумерованных набивных мячей, но без очередности номеров. Ше-стой набивной мяч устанавливается на расстоянии 3 метра от остальных, как показано на рис. 11. Испытуемый стоит спиной к пяти набивным мячам так, чтобы его передняя часть стопы касалась шестого набивного мяча, лежащего перед ним. По сигналу он касается этого мяча любой стопой и в этот момент экспериментатор показывает карточку с номером мяча, к которому он после пово-рота должен бежать и коснуться его стопой. 3aтем он снова возвращается к шестому набивному мячу и в момент касания его, экспериментатор показывает карточку с очередным номером. Вы-полнить бег к пяти набивным мячам. Тест заканчивается, когда испытуемый коснется шестого набивного мяча любой стопой. Примерно за 10 - 20 мин до этого теста испытуемый преодолевает как и при выше обозначенном расположении мячей дистанцию 5 х 3 м совершая бег по очереди с касанием каждого из пяти набивных мячей, каждой paз возвращаясь к шестому набивному мячу с его касанием. Результат 1 Время бега к пронумерованным набивным мячам сек 2 Разница между временем бега к пронумерованным набивным мячам и временем чел-ночного бега 5 х З м сек. Точность измерения теста - до 0,01 сек. Замечания очередность расположения пронумерованных набивных мячей, а также пока-зываемых номеров на карточках следует менять после каждого испытуемого. Рис. 11. Бег к пронумерованным мячам Общие замечания к тестам перед каждым тестом предоставляется право выполнить од-ну-две пробные попытки. Рекомендации 1. Метод координационных упражнений можно одинаково эффективно использовать как в подготовительной, так и в основной части тренировочного занятия по футболу в школьной секции. 2. Следует проводить занятия координационных упражнений не реже двух раз в неде-лю, что способствует эффективному повышению уровня общей физической подготовленности. Упражнения могут состоять из бега, ходьбы, прыжков или специальных, направленных на разви-тие отдельных физических качеств юных футболистов. ЛИТЕРАТУРА 1. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки физиологии спорта Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - Краснодар,2001.. 2. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра Книга для учащихся стар¬ших и средних классов. - Москва. Просвещение. 3. Борис Плон- Новая школа в футбольной тренировке. Издание 2-е,испр. и дополн.- М. Олим-пия, Человек,2008.- 240с. 4. Д. Киркендалл- Анатомия футбола пер. с англ. С.Э.Борич.- Минск Попурри,2012.-240с.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области