МАОУ «СОШ №4»
Познавательно-развивающий проект
«Петушок и его семья»
Руководитель проекта
воспитатель 2 младшей группы «А»
Бакирова Наталья Анатольевна
Миасс, 2017
Тема проекта: «Петушок и его семья».
Руководитель проекта: воспитатель Бакирова Н. А.
Вид проекта: Познавательно-развивающий
Продолжительность: Среднесрочный (с 10.01.17 по 28.04.17).
Участники: дети 2 младшей группы, воспитатель и родители воспитанников.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта:
Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи петушка, формировать азы экологического воспитания, содействовать интересу детей к объектам природы, воспитывать любовь к родному языку, формировать познавательную активность.
Задачи проекта:
1.Продолжать учить детей рассматривать игрушки (петушок, курочка, цыплята).
2.Называть, показывать домашних птиц, части тела и движения.
3.Закрепить представление детей о том, что петушок - это папа, курочка - мама, и детеныши - цыплятки. Это семья.
4. Содействовать речевому развитию через подражания голосам домашних птиц, разучивание стихов, потешек.
5. Познакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке. Формировать умения слушать чтение, рассказывание художественных произведений, понимать их содержание.
6.Формировать познавательную активность, приобщая детей к национальной культуре.
7.Воспитывать интерес к наблюдению и бережное, заботливое отношение к домашним птицам.
8. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Предполагаемый результат:
-расширение знаний детей об окружающем мире, о домашних птицах на примере петушка и его семьи.
- развитие речи через подражание голосам домашних птиц, разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр.
- формирование умения слушать чтение, рассказывание художественных произведений с пониманием их содержания, умение пересказывать услышанное.
- развитие эмоциональной отзывчивости, получение радости, удовольствия от совместных действий.
- повышение познавательной и экологической компетентности у родителей через совместное участие в реализации данного проекта.
Актуальность:
Тема проекта была выбрана с учетом возраста детей и любимых ими сказок. Петушок и Курочка Ряба — одни из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с малышами найдется немало материала по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Мини-музей «Дружная семейка» поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку третьего - четвертого года жизни.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
1. Формулировка проблемы.
2. Формулировка цели и задач.
3. Подбор методической литературы.
4. Подбор художественной литературы.
5. Подбор дидактических игр.
6. Подбор материалов для продуктивной деятельности.
7. Составление перспективного плана мероприятий.
8. Знакомство родителей с темой и планом работы.
Основной
Реализация плановых мероприятий в совместной деятельности воспитателя и детей:
Дата | Мероприятие | Задачи | |
январь | 2 неделя | Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: «Курочка Ряба». Составление описательных рассказов о петухе по моделям. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний» | Познакомить детей с русской народной сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план. Развивать память, мышление. |
3 неделя | Разучивание песни-инсценировки «Вышла курочка гулять» Рассматривание иллюстраций, картинок по теме. Дидактическая игра: «Кто так кричит?» | Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе подготовки и проведении инсценировки. Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, умение узнавать их рисунки в детских книгах. Развивать слуховое восприятие детей. | |
4 неделя | Отгадывание загадок о петухе. Инсценировка сказки "Курочка Ряба". Инсценировка песни «Вышла курочка гулять». | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, память, речь. Продолжать учить показывать при помощи интонации настроение, характер героя. Развитие творческих способностей детей. | |
февраль | 1 неделя | Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок и его семья». Составление описательных рассказов о курочке по моделям. Дидактическая игра: «Переложи горох». | Познакомить с произведением К.Д. Ушинского, получить эмоциональный отклик от прослушиваемого произведения. Обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. |
2 неделя | Отгадывание загадок о курице. Рассматривание иллюстраций, картинок по теме. Дидактическая игра: «Поможем маме-курочке». | Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать. Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, умение узнавать их рисунки в детских книгах. Активизировать внимание и память детей. | |
3 неделя | Чтение художественной литературы: сказка: «Петушок и бобовое зёрнышко». Прослушивание: пение петуха, детские песни «Вышла курочка гулять», «Цып-цып, мои цыплятки». Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» (определение на ощупь фасоли и гороха). | Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать послушание и чувство сопереживания героям. Развивать слуховое восприятие. Знакомить с разными способами обследования предметов. | |
4 неделя | Чтение художественной литературы: сказка «Кот, петух и лиса». Обведение и штриховка трафаретов по теме «Домашние птицы». Д/и «Переложи горох» | Довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей. Развитие мелкой моторики рук. | |
март | 1 неделя | Чтение художественной литературы: В. Сутеев "Цыпленок и утенок" Составление описательных рассказов о цыпленке по моделям. Инсценировка сказки «Как цыпленок маму искал» Инсценировка песни «Вышла курочка гулять». | Воспитывать интерес к художественной литературе. Обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план. Учить исполнять роли предложенных персонажей, передавая нужный образ. |
2 неделя | Отгадывание загадок о цыплятах. Рассматривание иллюстраций, картинок по теме. Д/и «Переложи крупу ложкой» | Учить отгадывать загадки. Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, умение узнавать их рисунки в детских книгах. | |
3 неделя | Чтение художественной литературы: К. Чуковский "Цыпленок". Пальчиковая игра «Кормим курочек». П/и «Цыплятки и кот» | Расширить знания детей о жизни животных; учить детей сопровождать чтение (слушание) рассказа жестами, вызывая желание обыграть рассказ. | |
4 неделя | Беседа «Кто как кричит» Настольный театр «Заяц и лиса». Дидактические игра: «Угадай, чего не стало». | Развивать слуховое восприятие. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие сказки. Активизация словаря. | |
апрель | 1 неделя | Отгадывание загадок о петухе, курице, цыплятах. Составление описательных рассказов о петухе, курочке и цыпленке по моделям. Разучивание народной потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика «Катаем яичко между ладонями» | Учить детей внимательно слушать загадку, понимать скрытый в загадке смысл. Обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план. Учить запоминать потешку, проговаривать отдельные слова, понимать их значение. |
2 неделя | Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Курочка». Конструирование «Заборчик вокруг курятника». Дидактическая игра: «Кто, где спрятался? | Воспитывать интерес к художественной литературе. Учить детей использовать детали для построек по желанию и сочетая их по цвету. Развивать фантазию, творчество, эстетический вкус. Учить сопоставлять предметы и картинки. | |
3 неделя | Беседа: «Кто живет в курятнике?» Лепка «Угощение для цыплят». Рассматривание иллюстраций, картинок по теме. | Совершенствовать диалогическую речь детей. Закреплять навыки лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями или пальчиками на дощечке. Поощрять детей по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке. | |
4 неделя | Беседа: «Домашние птицы». Дыхательная гимнастика «Перышко» Коллективная работа «Сказочная птица» (рисование) | Продолжать развивать память, умение поддерживать беседу. Выполнить коллективную работу, используя технику рисования ладошками. |
Описание проекта:
После новогодних каникул в нашей группе стартовал познавательно-развивающий проект «Петушок и его семья», в рамках этого проекта началась работа по созданию мини-музея.
Чтобы родители стали единомышленниками, на родительском собрании я поделилась с ними идеей создания в группе мини-музея, объяснила цель его работы, ожидаемые результаты, высказала надежду на взаимное сотрудничество в процессе оформления экспозиций.
С детьми мы выбрали удобное место в групповой комнате.
Оформили папку, где поместили собранную информацию о петушке (стихи, потешки, загадки, сказки и рассказы, картинки, а также конспекты занятий и бесед с детьми).
Оформили фотоальбом «Я и курочка моя».
Настоящий портрет петушка У Андрюши – петушок-ёлочная
получился у семьи Мурзабековых игрушка
.
Матвей Попов с папой смастерили вот такую дружную семейку:
Дети принесли различные экспонаты по теме проекта, как покупные, так и сделанные своими руками.
Макет курятника помог воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.
Раздел «Еда для курочки» - коллекция кормов: пшеница, зерно, кукуруза, горох.
Игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка): яйцо — цыпленок — курица.
Раздел «Театральный уголок» — игрушки настольного театра для сказки «Курочка Ряба».
Лепка «Угощение для цыплят»
Конструирование «Заборчик вокруг курятника»
Беседа с рассматриванием картинок.
Коллективная работа «Сказочная птица» (рисование ладошками)
Занимаясь с детьми художественным творчеством, мы продолжим работу по оформлению музея.
Инсценировка сказки «Курочка ряба»
Итоги проекта.
В результате данной проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире. Они познакомились с домашними птицами на примере петушка и его семьи.
У детей сформировались элементарные представления о домашних птицах (петух, курица, цыпленок): их внешнем виде; среде обитания; характерных действиях; о пользе, которую они приносят людям.
У детей расширился словарный запас, улучшилась речь, внимание, память, мелкая моторика. Начало формироваться умение сравнивать и анализировать увиденное.
Активизировались познавательная способность и познавательная деятельность. Дети узнали много нового, интересного.
Все это способствовало развитию эмоциональной отзывчивости. Дети стали получать радость, оказывая помощь другим живым существам, удовольствие от совместных действий.
Родители были активно в воспитательно-образовательный процесс. Они рассматривали выставки рисунков, приносили книги с произведениями о петушке и его семье. Помогли создать групповой мини-музей. Принесли различные экспонаты по теме проекта как покупные, так и сделанные своими руками.
Продукты проектной деятельности:
1.Фотоальбом «Я и курочка моя»
2.Фотоальбом инсценировки сказки «Курочка Ряба» (размещен на сайте детского сада det-sad77 .narod.ru).
3.Коллективная работа «Сказочная птица» (рисование ладошками).
4.Выставка работ «Угощение для цыплят» (лепка).
5. Мини-музей «Дружная семейка».
Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению окружающим миром.
6.Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению окружающим миром.
Литература:
Комплексные занятия под ред. М. А. Васильевой. Издательство «Учитель» 2012
Е. А. Янушко. Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Мозаика-Синтез 2005 г.
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Мозаика-Синтез 2005 г.
А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. М., «Просвещение» 1985
«Хрестоматия для детей 1-5 лет» сост. И.М.Стремок-Мн.: ООО Юнипресс», 2001г.